РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
Задачи раздела
• Формировать первоначальные представления:
— о себе как биопсихосоциальном существе (внешние признаки, половые раз
личия, настроения, чувства, переживания, поступки);
— особенностях поведения людей в зависимости от половых различий, о доми
нирующих видах деятельности и увлечений людей разного пола и возраста;
— внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; об особенностях их одеж
ды, проявлениях достойного поведения;
— социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном
назначении различных помещений.
• Формировать дифференцированные представления:
— о своей видовой, родовой, половой принадлежности в соответствии со следу
ющими признаками: социальные фемининные и маскулинные качества, особен
ности проявления чувств и эмоций, специфика полоролевого поведения;
— близких и дальних родственниках как представителях определенного воз
раста и пола, об особенностях их поведения, взаимоотношений; о «мужских» и
«женских» праздниках, способах поздравления друг друга; социальных функци
ях членов семьи, их родственных связях; нормах и правилах поведения людей
разного пола в семье;
— различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный,
сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) сверстников,
взрослых людей, животных (в реальной жизни и в художественном изображе
нии), определяемых по ряду средств и способов выражения экспрессии (мими
ка, жесты, поза, интонации);
— особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых раз
личий, о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных
отношений между детьми разного пола, понимания между ними;
|
— семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родо
вым началом;
— особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста
в семье.
Способствовать проявлению:
— эмпатии по отношению к сверстникам, литературным персонажам, близким
людям;
— заботы по отношению к младшим, сверстникам и старшим людям разного
пола;
— интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола,
семейным делам, праздникам, совместному обсуждению семейных проблем;
— потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем соб
ственной половой принадлежности.
Содействовать становлению:
- адекватной идентификации себя с другими людьми по видовым, родовым и половым характеристикам;
способов бесконфликтного поведения в общении детей друг с другом с учетом половых различий в детском саду и семье;
специфических «мужских» и «женских» операций в различных видах деятельности;
— практической реализации специфических фемининных и маскулинных ка
честв в коммуникативной деятельности;
способов адекватной передачи собственных эмоциональных состояний (мимика, интонация);
— способов самообслуживания (умывание, одевание, стирка и глаженье мелкого
белья, мытье обуви, посуды, накрывание на стол, частичная уборка помещения),
ручного труда (пришивание пуговиц, заколачивание гвоздей), соответствующих
половой принадлежности;
— навыков поведения в быту, в повседневном общении, общественных местах
в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной куль
туры.
|
• Актуализировать использование полученной информации в разных видах продуктивной, игровой, изобразительной, двигательной, художественно-эстетической деятельности
Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка»
Тема «Чем похожи мальчики и девочки»
Слайды. |
Познавательная деятельность: просмотр слайдов: А. Венецианов «Захарка», «Портрет дочери художника», В. Серов «Мика Морозов», И. Глазунов «Вера». Речевая деятельность:
рассказывание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
Выставка детских работ. |
чтение «Большой энциклопедии для дошкольника» (авт. В. Лаптева, И. Лебедева. М, 2004); беседа по картинам: В. Серов «Мика Морозов», И. Глазунов «Вера». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мои друзья — мальчики и девочки»;
лепка и роспись «Барышня и кавалер» (дымковская игрушка).
8
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Выставка детских работ. |
Настольно-печатный материал. Атрибуты к игре |
Тематический альбом. |
Музыкальная деятельность: музыкально-ритмические движения: хоровод «А я по лугу» (для девочек), «Во кузнице» (для мальчиков), парные танцы «Сударушка», «Полька». Игровая деятельность: дидактические игры: «Собери портрет», «Кому что нужно», «Одень правильно»; подвижная игра «Замри». Итоговое занятие 1* | Настольно-печатный материал |
Тема «Настроения и чувства» | |
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций на тему «Такое разное настроение»; просмотр слайдов по теме «Настроение человека». Речевая деятельность: беседа на тему «Очень важный разговор»; чтение литературных произведений: русская народная сказка «Царевна-несмеяна», А. Босс «Мими»; заучивание стихтворения Я. Акима «Весело мне!» Изобразительная деятельность: рисование «Мое настроение»; аппликация «Разные клоуны». Музыкальная деятельность: слушание музыки: А. Гречанинов: «Котик заболел», «Котик выздоровел»; слушание этюдов Н. Сушевой: «Заблудились», «Приятная прогулка», «Берегитесь, мыши!». Игровая деятельность: речевые игры «Ласковые слова»; дидактические игры «Подбери картинку», «Когда это бывает?», лото «Весело — грустно», «Страна колобков». Итоговое занятие 2 | Тематический альбом «Такое разное настроение». Слайды. Выставка детских работ. Настольно-печатный материал |
Темы «О настоящих мальчиках», «О настоящих девочках» | |
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций на тему «Разные поступки»; разгадывание кроссвордов по сказкам. | Тематический альбом «Разные поступки». Кроссворды по сказкам. |
* Оборудование для занятий см. далее в конспектах занятий.
