Процесс экспедирования грузов: сущность, система понятий, структура




Знать

• структуру процесса ТЭО;

• вилы субъектов и услуг транспортно-экспедиционной деятельности;

• виды операций в комплексном ТЭО;

уметь

• проектировать комплексное ТЭО;

• составлять технологические карты п другие документы по организации обслу­живания;

Владеть

методами организации ТЭО.

Процесс экспедирования грузов: сущность, система понятий, структура

Процесс доставки грузов представляет собой последовательность опе­раций, выполняемых с целью перемещения объекта транспортировки груза — к месту назначения. При этом перевозка грузов может быть как между производителями товаров и услуг (Business to Business — В2В), так и от места производства к месту реализации (торговой точке) или конкрет­ному потребителю (Business to Consumer — В2С).

Рост производства, эволюция форм пространственно-экономической организации хозяйствования, сопровождающиеся увеличением количе­ства операций в процессе товародвижения, предопределили обособление различных видов подготовительных и сопутствующих транспортному процессу операций от процесса перевозки груза и возникновение понятия «экспедиционная деятельность».

Экспедиционная деятельность это деятельность но обеспечению доставки грузов и выполнению вспомогательных работ, связанных с под­готовкой груза к перевозке и передачей его грузополучателю.

• Соответственно, транспортно-экспедиционная деятельность допол­нительно включает транспортировку грузов, т.е. перемещение грузов в пространстве и во времени, а также погрузо-разгрузочные операции. Па осуществление транспортно-экспедиционной деятельности влияют как внешние, так и внутренние факторы. К влияющим на транспортно-экспедиционную деятельность факторам можно отнести:

• нормативно-правовое обеспечение транспортно-экспедиционной дея­тельности, внешнюю политику страны;

• экономическую ситуацию в стране;

• конъюнктуру рынка транспортно-экспедиционных услуг;

• уровень конкуренции на рынке транспортно-экспедиционных услуг, поведение конкурентов на рынке, их конкурентные преимущества;

• развитость транспортной инфраструктуры (аэропорты, подъездные пути и т.д.);

• требования и характеристику клиентов (платежеспособность, количество, концентрация, сегментация, особые условия перевозки, скорость доставки);

развитость партнерских отношений с субподрядчиками;

• качество и ассортимент предлагаемых услуг;

структуру производственной базы и др.

 

Чем сложнее процесс доставки грузов, чем больше задействовано видов транспорта, тем выше трудоемкость организации перевозки. В этом случае возникает необходимость в привлечении посредника, который предостав­ляет комплекс услуг по организации данного процесса, включая определе­ние рациональной схемы доставки и оформление всех сопроводительных документов. С одной стороны, привлечение посредника усложняет цепочку производства и потребления товаров; с другой — позволяет производите­лям товаров и транспортным предприятиям передать часть не свойствен­ных основному производству функций специализирующемуся на них хозяйствующему субъекту и сосредоточить внимание на основной деятель­ности. Таким посредником является экспедитор.

Экспедитор юридическое или физическое лицо, заключившее дого­вор па предоставление клиенту экспедиционных услуг1. Он осуществляет процесс экспедирования грузов. Происхождение понятия «экспедирова­ние» от лат. «expedition («приведение в порядок») определяет его сущность и экономический смысл, который заключается в снижении транспортных и сопутствующих им расходов с помощью выполнения совокупности опе­раций по доставке грузов в определенной последовательности с соблюде­нием установленных требований к качеству, срокам и стоимости услуги.

Затраты экспедитора на доставку грузов значительно ниже расходов грузовладельцев на организацию транспортировки, так как специализация на узкой сфере деятельности позволяет выработать наиболее эффективные приемы и методы работы. Передача функций по экспедированию грузов позволяет снизить общие издержки грузовладельцев, связанные с переме­щением грузов, на 20—25%. Достижение цели минимизации транспортной составляющей в конечной стоимости продукции обусловливает значитель­ную роль экспедирования в экономическом развитии региона и страны.

Результатом взаимодействия экспедитора и клиента является транс­портно-экспедиционная услуга. Официальный перечень транспортно-экс­педиционных услуг был представлен 29 октября 2004 г. в документе2, разработанном Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ПАТЛ) совместно с Европейской ассоциацией экспедирования, транс­порта, логистики и таможенных услуг (CLECAT). Он включает более 120 детализированных позиций. В общем понимании транспортно-экспедици­онную услугу определяют как группу операций, т.е. элементарных, закон­ченных, периодически повторяющихся действий, осуществляемых в рам­ках процесса экспедирования грузов.

Транспортно-экспедиционная услуга группа операций, непосред­ственно направленная на удовлетворение определенной потребности кли­ента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необхо­димого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения1.

К экспедиционным относятся такие операции, как взвешивание, упа­ковка и сортировка груза, контроль над соблюдением требований к упа­ковке, оформление перевозочных и таможенных документов, инфор­мирование о процессе перевозки. Экспедиционные операции связаны с отдельными этапами процесса доставки: прием и подготовка груза к пере­возке, оформление документов, сопровождение и хранение груза, сдача груза и выполнение расчетных операций с участниками перевозочного процесса.

Растущие требования к качеству, срокам и стоимости транспортно-экс­педиционной услуги определили место и роль экспедирования в транс­портном процессе.

 

На этапе становления рынка транспортных услуг экспедиторы, согласно традиционной модели системы экспедирования по М. Г. Григоряну2, высту­пали в качестве связующего эвена, посредника между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, оказывая отдельные виды услуг. Как правило, один экспедитор отвечал за комплекс операций, связанных только с одним видом транспорта. Это приводило к тому, что действия несколь­ких экспедиторов, участвующих в одной цепи товародвижения, не были скоординированы, вследствие чего возникали ошибки и сбои в работе. Отсутствие естественного механизма взаимодействия между элемен­тами системы экспедирования и централизованного управления в данной модели не позволяет участникам перевозки адекватно оценивать альтер­нативные варианты доставки с учетом динамики конъюнктуры товаротранспортного рынка.

По мере формирования современных форм массового производства и потребления товаров, отличающихся особо крупными объемами, широ­ким ассортиментом, сложными структурными взаимосвязями и широкой географией, роль экспедиторов в транспортном процессе неизменно росла. Теперь требуется не только перевезти груз с наименьшими затратами, но и обеспечить доставку товаров «от двери до двери» и «точно в срок», выдерживая высокие стандарты качества обслуживания, сокращая расходы на хранение, увеличивая показатели эффективности работы подвижного состава. Иными словами, экспедитор должен предоставить весь комплекс услуг но доставке груза, практически полностью освободив производителя от функции снабжения и распределения.

Экспедитор становится ответственным за все звенья доставки, самосто­ятельно оценивает и выбирает наиболее подходящие варианты перевозки.

Низкие входные барьеры на рынок экспедиционных услуг и, соответ­ственно, высокая конкуренция среди малых и средних транспортно-экспе­диционных предприятий (ТЭП) также влияют на темпы инновационного развития организации доставки грузов. Появляются все более современные методы контроля, упаковки, программного обеспечения системы загрузки, планирования поставок, обработки и обмена данными.

Интеграция транспортной системы РФ в мировое сообщество способ­ствует дальнейшему укрупнению и росту ответственности ТЭП, кото­рые способны организовать международные мульти модальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта, обеспечив высокое качество обслуживания. По данным FIAT А, международные экспедиционные пред­приятия обслуживают 80% объема мирового грузооборота.

Потребность в комплексном транспортно-экспедиционном обслужи­вании определила роль экспедитора, как координатора в логистической модели системы экспедирования (по М. Г. Григоряну)1.

Происходит трансформация ТЭП в PL-операторов («Party Logistics»), которые полностью принимают на себя снабженческо-сбытовые функции производственных предприятий и контролируют входящие и исходящие транспортные потоки, складские операции, распределительные центры. ТЭП становится частью сложной логистической системы, все элементы которой (грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, терминалы, субподрядчики и другие участники процесса доставки грузов) связаны взаимовыгодными отношениями и эффективно взаимодействуют с целью достижения общих и частных целей, таких как минимизация транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и удовлетворение требо­ваний клиента. Речь уже идет не о предоставлении отдельных экспедици­онных услуг, а об оказании комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания.

Трапспортпо-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — особый вид деятельности по организации и координации доставки грузов к месту назначения, осуществляемый экспедитором для грузовладельца па осно­вании договора и за определенное вознаграждение.

Как любое обслуживание, ТЭО носит нематериальный характер и не приводит к возникновению права собственности на что-либо. Ком­плексное ТЭО подразумевает осуществление не только экспедиционных операций, но и предоставление организационных, консультационных и информационных услуг. Подробнее структура ТЭО рассмотрена в пара­графе!

Спектр услуг, предоставляемых ТЭП, в общем случае зависит от спроса па данный вид услуг и возможностей их реализации конкретным пред­приятием, в частном случае — от объективной необходимости, пожела­ний клиента и его платежеспособности. В условиях жесткой конкуренции политика ТЭП направлена на привлечение максимального количества кли­ентов — грузовладельцев, посредством снижения тарифов и расширения ассортимента предлагаемых услуг. Например, к дополнительным услугам ТЭП могут относиться: обеспечение требований санитарно-экологического, ветеринарного, медицинского контроля, страхование грузов, ведение про­цедуры перехода права собственности на груз и ответственности за риск его гибели или повреждения. Распространенной является ситуация, когда экспедитор приобретает права па груз и становится грузовладельцем, дей­ствующим в своих интересах.

Выполнение широкого спектра разнообразных услуг требует установ­ления различных деловых, коммерческих и информационных контактов п правовых отношений. Однако основной задачей ТЭП все-таки является организация перевозки.

Перевозка часть доставки груза, непосредственно связанная с его перемещением от пункта отправления до пункта назначения с использова­нием одного или нескольких видов транспорта.

На рис. 1.1 представлена классификация видов перевозки грузов.

 

В зависимости от того, какого вида перевозку необходимо организовать, формируется специфика процесса экспедирования грузов, которая выра­жается как в количестве и последовательности выполняемых экспедитором операций, так и в их объеме, комплексности предоставляемых услуг.

 

Пример

Перевозка крупногабаритных или опасных видов груза требует оформле­ния еще одного комплекта документов и соблюдения особых условий перевозки. Международные перевозки связаны с прохождением процедуры таможенного кон­троля и дополнительными финансовыми и временными затратами. Наиболее слож­ным процесс экспедирования представляется, когда осуществляется перевозка одного вида груза с использованием нескольких видов транспорта одним или несколькими перевозчиками.

 

В соответствии с тем, как именно организована перевозка с привлече­нием нескольких видов транспорта, в отечественной практике выделяют смешанную, прямую смешанную и комбинированную перевозки, в зару­бежной практике — интермодальную, мульти модальную и амодальную перевозки. Различные источники по-разному трактуют тот или иной вид перевозки, поэтому в практической деятельности часто одним термином заменяют сразу несколько видов. Характеристика видов перевозки грузов в зависимости от способа организации представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: