Составление расписания движения самолетов проходит следующие последовательные стадии:
· Формирование авиаперевозчиками проекта расписания собственных рейсов;
· Формирование и согласование проектов внутреннего расписания движения ВС авиаперевозчиков РФ;
· Издание внутреннего расписания движения ВС авиаперевозчиков РФ.
В масштабах всей страны практически невозможно составить расписание, удовлетворяющее всем требованиям заинтересованных авиапредприятий. Конечным критерием оптимальности расписания является экономическая эффективность эксплуатации воздушных линий.
Базой для составления расписания является наличие пассажиропотоков и потенциального спроса на авиаперевозки между парами городов. Величина отправок является одним из показателей, позволяющим принять решение по назначению рейсов. Проект расписания согласовывается со службами управления, связанными с организацией технического обслуживания, обеспечением летной работы, планированием и т.д.
Проект расписания составляется на основе плана движения самолетов. Этот документ фиксирует сеть авиалиний в виде перечня планируемых авиарейсов с указанием по каждому рейсу следующих параметров: маршрута, чистоты, периода навигации, типа самолета, принадлежности самолета и а/п базирования, времени полета по кратчайшему маршруту, вида движения и.т.д. На основе указанных параметров рассчитывается число авиарейсов, налет часов самолетами авиапредприятия, расход ГСМ.
План движения является основой при предварительном расчете потребного количества самолетов и экипажей для выполнения налета часов.
При составлении проекте расписания учитывается старое расписание, которое корректируется с учетом имеющихся возможностей и ограничений.
|
Проект расписания должен быть в обязательном порядке предварительно согласован с заинтересованными службами авиапредприятия и органами Министерства связи.
К расписанию движения ВС предъявляются определенные требования, обеспечивающие высокую безопасность полетов. Каждый рейс закрепляется во времени и пространстве таким образом, чтобы осуществлялась увязка по безопасности между рейсами всех авиапредприятий. Высокая безопасность полетов обеспечивается соблюдением нормативов пропускной способности аэропортов и контролирующих также пересечение трасс.
При разработке проекта расписания авиапредприятия обеспечивают соблюдение всех установленных на планируемый сезон ограничений авиатранспортной сети и увязывают свои коммерческие интересы с ресурсами, которыми они располагают (самолетный парк, экипажи, топливо).
Для этого учитывается большое количество исходных данных. Необходимо иметь:
1. Информацию об исправности самолетного парка по месяцам, где необходимо указать:
- Отход самолетов в ремонт, на планово-техническое обслуживание и сроки окончания ремонта;
- Количество выдаваемых самолетов под расписание по месяцам.
2. Данные о поступлении новых самолетов с указанием точной даты.
3. Статистические данные по отправкам пассажиров между парами городов.
4. Проект международного расписания, заявки на чартерную программу.
5. Наличие экипажей.
Также необходимо учитывать ограничения по:
- Использованию самолетного парка и экипажа;
|
- Точкам схождения и пересечения трасс;
Аэропортам:
а) периоды ремонта аэродромов;
б) возможность приема аэропортом самолетов данного типа;
- Удовлетворению заявок различных организаций;
Ограничения по использованию самолетного парка заключаются в обеспечении заданного объема работы минимальным числом самолетов при налете на один самолет не менее нормативного времени.
Общее число самолетов, обеспечивающих нормальное функционирование расписание с учетом резерва парка, ремонта и регламентного обслуживания, равно:
N парк = N расп +N рез +N рем +N регл
Минимизация числа самолетов позволяет увеличить налет на один самолет, повысить регулярность за счет резерва, а также выполнить дополнительный объем работ.
Аэропорты по времени работы могут быть круглосуточными и некруглосуточными, что ограничивает возможности прокладки рейса.
Другой ограничивающий фактор – ремонт ВПП. Ряд аэродромов закрыт для приема и вылета из-за ограничения по шумам вследствие близкого расположения населенных пунктов. Таким образом, имеются интервалы времени Т; Т+ t, в пределах которых рейсы не могут осуществляться.
Рейсы, обслуживающие заявку Министерства связи и других организаций являются приоритетными и прокладываются в первую очередь. Их изменение во времени являются минимальными.
Предварительная прокладка рейсов осуществляется графически, путем составления графика оборота самолетов (ГО).
Размещение рейсов производиться по возможности в коммерчески – выгодное время, обеспечивающие наибольшую занятость кресел. Для каждой воздушной линии характерен свой интервал коммерческого времени. Так, для одних линий, например, Санкт-Петербург – Москва, ночной вылет не пользуется спросом, для других Санкт-Петербург – Сочи – безразличен.
Размещение рейсов производиться так, чтобы не только формально вылет или прилет не попадал в запретную зону, но и находился в достаточном удалении от границ интервала.