Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
Обобщающая характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
Объем продукции, принятый в расчет
Касс = -------------------------------------------------------------------
Базовый объем производства (реализации) продукции
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению, ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПусл1 = ∑(Общ.объем выпуска прод.в натур выраж.в
отч.пер. * уд.вес i-го вида прод. в общ.объеме пр-ва в отч.пер. * Цена i-го вида продукции в базисн.пер.);
ВПусл2 = ∑(Общ.объем выпуска прод.в натур выраж.в
отч.пер. * уд.вес i-го вида прод. в общ.объеме пр-ва в баз.пер. * Цена i-го вида продукции в баз.пер.);
ΔВПстр = ВПусл1 – ВПусл2
Такой же результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Iст = фактич.выпуск прод.в ценах плана/плановый выпуск) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах) (IН = фактич. объем пр-ва (шт) /план.объем пр-ва), умножим на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении (ВПо):
ΔВПстр = (IСТ - IН) • ВПо
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
12. Влияние изменения качества и обновления продукции на важнейшие экономич.рез-ты пр-ва. Важным показателем деят-сти пром.предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) уд.вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) уд.вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средн. коэф-т сортности (отношение стоим-ти произвед.продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
д) уд.вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) уде.вес продукции, соответствующей мир.стандартам;
з) уд.вес экспортируемой продукции.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде и др.);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачеств.продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:
ΔВП = (цена после измен.кач-ва – цена до измен.кач-ва) * объем произвед.продукции повышенного кач-ва;
ΔВ = (цена после измен.кач-ва – цена до измен.кач-ва) * объем реализации.продукции повышенного кач-ва;
ΔП = ((цена после измен.кач-ва – цена до измен.кач-ва) * объем реализации.продукции повышенного кач-ва) – ((себест-ть после повыш.кач-ва – себест-ть до повыш.кач-ва) * объем реализации.продукции повышенного кач-ва).
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение уд.веса по каждому сорту (ΔУдi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (ΔВПобщ1).
Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава. После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:
ΔПсорт = (Изменен.средн.ур-ня цены за счет сортового
состава – измен.средн.ур-ня себест-ти за счет сортового состава) * общ.объем выпуска прод.в натур.выраж.отч.периода.
Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.