Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке




Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке.

Исходя из цели, в экспериментально - практической части работы нами были поставлены следующие задачи:

· Провести диагностический тест на остаточные знания.

· Произвести сравнительный анализ полученных данных.

Для проведения диагностического среза был разработан тест, состоящий из 2 частей. В первой части теста исследуется уровень общих знаний о музыке и музыкальной выразительности. Во второй части исследуется уровень интереса к музыке вообще, и конкретно к музыке Прокофьева. Так же выясняется знание музыки Прокофьева и умение её анализировать. Тест состоит из 7 заданий, на выполнение которых отведён один академический час (45 минут). Каждое задания оценивается по пятибалльной шкале. Сумма набранных балов переводится в финальную оценку, так же в пятибалльной системе.

В данном исследовании принимали участие учащиеся 9 класса, лицея №13 в составе 27 человек.

Испытуемым были розданы бланки теста. Перед учащимися была поставлена задача в течение урока ответить на все вопросы теста.

Первое задание должно было показать знание учащимися инструментов симфонического оркестра. Предлагается список 12 основных инструментов симфонического оркестра. Задача испытуемого подписать к каждому инструменту, к какой группе он относится, используя следующие обозначения: «1» - струнные (смычковые); «2» - деревянные духовые; «3» - медные духовые. К этому заданию по желанию предлагается выполнить дополнительное задание «со звёздочкой» - подписать в каком регистре звучат эти инструменты используя обозначения: «В» - высокий регистр; «С» - средний; «Н» - низкий.

В этом задании подсчитывалось сколько инструментов правильно определенно по группам. 11-12 правильных ответов соответствуют 5 баллам; 10-7 правильных ответов- 4 баллам; 6-3 правильных ответов 3 баллам; задание считается не выполненным если правильно определено менее 3 инструментов, и соответствует 2 баллам. При этом, если испытуемый выполняет задание повышенной сложности и успешно определяет регистр 5 и более инструментов, он увеличивает баллы по этому заданию на 1 балл (или получает 1 дополнительный балл, если набрал по этому заданию 5 баллов).

Во втором задании перед испытуемым ставится задача перечислить известные ему музыкальные формы и жанры. В качестве образца предлагаются жанры опера и симфония, и формы рондо и соната. Максимальные 8 баллов можно получить написав 4 формы и 4 жанра. 5 баллов соответствуют 7-8 правильным ответам; 4 балла 5-6 ответам; 3 балла получили учащиеся, давшие 3-4 правильных ответов, при чём, если учащийся назвал 4 жанра, и ни одной формы, он получал 3 балла; задание считается невыполненным если дано менее 3 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.

В третьем задании выявляется знание учащимися основных средств музыкальной выразительности. Задача испытуемых была написать названия к 7 данным определениям средств музыкальной выразительности. 5 баллов соответствует 7-6 правильным ответам; 4 балла 5-4 ответам; 3 балла 3-2 ответам; задание считается невыполненным, если дано менее 2 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.

В четвёртом задании предлагается раскрыть значение 2 терминов. Мы выбрали термины «полифония» и «а капелла». Учащиеся, верно раскрывшие оба термина, получили 5 баллов; раскрывшие только один получили 4 балла; учащиеся, не знающие значения этих терминов, получили 3 балла. На этом задании заканчивается первая часть теста.

Пятое задание освещает сразу несколько вопросов. Во-первых это умение анализировать услышанное впервые произведение, а именно определить его форму, или сколько в нём частей, и подобрать несколько эпитетов, описывающих характер произведения. Так же предлагается поразмышлять о программном названии, ответив на вопрос «как ты понимаешь название?». Во-вторых выявляется понравилось ли это произведение испытуемому, и почему. Для этого задание нами было выбрана 3-я пьеса из фортепианного цикла С.С. Прокофьева «Сарказмы», потому что, во-первых это эмоционально яркое, динамичное произведение, во-вторых написано в простой трёхчастной форме и имеет программное содержание, и наконец, потому что это произведение обычно не звучит в программах общеобразовательных школ, что позволит нам получить сведения об умениях, проявленных во время слушания, и исключит возможность написания «готового» ответа. Последний вопрос задания выявляет интерес учащихся к академической музыке прошлого столетия вообще. В этом задании оцениваются только первые 3 вопроса - правильно определив форму, раскрыв значение названия и правильно определив характер произведения, испытуемый получал 5 баллов; ответив только на 2 вопроса 4 балла; 1 правильный ответ соответствует 1 баллу. Чтобы оценить ответы на вопросы, касающиеся отношения учащихся к услышанному произведению и к музыке XX в., мы использовали следующую шкалу:

