В первой главе мы указали некоторые законодательные акты, ориентированные на развитие дошкольного образования и воспитания. Также необходимо указать и другие нормативно-законодательные акты РФ, касающиеся дошкольного и дополнительного образования:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конвенция ООН «О правах ребенка»;
3. Семейный кодекс Российской Федерации;
4. «Об образовании в РФ» Федеральный закон № 273-ФЗ от 31.12.2014 в действующей редакции;
5. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 в действующей редакции;
6. «Об образовании в Санкт-Петербурге» Закон Санкт-Петербурга № 461-83 от 26.06.2013 в действующей редакции;
7. «Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года», утв. Постановлением Правительства СПб № 355 от 13.05.2014;
8. другие законодательные акты.
Рассмотрим эти документы более подробно.
Закон «Об образовании в РФ»:
- гл. 2, ст.11. «ФГОС и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»: ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования.
- гл. 3. ст. 21. «Образовательная деятельность»: осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
- гл. 3 ст. 23. «Типы образовательных учреждений»: п.2.1 Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
|
п. 4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
- гл. 3, ст. 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность» п.3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
- гл. 5. Ст. 46. «Право на занятие педагогической деятельностью»:
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
|
- гл. 5, ст. 48. «Обязанности и ответственность педагогических работников» (см. раздаточный материал).
- гл. 5. Ст.49. «Аттестация педагогических работников»: п.2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
- гл. 7. Ст. 64. «Дошкольное образование»:
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
|
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»:
- ст. 4. Цели государственной политики в интересах детей:
¨ содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
¨ защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное,психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей основана на принципах: - законодательное обеспечение прав ребенка……
- ст. 9.Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования.
1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
2. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Необходимо отметить, что в каждом регионе имеется свой комплект локальных актов по реализации федеральных законов.