|
Речевая деятельность:
>еседа на темы: «Наши поступки», «Как порадо-зать друга»;
рассказывание сказок и беседа по ним: русские народные сказки «Морозко», «Хаврошечка», сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев»; чтение произведений художественной литературы: Н. Носов «Приключения Незнайки», Э. Шим «Брат и младшая сестра», О. Уайльд «Мальчик-звезда»; литературная викторина «Из какого произведения герой (героиня)?». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой любимый сказочный герой (героиня)»;
аппликация на тему «Карнавальные костюмы мальчиков и девочек». Музыкальная деятельность: слушание музыки: адажио Маши и Щелкунчика, дуэт Мари и принца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Театрализованная деятельность: драматизация отрывков из сказки А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Трудовая деятельность:
ручной труд: вышивание и плетение салфеток (девочки), выжигание по дереву, чеканка (мальчики); изготовление украшений из бросового материала, дополняющих костюмы мальчиков и девочек; хозяйственно-бытовой труд на участке детского сада и труд на огороде с распределением обязанностей девочек и мальчиков. Игровая деятельность:
дидактические игры: «Кто из какой сказки», «Хорошо и плохо», «Правильно и неправильно», «Как поступить?»;
сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Итоговые занятия 3, 4
Тема «Интересы и мечты»
Познавательная деятельность:
составление альбома рисунков и рассказов на тему
«Наши увлечения»;
экскурсия на выставку коллекций (марок, кален-
10
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Речевая деятельность:
составление рассказов на тему «Если бы у меня была волшебная палочка...»; рассматривание картин: «На спортивной площадке», «Удильщики». Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация по замыслу детей для выставки «Наше творчество». Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги, бросового материала на выставку «Мир увлечений». Музыкальная деятельность: разучивание песни «Из чего же, из чего же...» (муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Хелемского); музыкальный конкурс «Наши таланты». Трудовая деятельность:
ручной труд «Мы — волшебники» (изготовление подарков для друзей и родных). Игровая деятельность: дидактические игры: «Из какой сказки герой?», «Кто что любит». Итоговое занятие 5
Тема «Об этикете»
Познавательная деятельность: беседа «О культуре поведения в общественных местах (в театре, транспорте, магазине)». Речевая деятельность:
чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово».
Изобразительная деятельность:
аппликация на тему «Салфетки для праздничного
обеда».
Музыкальная деятельность: обучение правилам этикета в парных танцах.
Трудовая деятельность: дежурство по столовой — сервировка стола.
Игровая деятельность: дидактические игры: «Правильно и неправильно», «Уроки этикета». Итоговое занятие 6
Картины.
Выставка детских работ.
Выставка детского творчества.
Настольно-печатный материал
Выставка детских работ.