+2 - музыка понравилась, и есть интерес к ней

+1 - скорее понравилась, чем не понравилась

- нейтрален

- скорее не понравилась, чем понравилась

- резко негативное отношение

Следующий, шестой вопрос выявляет знание произведений Прокофьева. В правом столбике записаны названия 6 его известных произведений, которые входят в разные школьные программы, начиная с 1 класса, в левом указаны их жанры. Испытуемый должен установить соответствие между ними, проведя линию от названия к его жанру. Здесь, по количеству верных ответов, мы выявили какие произведения известны классу, какие нет. Так же учащимся предлагалось записать произведения Прокофьева, известные им, но которых нет в списке. Это задание не влияет на оценку, т.к. исследует знания, которые учащиеся должны были получить в предыдущих классах, либо могли получить вовсе за стенами школы.

Последнее, 7 задание является своего рода анкетой, и тоже не оценивается. В нём выявляется, какую музыку любит слушать испытуемый в быту, что в ней нравится, и любит ли он вообще слушать музыку.

В результате анализа данные распределились следующим образом. Оценку «5» получил 1 ученик, получивший в сумме 22 балла из 25. Этот учащийся параллельно занимается в музыкальной школе, и проявляет большой интерес на уроках музыки в общеобразовательной школе. С небольшими погрешностями он практически полностью справился с первой частью. Во второй части примечательно то, что он единственный в классе назвал 2 произведения Прокофьева, которые не были перечислены в 6 задании - это балет «Ромео и Джульетта» и симфония №7.

Оценку «4» получили 11 испытуемых, оценку «3» - 14.

Оценку «2» получил 1 ученик, набравший 13 баллов, и проявивший резко негативное отношение к проводимой работе. В первой части он верно назвал только жанры музыки и раскрыл определение полифонии, остальные задания считаются не выполненными. В его работе все 4 задания первой части были зачёркнуты, что явно говорит о не желании выполнять эти задания. Вероятно, тут можно в некоторой степени говорить даже о неприязни. Во второй части он раскрыл значение названия произведения «Сарказмы» как насмешка над реальностью, и определил характер как резкий, переменчивый. Мы зачли эти ответы за верные. Однако, в вопросах, касающихся отношения к музыке XX в., музыке Прокофьева и музыке вообще он высказал резко негативное отношение.

Для больше точности и лояльности оценок нами было выведено 3 уровня, ориентированных на конкретный класс - высокий, средний и низкий. Высокий уровень соответствует диапазону баллов от максимально полученных 22 баллов до 18 баллов, которым соответствуют работы, показавшие хорошие результаты, но получившие оценку «4». Среднему уровню соответствуют работы, набравшие 17-15 баллов - это так называемые «четвёрки с минусом» и «тройки с плюсом». Работы низкого уровня нами определены, как работы набравшие минимальные 13 и 14 баллов. Таким образом, 9 испытуемых показали результаты высокого уровня, 11 среднего уровня и 7 работ низкого уровня.

Результаты 6 задания показали, что балет «Золушка» более всего известен классу, но и это показали всего 11 работ, что является 40% от класса. На «втором месте» оказалась песня «Болтунья», это показало 10 работ. Произведения «Петя и волк», «Война и мир» и «Александр Невский» знали 5, 4 и 3 учащихся соответственно. Соответствие «Детский альбом» - фортепианный цикл было только в 1 работе.

Таким образом, в ходе работы над экспериментально - практической частью исследования нами было дано описание методов исследования, освящен ход проведения исследования, в результате которого было установлено, что 20 из 27 учащихся (работы высокого и среднего уровней) проявляют интерес к музыке, что, как было отмечено в предыдущей главе, не мало важно для формирования эмоционально-ценностного отношения к ней. Но при этом знание музыки Прокофьева, на наш взгляд, в данном классе находится на низком уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: