Рассмотрев основные разделы ФГОС ДО, необходимо приступить к созданию Программы образовательного учреждения. Это можно сделать 2 способами:
- взяв за основу Примерную программу (одобрена решением федерального методического совета по общему образованию, протокол № 2/5 от 20.05.2015) и сделать ее Основной программой ДОУ
- использовать Примерную программу, сформированную методическими объединениями (распространяется по ДОУ), как базу и создать на ее основе собственную Основную программу.
Структура ПООП ДО представлена в оглавлении и полностью совпадает с указанными в ФГОС ДО основными разделами: целевой, содержательный и организационный. Также имеется перечень основных нормативно-методических документов и литературных источников, которые использовались при подготовке Примерной программы. Напомню, что это Федеральный уровень, то, что требуется для всех и каждогообразовательного учреждения ДО, этоне менее 60 % федерального компонента (обязательная часть).
В целевой раздел входит Пояснительная записка, объясняющая цели и задачи формирования программы, а также планируемые результаты (целевые ориентиры) для 3-х возрастных групп (младенческий и ранний возраст, дошкольный возраст). Также в этом разделе представлен пункт о целях и задачах развивающего оценивания качества образовательной деятельности по Программе.
Содержательный раздел Примерной Программы предоставляет описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5 образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с 3 возрастными группами.
|
В содержательном разделе также представлены аспекты взаимодействия взрослых с детьми (личностно-порождающее взаимодействие) и цели и задачи партнерства педагогического коллектива с семьей воспитанников.
Отдельным пунктом представлено описание программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
В организационном разделе представлены требования и условия, обеспечивающие формирование, развитие Программы в ДОУ:
- психолого-педагогические условия развития,
- организация развивающей предметно-пространственной среды,
- кадровые условия реализации Программы
- материально-технические условия реализации Программы
- финансовые условия реализации Программы
- планирование образовательной деятельности
- режим дня и распорядок
- перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы…
Также в этот раздел входят и перечень нормативных, методических документов и перечень литературных источников, которые использовались при составлении программы и могут стать основой для составления Рабочей программы ДОУ.
ПООП ДО не дает конкретных моментов, представляет только базовые условия, поэтому разработчикам Рабочей программы ОУ необходимо в любом случае использовать собственные наработки, специфические условия, наличие коррекционных программ и дополнительных образовательных (парциальных) программ, используемых в ДОУ. Это компонент ДОУ, который составляет не более 40% от структуры и содержания Рабочей программы.
Далее необходимо рассмотреть принципы построения Примерных программ для конкретных видов деятельности и возрастных групп, которые разрабатываются методическими объединениями на региональном уровне. Эти программы и служат основой для разработки компонента ДОУ. Эти программы распространяются в виде брошюр по всем ДОУ на региональном и муниципальном уровнях.Программы учитывают региональные условия.такие как: социальные, экономические, национальные, климатические, конфессиональные и другие. Структура Программ однотипна: введение, целевой, содержательный и организационный разделы. В пояснительной записке (введении) обязательно указывается, какая Примерная программа является базой для создания Рабочей программы ДОУ.
|
Рассмотрим теперь варианты Рабочих программ, создаваемых в образовательных учреждениях. И х три вида: Основная образовательная программа, коррекционная образовательная программа и развивающие программы дополнительного образования (их может быть несколько).
1. Основная образовательная программа ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО для детей раннего возраста (МБДОУ «Д/С № 23 Шатурского р-на Московской обл.). В данной программе в качестве базовой Примерной программы указана ПООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Указано, что приоритетным направлением развития детей является физкультурно-оздоровительное и познавательно-речевое, что накладывает на составляемые образовательные модули определенные развивающие сегменты, используемые в работе (стр. 12).
|
3. Содержательный раздел начинается с приоритетной области развития – физического. Указаны цели, задачи и направления развития. Указаны конкретные задачи физического развития (учить сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку, учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом и другие.)
4. На каждую область развития указаны конкретные задачи, решаемые в процессе деятельности воспитателя и специалистов, виды детской деятельности, формы образовательной деятельности. Особое внимание уделено также второму приоритетному направлению – речевое развитие.
5. Указаны формы работы по всем 5 образовательным областям.
6. П.2.3. дает объяснение культурных, демографических и других особенностей (их нет). Отмечено, что воспитание и обучение носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Но также отмечен проект для групп раннего возраста – «Адаптация – это серьезно».
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей и социальными партнерами: формирование родительского комитета (Совета), определение целей и вариантов развития образовательного учреждения, организация педагогического и психологического мониторинга и диагностики, вовлеченность родителей в воспитательно-образовательную работу ДОУ. Взаимодействие с социальной средой – это указание на имеющиеся организации медицинского, социального, консультативного характера, которые могут или принимают активное участие во взаимодействии с данным детским садом.
8. В п.2.6. «Иные характеристики содержания Программы) указаны особенности возрастных, режимных моментов и другие частные виды развития.
9. Учебный план (нагрузка) учитывает возрастные характеристики (не более 8-10 мин. 1 занятие для раннего возраста) и суммирует общее количество как занятий, так и времени в неделю. Далее указаны варианты нагрузки по видам деятельности. Отдельно приводится таблица по организационным мероприятиям основного направления развития – закаливающие мероприятия, развитие физкультурно-оздоровительного направления.
10. В организационном разделе указаны виды оборудования и инвентаря, используемого для работы в каждой области, в каждом спец.кабинете или зале.
11. Методическое обеспечение программы учитывается для каждого вида образовательной деятельности.
12. Отдельный пункт –режим, учитывает теплое и холодное время года для каждой возрастной группы и времени пребывания. Учтены требования СанПиН.
13. Указаны традиционные праздники, события и мероприятия, которые учитываются при формировании планов проведения мероприятий.
14. В п. 3.5 указаны особенности предметно-пространственной среды, в которой использованы принципы, нормы и требования, достаточные и необходимые для разнообразного развития детей. Указаны и различные виды оборудования и инвентаря, который используется для различных видов деятельности. Также указаны особые области (объекты) для тематического развития: уголок книги, центр физкультуры, центр строительства, центр сюжетно-ролевой игры, центр изодеятельности, естественно-научный центр, театральный центр.
Занятие 4. 4 часа.