Схема «Сервировка стола»
Настольно-печатный материал
■ | |
Блок «Мужчины и женщины» | |
Тема «О красоте мужской и женской» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «О красоте мужской и женской»; рассматривание иллюстраций по теме «Мужской и женский образ в искусстве». Речевая деятельность: рассматривание картин В. Васнецова «Аленушка», «Богатыри» и составление по ним рассказов; составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя мама», «Мой папа»; аппликация из ткани «Бальные костюмы мужчин и женщин». Музыкальная деятельность: вечер бального танца с участием семейных пар. Игровая деятельность: дидактические игры «Кому что нужно», «Модный салон»; сюжетные игры «Парикмахерская», «Салон красоты». Итоговое занятие 7 | Тематический альбом. Картины. Выставка детских работ. Настольно-печатный материал. Атрибуты к играм |
Тема «Настоящий мужчина» | |
Познавательная деятельность: рассматривание иллюстраций по темам: «Интересы и увлечения», «Спорт». Речевая деятельность: чтение произведений художественной литературы: сказка «Никита Кожемяка»; заучивание пословиц и поговорок о мужских качествах. Изобразительная деятельность: рисование на темы «Мой папа», «Защитники Родины». Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки папам и дедушкам». Музыкальная деятельность: музыкально-физкультурное развлечение «Богатырские забавы». | Тематические альбомы. Картотека пословиц. Выставка детских работ. |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Игровая деятельность: подвижные игры для мальчиков; сюжетно-ролевые игры с героической тематикой «Пожарники», «Спасатели», «Пограничники». Итоговое занятие 8 | Атрибуты к играм |
Тема «Настоящая женщина» | |
Познавательная деятельность: беседа «О настоящих женщинах»; рассматривание иллюстраций на тему «Женский образ в искусстве». Речевая деятельность: составление рассказов на темы: «Моя мама лучше всех», «Мои добрые соседи»; чтение отрывков с описанием женских образов из произведений А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; заучивание пословиц и поговорок о женских качествах. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Самая любимая». Музыкальная деятельность: развлечение «Мамы у нас в гостях». Игровая деятельность: дидактические игры «Подбери украшение», «Собери на бал»; речевые игры-импровизации: «Комплименты», «Подарки»; игры-драматизации по сказкам А.С. Пушкина. Итоговое занятие 9 | Тематический альбом. Картотека пословиц. Выставка детских работ. Настольно-печатный материал Атрибуты к играм |
Тема «Труд "мужской" и "женский"» | |
Познавательная деятельность: экскурсии на кухню, в кабинет медсестры, прачечную, костюмерную, столярную и обувную мастерскую; рассматривание иллюстраций на тему «Труд мужской и женский»; просмотр видеофильмов о работе спасателей; просмотр и обсуждение диафильма «Рассказ о неизвестном герое». | Тематический альбом «Труд мужской и женский». |
Речевая деятельность: чтение произведений художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?»; заучивание пословиц и поговорок о труде; рассматривание картин из серии «Профессии». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Строительство дома». Музыкальная деятельность: разучивание и исполнение песен о труде мужчин и женщин. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и родителей по различным видам мужского и женского труда (ремонт мебели, уборка участка, шитье одежды для кукол, приготовление угощения). Игровая деятельность: дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Разложи по порядку», «Модель труда»; сюжетные игры «Обувная мастерская», «Парикмахерская»; строительные игры. Итоговое занятие 10 | Картотека пословиц. Выставка результатов труда. Настольно-печатный материал |
Блок «Моя семья» | |
Тема «Родственники» | |
Познавательная деятельность: рассматривание фотографий на тему «Моя семья»; рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Речевая деятельность: рассказывание по картине «Семья»; составление творческих рассказов о семье; заучивание стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя семья». Игровая деятельность: дидактические игры: «Кто чем занят», «Родословная»; сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Итоговое занятие 11 | Фотоальбом на тему «Моя семья». Альбом иллюстраций на тему «Семья». Выставка детских работ. Настольно-печатный материал. Атрибуты к играм |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Тема «Семейные праздники» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Семейные праздники»; посещение фотовыставки на тему «Праздник в нашей семье». Речевая деятельность: заучивание стихов к праздникам 23 февраля и 8 Марта. Изобразительная деятельность: рисование афиш, пригласительных билетов на праздники. Музыкальная деятельность: пение песни «Лучше друга не найти» (муз. и ел. Е. Асеевой). Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки для родных в их день рождения». Игровая деятельность: спортивное развлечение «Спортивная семья»; дидактические игры «Подбери подарок», «Подарки всей семье»; сюжетно-ролевая игра «Женский праздник». Итоговое занятие 12 | Фотовыставка на тему «Праздник в нашей семье». Настольно-печатный материал |
Тема «Взаимоотношения и общение в семье» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Взаимоотношения в семье»; экскурсия на выставку «Умелые руки». Речевая деятельность: чтение произведений художественной литературы: А.С. Пушкин «Зимний вечер», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», А. Шибаев «Дед и внук», Г. Виеру «Мама, почему?»; сочинение писем близким родственникам; беседа по прочитанным рассказам В.А. Осеевой «Просто старушка», «Посмеялись над бабушкой»; заучивание стихотворения А. Барто «Разговор с мамой»; заучивание пословиц и поговорок о семье. Изобразительная деятельность: аппликация из ткани «Подарки родным и близким». Конструктивная деятельность: «В моем доме хватит места всем». | Картотека пословиц. Выставка детских работ |
Продолжение
Музыкальная деятельность: прослушивание песен «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, ел. М. Пляцковского), «Родительский дом» (муз. В. Шаинского, ел. М. Рябинина). Трудовая деятельность: совместная работа детей с родителями дома по изготовлению атрибутов, деталей дизайна квартиры. Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры по семейной тематике: «В гости к бабушке», «Моя дружная семья», «Приезд родных»; дидактическая игра «Так и не так». Итоговое занятие 13 | Выставка «Умелые руки» (работы родителей и детей). Атрибуты к играм. Настольно-печатный материал |
Блок «Детский сад — мой второй дом» | |
Тема «Дети и взрослые в детском саду» | |
Познавательная деятельность: экскурсии и наблюдение за работой заведующего, методиста, завхоза; рассматривание фотографий на тему «Наш детский сад». Речевая деятельность: составление творческих рассказов на тему «Помогаем взрослым»; пересказ рассказов Н. Калининой: «Разве так играют?», «Наша дружная группа»; чтение произведений художественной литературы: «Наш детский сад» из книги «Читаем детям», Н. Носов «На горке», Е. Пермяк «Самое страшное». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой друг». Конструктивная деятельность: составление макета «Моя группа в детском саду». Музыкальная деятельность: концерт для сотрудников детского сада. Трудовая деятельность: ручной труд: изготовление подарков сотрудникам Детского сада; хозяйственно-бытовой труд в группе, организация работы дежурных. | Тематический фотоальбом «Кто работает в детском саду». Выставка детских работ. Схемы трудового процесса, модель «Сервировка стола». |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Игровая деятельность: дидактические игры «Вежливый ручеек», «Кому это нужно»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Итоговое занятие 14 | Настольно-печатный материал. Атрибуты к игре |
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ» Задачи раздела • Уточнять, конкретизировать, дифференцировать представления: — о последовательности событий в жизни человека, детского сада, города, страны; — рождении человека, его ценности в семье; — близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, в сохранении чести рода; — последовательности этапов жизни человека; — происхождении имен, названий городов, улиц; — реликвиях (семьи, детского сада, города); — развитии человеческой цивилизации (транспорт, жилище, бытовые условия); — исторической сущности норм и правил поведения; — значимости каждого человека в жизни других людей; — исторических памятниках. • Способствовать проявлению потребности в получении информации о развитии цивилизации и истории семьи, города, страны. • Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, городу, стране. • Стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению (сверстники, родственники, сотрудники детского сада). • Формировать способы: — восприятия человека как социально значимого существа; — проявления доброжелательного, уважительного отношения к окружающему, людям труда; заботливого отношения к близким людям, членам семьи; — выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду; — поддержания порядка, чистоты, благоустройства, уюта в доме, группе детского сада, микрорайоне; — практического применения полученной информации в разных видах организованной и самостоятельной деятельности | |
Блок «Появление и развитие человека на Земле» | |
Тема «История развития человека» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Развитие человека»; экскурсия в группу раннего возраста; | Тематический альбом «Развитие человека». |
рассматривание фотографий на темы: «Когда я был маленький», «История жизни моих родителей», «Мои бабушка и дедушка». Речевая деятельность; чтение и беседа по произведениям художественной литературы: Л. Толстой. «Рассказы для детей», Е. Пермяк «Мамина работа»; составление рассказов к фотовыставке «Памятные события в жизни моей семьи». Изобразительная деятельность: рисование открыток ко дню рождения близких, сверстников в детском саду; аппликация на тему «Подарки малышам». Игровая деятельность: дидактические игры «Моя лента времени», «Возрастная линия», «Кому что подарю», «Что за чем», «Лесенка поступков»; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа», «Больница», «Парикмахерская», «Новоселье» и др. Итоговое занятие 15 | Фотоальбомы детей группы. Фотовыставка «Памятные события в жизни моей семьи». Выставка детских работ. Настольно-печатный материал. Атрибуты к играм |
