Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.




Занятия

Для детей 5-6 лет

по социально-коммуникативному развитию и социальному

.


 


воспитанию

 

Издательство «ТЦ СФЕРА»

 

Коломийченко Л.В.,

Чугаева Г.И.,

Югова Л,И.


УДК 373 ББК 74.100 К61

Рецензент:

М.Ю. Парамонова — канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, декан факультета дошколь­ной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педаго­гический государственный университет».

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.

К61 Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.

ISBN 978-5-9949-1113-6

Предлагаемое пособие входит в учебно-методический комплект парци­альной программы дошкольного образования по социально-коммуникатив­ному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра». В комплект входят четыре книги.

В первой книге представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспи­тания дошкольников. В данной книге даются планирование и занятия для старшей группы ДОО по программе «Дорогою добра», расскрываются пси­хологические аспекты работы с детьми 5—6 лет, обеспечивающие их при­общение к разным видам социальной культуры.

Пособие предназначено педагогам и психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей, разработчикам инновационных проек­тов, а также родителям.

УДК 373 ББК 74.100

© ООО «ТЦ Сфера», 2015 © Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. 2015

ISBN 978-5-9949-1113-6


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данная книга входит в учебно-методический комплект парци­альной программы дошкольного образования по социально-ком­муникативному развитию и социальному воспитанию дошколь­ников «Дорогою добра».

Планирование и итоговые занятия по реализации програм­мы социально-коммуникативного развития и социального вос­питания дошкольников «Дорогою добра» разработаны на основе результатов исследований, проводимых на базе эксперименталь­ных площадок дошкольных образовательных организаций (ДОО) г. Перми и Пермского края и факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарного педагогиче­ского университета.

Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения дошкольников к различным аспектам социальной культуры. Технологическое сопровождение реализации программы осуществлено в соответ­ствии с принципами:

— последовательности и концентричности, обеспечивающи­
ми постепенное обогащение содержания различных сфер
социальной культуры по темам, блокам и разделам, воз­
вращение к ранее пройденным темам на более высоком
уровне формирования знаний (от элементарных представ­
лений по отдельным признакам к обобщенным представ­
лениям по системе существенных признаков), познание
объектов социального мира в процессе их исторического
развития;

— системности, предполагающим формирование у детей
обобщенного представления о социальном мире как си­
стеме систем, в которой все объекты, процессы, явления,
поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости; становление основ диалектическо­
го понимания социальной действительности;

— интегративности, предусматривающим возможность ре­
ализации содержания социальной культуры в разных
видах деятельности (познавательной, речевой, игровой,


Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет


Пояснительная записка


 


коммуникативной, двигательной, театрализованной, экс­периментальной, конструктивной, изобразительной, тру­довой, учебной);

— культуросообразности и регионализма, обеспечивающи­
ми становление различных сфер самосознания ребенка на
основе культуры своего народа, ближайшего социального
окружения, на познании историко-географических, этни­
ческих особенностей социальной действительности свое­
го региона;

— «диалога культур», ориентирующим на понимание
временной и исторической последовательности развития
материальных и духовных ценностей, взаимопроникнове­
ния и дополняемости культур разных народов.

Программа «Дорогою добра» реализуется на протяжении все­го дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по разделам: «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Че­ловек в своем крае», каждый из которых разделен на блоки. Со­держание раздела «Человек в своем крае» выступает вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этнически­ми особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной иденти­фикации, особенностями психического и личностного развития детей. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культу­ре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию про­цесса реализации программы. Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для до­школьного детства видах деятельности.

Содержание программы социально-коммуникативного раз­вития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с пе­дагогом в определенной последовательности, включающей пред­варительную работу:


 

— первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в
процессе чтения художественной литературы, рассматри­
вания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий и др.
(в зависимости от степени новизны материала решаются
задачи формирования либо первоначальных, либо диффе­
ренцированных, либо обобщенных представлений);

— практическое использование этих знаний в игровой, ком­
муникативной, трудовой, двигательной и других видах
деятельности; создание на основе имеющихся знаний и
сформированных умений творческого продукта в изобра­
зительной, конструктивной, речевой и других видах дея­
тельности.

Завершается освоение темы итоговым занятием, направлен­ным на обобщение полученных знаний и способов решения при­кладных задач. Сценарии таких занятий представлены после пла­нирования.

Сетка занятий составляется произвольно в соответствии с ос­новными положениями той комплексной программы, по которой работает ДОО, и с требованиями к нагрузке детей в организован­ной деятельности, предусмотренными ФГОС ДО. Основу сетки составляет форма организации детей в познавательной деятель­ности, обозначенная в плане как занятие.

Режим организации работы по всем разделам в подготови­тельной к школе группе не должен превышать полутора занятий в неделю. Тематические занятия в старшей группе рекомендуется проводить 3—4 раза в месяц.

Все остальные формы и методы работы могут быть представ­лены как в других разделах образовательной программы (напри­мер, «Речь и речевое общение», «Изобразительное искусство», «Конструирование» и др.), так и в совместной с воспитателем, и в самостоятельной деятельности детей.

Приносим извинения авторам стихотворений, чьи имена не удалось найти.


Планирование


Примерная сетка занятий


 


ПЛАНИРОВАНИЕ

Примерная сетка занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц Темы по разделам
     
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
Сентябрь Чем похожи мальчики и девочки Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка»
Настроения и чувства
О настоящих мальчиках
Октябрь О настоящих девочках
Интересы и мечты
Об этикете
Ноябрь О красоте мужской и женской Блок «Мужчины и женщины»
Настоящий мужчина
Настоящая женщина
Труд "мужской" и "женский"
Декабрь Родственники Блок «Моя семья»
Семейные праздники
Взаимоотношения и общение в семье
Дети и взрослые в детском саду Блок «Детский сад — мой второй дом»

Окончание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ»
Январь История развития человека Блок «Появление и развитие человека на Земле»
Жилище человека
  Развитие труда человека
Февраль Развитие транспорта
Этикет, его история
Родословная Блок «История се­мьи»
История возникновения города Блок «Родной го­род»
Март Названия городов и улиц
  Достопримечательности города  
  История России Блок «Родная стра­на»
Защитники Отечества
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ»
Апрель Устройство и украшение жилища Блок «Русская тра­диционная куль­тура»
Подворье
Культура земледелия
Ремесло и рукоделие  
Май Одежда русского человека  
  Человек и природа  
  Русское народное творчество  
  Праздники русского народа  

Планирование


Планирование по разделам программы


 
 

Планирование по разделам программы


Продолжение


 


           
   
 
 
   
 

Содержание работы с детьми в разных видах деятельности


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: