Эволюция понятия «экспедирование» привела к тому, что экспедитор в современном понимании уже не просто посредник между грузовладельцем и перевозчиком, а полноправный участник процесса доставки грузов, ответственный за весь технологический цикл с момента принятия решения о необходимости или возможности перевозки и до момента, когда груз передан его конечному потребителю. Таким образом, экспедитор отвечает за то, чтобы указанный груз был своевременно доставлен в нужное время с наименьшими затратами на хранение и перевозку с возможностью привлечения нескольких видов транспорта. Выполнение поставленной задачи требует осуществления комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), включающего все необходимые услуги и операции, связанные с предоставлением транспортных, экспедиционных, организационных, консультационных, информационных и логистических услуг. Структура комплексного ТЭО представлена на рис. 1.7.
Основополагающим обслуживанием в комплексном ТЭО является транспортное. Оно включает как непосредственное перемещение груза во времени и пространстве, так и погрузо-разгрузочные операции у грузоотправителя, грузополучателя и на промежуточных пунктах (терминалах, складах, иных пунктах перегрузки). Перевозка может осуществляться как па одном виде транспорта — автомобильном, речном, морском, железнодорожном. воздушном, так и с привлечением нескольких видов транспорта — мультимодальная, интермодальная, амодальная.
Экспедиционное обслуживание направлено на обеспечение транспортного процесса посредством выполнения работ по подготовке груза и транспортного средства к перевозке, оформления сопроводительных документов, приема и сдачи груза. Кроме того, экспедиционное обслуживание предусматривает охрану и сопровождение груза и осуществление расчетно-финансовых операций между участниками перевозочного процесса.
Складское обслуживание включает маркировку груза, консолидацию отправок и хранение груза. Некоторые авторы включают складское обслуживание в экспедиционное, однако целесообразным представляется выделение его в самостоятельный вид обслуживания. В отличие от экспедиционного оно не так тесно связано с процессом транспортировки: груз может храниться на складе в ожидании отправки от нескольких дней до нескольких месяцев.
Организационное обслуживание, так же как и экспедиционное, зависит от условий перевозки. Чем больше видов транспорта задействовано в доставке, больше границ пересекает груз, тем значительнее организационные затраты и сложнее процесс координации действий участников перевозки. В процессе организации доставки экспедитор предоставляет консультационные услуги, позволяющие при взаимодействии с грузовладельцем выбрать оптимальный маршрут, вид транспорта, упаковку груза, график доставки. Кроме того, экспедитор, владея информацией о рынке транспортных услуг, имеет возможность прогнозировать ситуацию па рынке, что позволяет разрабатывать наиболее выгодный вариант доставки.
В рамках информационного обслуживания осуществляется отслеживание груза, уведомление о начале или завершении той или иной операции с грузом, передача данных в процессе взаимодействия отдельных операторов и управления процессом доставки, иные виды информационного обеспечения для координации и планирования действий участников ТЭО.
Логистическое обслуживание как часть организационного направлено па решение оптимизационных задач управления транспортными потоками предприятия. Методологический аппарат логистики позволяет определять когда, в каком объеме и в какие сроки необходимо организовать доставку, чтобы снизить расходы на хранение и транспортировку. Понятие «логистические услуги» не закреплено в российском законодательстве и рассматривается как элемент организационного обслуживания.
Следует выделить еще один элемент комплексного экспедиционного обслуживания, в котором экспедитор выступает как посредник и заключает договор на выполнение дополнительных услуг, например, услуг по страхованию груза, техническому обслуживанию транспортных средств, таможенному оформлению.
Каждый элемент ТЭО включает совокупность транспортно-экспедиционных услуг, которые могут быть классифицированы по различным признакам.
В зависимости от тесноты связи с транспортным процессом услуги подразделяют на перевозочные и не перевозочные. К перевозочным, например, относят услуги транспортного и экспедиционного обслуживания, к не перевозочным — информационного. По виду потребления они подразделяются па внешние, т.е. услуги, предоставляемые нетранспортным предприятиям, и внутренние.
Основным классификационным признаком является характер деятельности услуг. Изменение места и роли экспедиторов в транспортно-логистическом процессе, влияние конъюнктуры транспортного рынка и других внешних факторов определяют необходимость периодической корректировки классификации транспортно-экспедиционных услуг. Именно поэтому единого мнения среди авторов по вопросу группировки не выработано. Например, С. Э. Сханова выделяет технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные виды услуг. Е. В. Будрииа предлагает разделять услуги на транспортные, экспедиционные, правовые и консультационные, информационные и логистические. Согласно ГОСТ 52298—2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» транспортно-экспедиционные услуги включают оформление документов, прием и выдачу грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, страхование грузов, платежно-финансовые услуги, таможенное оформление грузов и транспортных средств и другие услуги.
В зарубежной практике выделяют следующие виды транспортно-экспедиционных услуг: документальное сопровождение доставки и получения товаров, импорт и экспорт товаров, перегрузка, обработка и храпение, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава, страхование грузов, платежные и финансовые операции, таможенное оформление, прочие услуги1.
Целесообразной представляется группировка услуг с учетом их привязки к элементам ТЭО, представленным на рис. 1.7. Виды транспортно- экспедиционных услуг и операции, осуществляемые экспедитором в рамках конкретной услуги, представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Виды услуг | Осуществляемые операции |
Транспорт ные | Транспортировка. I 1огрузо-разгрузочные операции или стивидорные операции (погрузка н выгрузка транспортных средств в пунктах отправления, назначения, промежуточных пунктах; перевалка грузов; погрузка, выгрузка контейнеров). Завоз-вывоз грузов с терминалов (складов) от/до места отправления |
Экспедици онные | Операции по подготовке груза к перевозке (упаковка, комплектование отправки, пломбирование груза). Подготовка транспортного средства к перевозке (очистка от груза, проверка технического состояния и соответствия стандартам и нормам). Сюрвейерские операции. Оформление документации (оформление транспортных документов в соответствии с национальным или международным законодательством, оформление документов для прохождения различных видов контроля безопасности груза, оформление документов дня перевозки опасных и крупногабаритных грузов). Прием и сдача груза (взвешивание, пересчет грузомест, проверка оформления документации, проверка целостности упаковки, тальманские операции). Охрана и сопровождение груза. Расчетные операции (расчеты с перевозчиками и агентами от имени грузовладельца, оплата штрафов, сборов, ведение отчетности для клиента) |
Складские | Хранение груза. Переработка груза. Сортировка груза. Маркировка груза |
Организационные | Обоснование наиболее рационального способа доставки (выбор типа транспортного средства, тары и упаковки, оптимального маршрута). Составление технологической схемы и карты доставки грузов. Составление графиков перевозки и обслуживания. Координация действий участников процесса. Привлечение необходимого количества участников процесса на договорной основе. Организация попутной загрузки транспортного средства |
Консультационно- информационные | Прогнозирование конъюнктуры транспортно-экспедиционного рынка (например, данные по тарифам на различные услуги экспедиторов и перевозчиков). Маркетинговые исследования (например, изучение требований потребителя). Разработка методологических рекомендаций по осуществлению ТЭО. Правовые консультации (исково-иретензиоиная работа, консультации по получению разрешений, лицензий, фитосанитарных книжек и др., консультации в сфере национального и международного законодательства). Предоставление информации о доставке груза (местоположение, проводимая операция, ожидаемое время прибытия, скорость доставки). Предоставление информации о наличии груза или свободного транспортного средства |
Логистические | Определение порядка получения и обработки заказов. Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, определение сроков и объемов поставки. Оптимизация уровня запасов в логистической системе. Оперативное планирование, сокращение длительности производственного цикла предприятия |
Коммерческие | Продажа упаковочных материалов, оборудования для перевозки. Предоставление в аренду транспортных средств, погрузо-разгрузоч- ных средств. Приобретение продукции с последующей ее реализацией. Реализация продукции, непринятой грузополучателем, но пригодной для использования |
Прочие | Таможенные операции (декларирование, оплата таможенных сборов, пошлин, таможенная очистка груза и иное взаимодействие с представителями таможенных органов). Страхование грузов (подготовка договора страхования, оплата страховых взносов, оформление документов при наступлении страхового случая). Обслуживание и ремонт транспортных средств и контейнеров. Предоставление медицинской помощи водителям. Организация питания и отдыха водителей. Розыск грузов |
Расширение ассортимента предоставляемых услуг усложняет технологические! процесс ТЭО, который не может быть нарушен ни при каких условиях. Представленный на рис. 1.8 вариант технологической цепочки процесса ТЭО содержит типовой перечень операций, который может быть расширен и детализирован при увеличении масштабов деятельности и количества оказываемых услуг предприятием.
Важно запомнить!
Нарушение технологии ТЭО, которая представляет собой совокупность методов обработки грузов при доставке их потребителю, приведут к невозможности выполнения экспедитором своих обязательств по доставке груза в точное время в нужное место без повреждений и утраты.
Поэтому так важно соблюдать последовательность и полноту операций по доставке конкретного груза, закрепляемые в форме технологической схемы доставки грузов (Приложение 1, табл. П1) и технологической карты (см. далее параграф 2.1, рис. 2.2). Технологическая схема и карта доставки, как правило, прилагаются к документам, подтверждающим договорные отношения между экспедитором и клиентом, и содержат информацию о ходе выполнения отдельных операций, продолжительности полного цикла ТЭО, методах организации транспортировки и экспедирования грузов. Они составляются для каждого отдельного заказа на основе типовой технологии с целью контроля и учета выполняемых операций по доставке груза, сокращения общего времени цикла обслуживания за счет одновременного выполнения операций.