Тема «Жилище человека» | |
Познавательная деятельность: игра«Путешествие во времени» (история жилища); экскурсия в музей «История осветительных приборов»; игры-путешествия: в прошлое часов, зеркала, плиты; экскурсия на строительную площадку. Речевая деятельность: составление описательных рассказов «Разные жилища»; разучивание загадок о предметах освещения, отопления; беседа по иллюстрациям, отражающим специфику Жилища в разные исторические эпохи; чтение и пересказ английской народной сказки «Три поросенка». | Тематический альбом «Жилища разных времен». Фотовыставка на тему «Дизайн современной квартиры». Картотека загадок о предметах освещения, отопления. |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Экспериментальная деятельность: организация опытов по изучению различных свойств строительных материалов (глины, камня, дерева); организация опытов с осветительными приборами. Конструктивная деятельность: изготовление и обыгрывание макетов «Квартира Барби», «Жилище древнего человека». Игровая деятельность: дидактические игры «Сказочный дворец», «Собери домик». Итоговое занятие 16 | Материалы для экспериментирования. Макеты: «Квартира Барби», «Жилище древнего человека». Настольно-печатный материал. |
Тема «Развитие труда человека» | |
Познавательная деятельность: игра «История машин-помощниц»; экскурсия на кухню, в прачечную (осмотр используемой техники); игры-путешествия: в прошлое утюга, стиральной машины, пылесоса; экскурсия на хлебное поле весной, летом, осенью; просмотр видеофильма «Аксеновские мастера» (о ткачестве, плетении). Речевая деятельность: чтение русских народных сказок «Колосок», «Хав-рошечка», сказки К. Ушинского «Рукодельница и Ленивица»; составление рассказов о бытовых электроприборах; заучивание пословиц и поговорок о труде, загадок об орудиях труда. Трудовая деятельность: труд на огороде детского сада (посев льна, хлебных злаков, их выращивание, уборка); ручной труд на тему «Красивый коврик» (плетение на рамке); ручной труд на тему «Сошьем Дуне сарафан» (шитье одежды для кукол). Изобразительная деятельность: лепка и роспись глиняной посуды. | Тематический альбом «Машины-помощницы». Видеофильм. Картотека пословиц, поговорок, загадок. Материалы для ручного труда. Выставка женской одежды. Образцы росписи. |
Игровая деятельность: дидактические игры «Раньше и теперь», «Ремесла на Руси», «Разложи по порядку»; сюжетно-ролевая игра «Семья». Итоговое занятие 17 | Настольно-печатный материал. Атрибуты к сюжетно-ро-левой игре |
Тема «Развитие транспорта» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Машины на службе человека»; экскурсия на почту, телеграф; рассматривание иллюстраций на тему «Виды транспорта»; игры-путешествия: в прошлое автомобиля, самолета, телефона. Речевая деятельность: составление рассказов по картинам «На улицах города», «Машины на стройке», «В поле»; составление рассказа «Письмо заболевшему товарищу»; чтение произведений художественной литературы: С. Маршак «Почта», К. Чуковский «Телефон». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Разные виды транспорта»; коллективная аппликация на тему «Транспорт на улицах нашего города». Конструктивная деятельность: конструирование различных видов транспорта из модулей, бумаги, бросового материала. Игровая деятельность: строительные игры «Гараж», «Пароход»; дидактические игры «Едет, плавает, летает», «Назови и расскажи»; сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Почта». Итоговое занятие 18 | Тематические альбомы на темы: «Транспорт», «Средства связи». Картины. Выставка игрушечного транспорта разного вида. Выставка детских работ. Настольно-печатный материал. Атрибуты к играм |
Тема «Этикет, его история» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Вежливая улица» (о правилах поведения на улице, в транспорте); рассматривание иллюстраций книги Н. Богуславской, Н. Купиной «Веселый этикет». Речевая деятельность: чтение произведений «Вол-^шебное слово», «Просто старушка» В. Осеевой. | Иллюстрации. |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
Трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой труд (сервировка стола); ручной труд: вышивание салфеток для гостей. Игровая деятельность: дидактические игры «Что здесь не так», «Правильно — неправильно»; сюжетно-ролевая игра «Театр». Итоговое занятие 19 | Настольно-печатный материал. Атрибуты к сюжетно-ро-левой игре |
Блок «История семьи» | |
Тема «Родословная» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «Что означают наши имена и фамилии»; рассматривание семейных фотоальбомов. Речевая деятельность: составление рассказов на тему «Моя семья»; тение произведений художественной литературы: «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество» А. Барто, «Моя родня» Я. Акима; разучивание произведений малых форм фольклора с использованием имен. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя семья». | Семейные фотоальбомы. Картотека произведений малых форм фольклора. Выставка детских работ. |
