Занятия
Для детей 5-6 лет
по социально-коммуникативному развитию и социальному
.
воспитанию
Издательство «ТЦ СФЕРА»
Коломийченко Л.В.,
Чугаева Г.И.,
Югова Л,И.
УДК 373 ББК 74.100 К61
Рецензент:
М.Ю. Парамонова — канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.
К61 Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 с.
ISBN 978-5-9949-1113-6
Предлагаемое пособие входит в учебно-методический комплект парциальной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра». В комплект входят четыре книги.
В первой книге представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. В данной книге даются планирование и занятия для старшей группы ДОО по программе «Дорогою добра», расскрываются психологические аспекты работы с детьми 5—6 лет, обеспечивающие их приобщение к разным видам социальной культуры.
Пособие предназначено педагогам и психологам ДОО, преподавателям педагогических вузов и колледжей, разработчикам инновационных проектов, а также родителям.
УДК 373 ББК 74.100
| © ООО «ТЦ Сфера», 2015 © Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. 2015 |
ISBN 978-5-9949-1113-6
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Данная книга входит в учебно-методический комплект парциальной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию дошкольников «Дорогою добра».
Планирование и итоговые занятия по реализации программы социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» разработаны на основе результатов исследований, проводимых на базе экспериментальных площадок дошкольных образовательных организаций (ДОО) г. Перми и Пермского края и факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарного педагогического университета.
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО и отражает основные направления приобщения дошкольников к различным аспектам социальной культуры. Технологическое сопровождение реализации программы осуществлено в соответствии с принципами:
— последовательности и концентричности, обеспечивающи
ми постепенное обогащение содержания различных сфер
социальной культуры по темам, блокам и разделам, воз
вращение к ранее пройденным темам на более высоком
уровне формирования знаний (от элементарных представ
лений по отдельным признакам к обобщенным представ
лениям по системе существенных признаков), познание
объектов социального мира в процессе их исторического
развития;
— системности, предполагающим формирование у детей
обобщенного представления о социальном мире как си
стеме систем, в которой все объекты, процессы, явления,
поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости; становление основ диалектическо
го понимания социальной действительности;
— интегративности, предусматривающим возможность ре
ализации содержания социальной культуры в разных
видах деятельности (познавательной, речевой, игровой,
Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет
Пояснительная записка
коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
— культуросообразности и регионализма, обеспечивающи
ми становление различных сфер самосознания ребенка на
основе культуры своего народа, ближайшего социального
окружения, на познании историко-географических, этни
ческих особенностей социальной действительности свое
го региона;
— «диалога культур», ориентирующим на понимание
временной и исторической последовательности развития
материальных и духовных ценностей, взаимопроникнове
ния и дополняемости культур разных народов.
Программа «Дорогою добра» реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по разделам: «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых разделен на блоки. Содержание раздела «Человек в своем крае» выступает вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы. Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:
— первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в
процессе чтения художественной литературы, рассматри
вания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий и др.
(в зависимости от степени новизны материала решаются
задачи формирования либо первоначальных, либо диффе
ренцированных, либо обобщенных представлений);
— практическое использование этих знаний в игровой, ком
муникативной, трудовой, двигательной и других видах
деятельности; создание на основе имеющихся знаний и
сформированных умений творческого продукта в изобра
зительной, конструктивной, речевой и других видах дея
тельности.
Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач. Сценарии таких занятий представлены после планирования.
Сетка занятий составляется произвольно в соответствии с основными положениями той комплексной программы, по которой работает ДОО, и с требованиями к нагрузке детей в организованной деятельности, предусмотренными ФГОС ДО. Основу сетки составляет форма организации детей в познавательной деятельности, обозначенная в плане как занятие.
Режим организации работы по всем разделам в подготовительной к школе группе не должен превышать полутора занятий в неделю. Тематические занятия в старшей группе рекомендуется проводить 3—4 раза в месяц.
Все остальные формы и методы работы могут быть представлены как в других разделах образовательной программы (например, «Речь и речевое общение», «Изобразительное искусство», «Конструирование» и др.), так и в совместной с воспитателем, и в самостоятельной деятельности детей.
Приносим извинения авторам стихотворений, чьи имена не удалось найти.
Планирование
Примерная сетка занятий
ПЛАНИРОВАНИЕ
Примерная сетка занятий
| Месяц | Темы по разделам | |
| РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ» | ||
| Сентябрь | Чем похожи мальчики и девочки | Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка» |
| Настроения и чувства | ||
| О настоящих мальчиках | ||
| Октябрь | О настоящих девочках | |
| Интересы и мечты | ||
| Об этикете | ||
| Ноябрь | О красоте мужской и женской | Блок «Мужчины и женщины» |
| Настоящий мужчина | ||
| Настоящая женщина | ||
| Труд "мужской" и "женский" | ||
| Декабрь | Родственники | Блок «Моя семья» |
| Семейные праздники | ||
| Взаимоотношения и общение в семье | ||
| Дети и взрослые в детском саду | Блок «Детский сад — мой второй дом» |
Окончание
| РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ» | ||
| Январь | История развития человека | Блок «Появление и развитие человека на Земле» |
| Жилище человека | ||
| Развитие труда человека | ||
| Февраль | Развитие транспорта | |
| Этикет, его история | ||
| Родословная | Блок «История семьи» | |
| История возникновения города | Блок «Родной город» | |
| Март | Названия городов и улиц | |
| Достопримечательности города | ||
| История России | Блок «Родная страна» | |
| Защитники Отечества | ||
| РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ» | ||
| Апрель | Устройство и украшение жилища | Блок «Русская традиционная культура» |
| Подворье | ||
| Культура земледелия | ||
| Ремесло и рукоделие | ||
| Май | Одежда русского человека | |
| Человек и природа | ||
| Русское народное творчество | ||
| Праздники русского народа |
Планирование
Планирование по разделам программы
![]() |
Планирование по разделам программы
Продолжение
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
| Содержание работы с детьми в разных видах деятельности |



