Знать
• структуру процесса ТЭО;
• вилы субъектов и услуг транспортно-экспедиционной деятельности;
• виды операций в комплексном ТЭО;
• уметь
• проектировать комплексное ТЭО;
• составлять технологические карты п другие документы по организации обслуживания;
Владеть
методами организации ТЭО.
Процесс экспедирования грузов: сущность, система понятий, структура
Процесс доставки грузов представляет собой последовательность операций, выполняемых с целью перемещения объекта транспортировки груза — к месту назначения. При этом перевозка грузов может быть как между производителями товаров и услуг (Business to Business — В2В), так и от места производства к месту реализации (торговой точке) или конкретному потребителю (Business to Consumer — В2С).
Рост производства, эволюция форм пространственно-экономической организации хозяйствования, сопровождающиеся увеличением количества операций в процессе товародвижения, предопределили обособление различных видов подготовительных и сопутствующих транспортному процессу операций от процесса перевозки груза и возникновение понятия «экспедиционная деятельность».
Экспедиционная деятельность — это деятельность но обеспечению доставки грузов и выполнению вспомогательных работ, связанных с подготовкой груза к перевозке и передачей его грузополучателю.
• Соответственно, транспортно-экспедиционная деятельность дополнительно включает транспортировку грузов, т.е. перемещение грузов в пространстве и во времени, а также погрузо-разгрузочные операции. Па осуществление транспортно-экспедиционной деятельности влияют как внешние, так и внутренние факторы. К влияющим на транспортно-экспедиционную деятельность факторам можно отнести:
• нормативно-правовое обеспечение транспортно-экспедиционной деятельности, внешнюю политику страны;
• экономическую ситуацию в стране;
• конъюнктуру рынка транспортно-экспедиционных услуг;
• уровень конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг, поведение конкурентов на рынке, их конкурентные преимущества;
• развитость транспортной инфраструктуры (аэропорты, подъездные пути и т.д.);
• требования и характеристику клиентов (платежеспособность, количество, концентрация, сегментация, особые условия перевозки, скорость доставки);
развитость партнерских отношений с субподрядчиками;
• качество и ассортимент предлагаемых услуг;
структуру производственной базы и др.
Чем сложнее процесс доставки грузов, чем больше задействовано видов транспорта, тем выше трудоемкость организации перевозки. В этом случае возникает необходимость в привлечении посредника, который предоставляет комплекс услуг по организации данного процесса, включая определение рациональной схемы доставки и оформление всех сопроводительных документов. С одной стороны, привлечение посредника усложняет цепочку производства и потребления товаров; с другой — позволяет производителям товаров и транспортным предприятиям передать часть не свойственных основному производству функций специализирующемуся на них хозяйствующему субъекту и сосредоточить внимание на основной деятельности. Таким посредником является экспедитор.
Экспедитор — юридическое или физическое лицо, заключившее договор па предоставление клиенту экспедиционных услуг1. Он осуществляет процесс экспедирования грузов. Происхождение понятия «экспедирование» от лат. «expedition («приведение в порядок») определяет его сущность и экономический смысл, который заключается в снижении транспортных и сопутствующих им расходов с помощью выполнения совокупности операций по доставке грузов в определенной последовательности с соблюдением установленных требований к качеству, срокам и стоимости услуги.
Затраты экспедитора на доставку грузов значительно ниже расходов грузовладельцев на организацию транспортировки, так как специализация на узкой сфере деятельности позволяет выработать наиболее эффективные приемы и методы работы. Передача функций по экспедированию грузов позволяет снизить общие издержки грузовладельцев, связанные с перемещением грузов, на 20—25%. Достижение цели минимизации транспортной составляющей в конечной стоимости продукции обусловливает значительную роль экспедирования в экономическом развитии региона и страны.
Результатом взаимодействия экспедитора и клиента является транспортно-экспедиционная услуга. Официальный перечень транспортно-экспедиционных услуг был представлен 29 октября 2004 г. в документе2, разработанном Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ПАТЛ) совместно с Европейской ассоциацией экспедирования, транспорта, логистики и таможенных услуг (CLECAT). Он включает более 120 детализированных позиций. В общем понимании транспортно-экспедиционную услугу определяют как группу операций, т.е. элементарных, законченных, периодически повторяющихся действий, осуществляемых в рамках процесса экспедирования грузов.
Транспортно-экспедиционная услуга — группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения1.
К экспедиционным относятся такие операции, как взвешивание, упаковка и сортировка груза, контроль над соблюдением требований к упаковке, оформление перевозочных и таможенных документов, информирование о процессе перевозки. Экспедиционные операции связаны с отдельными этапами процесса доставки: прием и подготовка груза к перевозке, оформление документов, сопровождение и хранение груза, сдача груза и выполнение расчетных операций с участниками перевозочного процесса.
Растущие требования к качеству, срокам и стоимости транспортно-экспедиционной услуги определили место и роль экспедирования в транспортном процессе.
На этапе становления рынка транспортных услуг экспедиторы, согласно традиционной модели системы экспедирования по М. Г. Григоряну2, выступали в качестве связующего эвена, посредника между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, оказывая отдельные виды услуг. Как правило, один экспедитор отвечал за комплекс операций, связанных только с одним видом транспорта. Это приводило к тому, что действия нескольких экспедиторов, участвующих в одной цепи товародвижения, не были скоординированы, вследствие чего возникали ошибки и сбои в работе. Отсутствие естественного механизма взаимодействия между элементами системы экспедирования и централизованного управления в данной модели не позволяет участникам перевозки адекватно оценивать альтернативные варианты доставки с учетом динамики конъюнктуры товаротранспортного рынка.
По мере формирования современных форм массового производства и потребления товаров, отличающихся особо крупными объемами, широким ассортиментом, сложными структурными взаимосвязями и широкой географией, роль экспедиторов в транспортном процессе неизменно росла. Теперь требуется не только перевезти груз с наименьшими затратами, но и обеспечить доставку товаров «от двери до двери» и «точно в срок», выдерживая высокие стандарты качества обслуживания, сокращая расходы на хранение, увеличивая показатели эффективности работы подвижного состава. Иными словами, экспедитор должен предоставить весь комплекс услуг но доставке груза, практически полностью освободив производителя от функции снабжения и распределения.
Экспедитор становится ответственным за все звенья доставки, самостоятельно оценивает и выбирает наиболее подходящие варианты перевозки.
Низкие входные барьеры на рынок экспедиционных услуг и, соответственно, высокая конкуренция среди малых и средних транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП) также влияют на темпы инновационного развития организации доставки грузов. Появляются все более современные методы контроля, упаковки, программного обеспечения системы загрузки, планирования поставок, обработки и обмена данными.
Интеграция транспортной системы РФ в мировое сообщество способствует дальнейшему укрупнению и росту ответственности ТЭП, которые способны организовать международные мульти модальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта, обеспечив высокое качество обслуживания. По данным FIAT А, международные экспедиционные предприятия обслуживают 80% объема мирового грузооборота.
Потребность в комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании определила роль экспедитора, как координатора в логистической модели системы экспедирования (по М. Г. Григоряну)1.
Происходит трансформация ТЭП в PL-операторов («Party Logistics»), которые полностью принимают на себя снабженческо-сбытовые функции производственных предприятий и контролируют входящие и исходящие транспортные потоки, складские операции, распределительные центры. ТЭП становится частью сложной логистической системы, все элементы которой (грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, терминалы, субподрядчики и другие участники процесса доставки грузов) связаны взаимовыгодными отношениями и эффективно взаимодействуют с целью достижения общих и частных целей, таких как минимизация транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и удовлетворение требований клиента. Речь уже идет не о предоставлении отдельных экспедиционных услуг, а об оказании комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания.
Трапспортпо-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — особый вид деятельности по организации и координации доставки грузов к месту назначения, осуществляемый экспедитором для грузовладельца па основании договора и за определенное вознаграждение.
Как любое обслуживание, ТЭО носит нематериальный характер и не приводит к возникновению права собственности на что-либо. Комплексное ТЭО подразумевает осуществление не только экспедиционных операций, но и предоставление организационных, консультационных и информационных услуг. Подробнее структура ТЭО рассмотрена в параграфе!
Спектр услуг, предоставляемых ТЭП, в общем случае зависит от спроса па данный вид услуг и возможностей их реализации конкретным предприятием, в частном случае — от объективной необходимости, пожеланий клиента и его платежеспособности. В условиях жесткой конкуренции политика ТЭП направлена на привлечение максимального количества клиентов — грузовладельцев, посредством снижения тарифов и расширения ассортимента предлагаемых услуг. Например, к дополнительным услугам ТЭП могут относиться: обеспечение требований санитарно-экологического, ветеринарного, медицинского контроля, страхование грузов, ведение процедуры перехода права собственности на груз и ответственности за риск его гибели или повреждения. Распространенной является ситуация, когда экспедитор приобретает права па груз и становится грузовладельцем, действующим в своих интересах.
Выполнение широкого спектра разнообразных услуг требует установления различных деловых, коммерческих и информационных контактов п правовых отношений. Однако основной задачей ТЭП все-таки является организация перевозки.
Перевозка — часть доставки груза, непосредственно связанная с его перемещением от пункта отправления до пункта назначения с использованием одного или нескольких видов транспорта.
На рис. 1.1 представлена классификация видов перевозки грузов.
В зависимости от того, какого вида перевозку необходимо организовать, формируется специфика процесса экспедирования грузов, которая выражается как в количестве и последовательности выполняемых экспедитором операций, так и в их объеме, комплексности предоставляемых услуг.
Пример
Перевозка крупногабаритных или опасных видов груза требует оформления еще одного комплекта документов и соблюдения особых условий перевозки. Международные перевозки связаны с прохождением процедуры таможенного контроля и дополнительными финансовыми и временными затратами. Наиболее сложным процесс экспедирования представляется, когда осуществляется перевозка одного вида груза с использованием нескольких видов транспорта одним или несколькими перевозчиками.
В соответствии с тем, как именно организована перевозка с привлечением нескольких видов транспорта, в отечественной практике выделяют смешанную, прямую смешанную и комбинированную перевозки, в зарубежной практике — интермодальную, мульти модальную и амодальную перевозки. Различные источники по-разному трактуют тот или иной вид перевозки, поэтому в практической деятельности часто одним термином заменяют сразу несколько видов. Характеристика видов перевозки грузов в зависимости от способа организации представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1