Блок «Родной город» | |
Тема «История возникновения города» | |
Познавательная деятельность: беседа на тему «История нашего города»; экскурсия «Ворота нашего города» (железнодорожный, речной и автовокзалы, аэропорт)»; рассматривание альбома «Наш город раньше и теперь». Речевая деятельность: чтение стихов, рассказов о родном городе. Изобразительная деятельность: рисование на тему «На городской улице». Конструктивная деятельность: конструирование на тему «Городская улица». | Тематический альбом «Наш город раньше и теперь». Фотовыставка «Знаменитые люди нашего города». |
Игровая деятельность: строительная игра «Город»; дидактическая игра «Что это за здание?». Итоговое занятие 21 | Материалы к строительной игре. Настольно-печатный материал |
Тема «Названия городов и улиц» | |
Познавательная деятельность: рассматривание карты родного города с обозначением названий улиц; просмотр видеофильма «Улицы нашего города»; рассматривание иллюстраций на тему «Наш город»; экскурсия по главным улицам города. Речевая деятельность: составление рассказов на тему «Моя улица». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Праздник в городе». Конструктивная деятельность: постройка города с заданными названиями улиц (Фонтанная, Парковая, Липовая, Книжная, Спортивная и др.). Музыкальная деятельность: прослушивание песен о городах, городских улицах («Есть улицы центральные» (муз. Ю. Антонова, ел. И. Шаферана)) и др. Игровая деятельность: дидактическая игра «Назови это место в городе». Итоговое занятие 22 | Карта микрорайона. Видеофильм. Тематический альбом «Наш микрорайон». Выставка детских работ. Настольно-печатный материал, фотографии, иллюстрации |
Тема «Достопримечательности города» | |
Познавательная деятельность: экскурсия «Исторические памятники нашего города» (возложение цветов, чтение стихотворений); рассматривание иллюстраций на тему «Достопримечательности нашего города». Речевая деятельность: составление рассказа на тему «Что бы я рассказал гостям о нашем городе». Изобразительная деятельность: рисование на тему «Самое красивое здание нашего города». Конструктивная деятельность: конструирование на тему «Старинная архитектура». | Карта микрорайона. Тематический альбом «Наш микрорайон». Выставка детских работ. |
Планирование
Планирование по разделам программы
Продолжение
Продолжение
1 | > _ |
Игровая деятельность: дидактические игры «Го- | Настольно-печатный |
родской транспорт», «Узнай это место». | материал, фотографии, |
Итоговое занятие 23 | иллюстрации |
Блок «Родная страна» | |
Тема «История России» | |
Познавательная деятельность: | |
экскурсия в краеведческий музей; | |
рассматривание иллюстраций на тему «Древняя | Тематический альбом |
Русь». | иллюстраций «Древняя |
Русь». | |
Речевая деятельность: чтение рассказов о Руси, | |
князе Владимире (энциклопедия С. Новикова | |
«История»). | |
Конструктивная деятельность: коллективная ра- | Выставка детских работ. |
бота на тему «Старинная русская крепость» (полу- | |
объемная бумажная пластика). | |
Игровая деятельность: | |
дидактические игры «Собери воина в поход», | Настольно-печатный ма- |
«Одень девицу, молодца»; | териал. |
подвижные игры «Защита крепости», «Стрелок». | Атрибуты для подвижных |
Итоговое занятие 24 | игр |
Тема «Защитники Отечества» | |
Познавательная деятельность: | |
беседа на тему «Долгий век кольчуги»; | Альбомы иллюстраций |
экскурсия в музей «Воинские доспехи». | «Древнерусская армия», |
«Путешествие по страни- | |
цам истории». | |
Речевая деятельность: | |
чтение отрывков из произведения А. Бегуновой | |
«От кольчуги до мундира»; | |
чтение былин в пересказе И. Карнауховой «Рус- | |
ские богатыри», беседа по иллюстрациям. | |
Изобразительная деятельность: рисование на | Выставка детских работ. |
тему «Доспехи русских воинов». | |
Музыкальная деятельность: | |
прослушивание песен о русских богатырях, защит- | |
никах Отечества; | |
разучивание старинной русской песни «Из-за леса, | |
из-за гор идет ротушка солдат»; | ___ J |
музыкальные игры «Ловкие наездники», «Наши кони быстры»;
Атрибуты к празднику. Настольно-печатный материал |
праздник, посвященный Дню защитника Отечества «Богатырские забавы». Игровая деятельность: дидактические игры «Историческое лото», «От кольчуги до мундира». Итоговое занятие 25
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ»
Задачи раздела
* Формировать дифференцированные представления, систематизировать зна
ния детей:
— о назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых
в строительстве жилища, предметах быта, закономерном размещении вещей в
доме;
— функциональном назначении построек: избы, хлева, амбара, бани, колодца;
— традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудо
вых действиях, востребованности результатов);
— различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончар
ном, кузнечном, плотницком ремесле, изготовлении и украшении одежды);
— национальной одежде (мужской и женской, праздничной и будничной), осо
бенностях ее украшения;