Комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание: виды услуг и операций, функции экспедитора, субъекты транспортно-экспедиционной деятельности




Эволюция понятия «экспедирование» привела к тому, что экспедитор в современном понимании уже не просто посредник между грузовладель­цем и перевозчиком, а полноправный участник процесса доставки грузов, ответственный за весь технологический цикл с момента принятия реше­ния о необходимости или возможности перевозки и до момента, когда груз передан его конечному потребителю. Таким образом, экспедитор отвечает за то, чтобы указанный груз был своевременно доставлен в нужное время с наименьшими затратами на хранение и перевозку с возможностью при­влечения нескольких видов транспорта. Выполнение поставленной задачи требует осуществления комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), включающего все необходимые услуги и операции, связанные с предоставлением транспортных, экспедиционных, организа­ционных, консультационных, информационных и логистических услуг. Структура комплексного ТЭО представлена на рис. 1.7.

Основополагающим обслуживанием в комплексном ТЭО является транспортное. Оно включает как непосредственное перемещение груза во времени и пространстве, так и погрузо-разгрузочные операции у грузо­отправителя, грузополучателя и на промежуточных пунктах (терминалах, складах, иных пунктах перегрузки). Перевозка может осуществляться как па одном виде транспорта — автомобильном, речном, морском, железнодо­рожном. воздушном, так и с привлечением нескольких видов транспорта — мультимодальная, интермодальная, амодальная.

Экспедиционное обслуживание направлено на обеспечение транспорт­ного процесса посредством выполнения работ по подготовке груза и транс­портного средства к перевозке, оформления сопроводительных докумен­тов, приема и сдачи груза. Кроме того, экспедиционное обслуживание предусматривает охрану и сопровождение груза и осуществление расчетно­-финансовых операций между участниками перевозочного процесса.

Складское обслуживание включает маркировку груза, консолидацию отправок и хранение груза. Некоторые авторы включают складское обслу­живание в экспедиционное, однако целесообразным представляется выде­ление его в самостоятельный вид обслуживания. В отличие от экспедици­онного оно не так тесно связано с процессом транспортировки: груз может храниться на складе в ожидании отправки от нескольких дней до несколь­ких месяцев.

Организационное обслуживание, так же как и экспедиционное, зави­сит от условий перевозки. Чем больше видов транспорта задействовано в доставке, больше границ пересекает груз, тем значительнее организаци­онные затраты и сложнее процесс координации действий участников пере­возки. В процессе организации доставки экспедитор предоставляет консуль­тационные услуги, позволяющие при взаимодействии с грузовладельцем выбрать оптимальный маршрут, вид транспорта, упаковку груза, график доставки. Кроме того, экспедитор, владея информацией о рынке транс­портных услуг, имеет возможность прогнозировать ситуацию па рынке, что позволяет разрабатывать наиболее выгодный вариант доставки.

В рамках информационного обслуживания осуществляется отслежива­ние груза, уведомление о начале или завершении той или иной операции с грузом, передача данных в процессе взаимодействия отдельных операто­ров и управления процессом доставки, иные виды информационного обе­спечения для координации и планирования действий участников ТЭО.

 

 

 

 

Логистическое обслуживание как часть организационного направлено па решение оптимизационных задач управления транспортными потоками предприятия. Методологический аппарат логистики позволяет определять когда, в каком объеме и в какие сроки необходимо организовать доставку, чтобы снизить расходы на хранение и транспортировку. Понятие «логисти­ческие услуги» не закреплено в российском законодательстве и рассматри­вается как элемент организационного обслуживания.

Следует выделить еще один элемент комплексного экспедиционного обслуживания, в котором экспедитор выступает как посредник и заклю­чает договор на выполнение дополнительных услуг, например, услуг по страхованию груза, техническому обслуживанию транспортных средств, таможенному оформлению.

Каждый элемент ТЭО включает совокупность транспортно-экспедици­онных услуг, которые могут быть классифицированы по различным призна­кам.

В зависимости от тесноты связи с транспортным процессом услуги под­разделяют на перевозочные и не перевозочные. К перевозочным, например, относят услуги транспортного и экспедиционного обслуживания, к не перевозочным — информационного. По виду потребления они подразделяются па внешние, т.е. услуги, предоставляемые нетранспортным предприятиям, и внутренние.

Основным классификационным признаком является характер деятель­ности услуг. Изменение места и роли экспедиторов в транспортно-логистическом процессе, влияние конъюнктуры транспортного рынка и других внешних факторов определяют необходимость периодической коррек­тировки классификации транспортно-экспедиционных услуг. Именно поэтому единого мнения среди авторов по вопросу группировки не выра­ботано. Например, С. Э. Сханова выделяет технологические, информа­ционно-справочные, коммерческие, сервисные и организационные виды услуг. Е. В. Будрииа предлагает разделять услуги на транспортные, экс­педиционные, правовые и консультационные, информационные и логи­стические. Согласно ГОСТ 52298—2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» транспортно-экспедиционные услуги включают оформление документов, прием и выдачу грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, страхование грузов, платежно-финансовые услуги, таможенное оформле­ние грузов и транспортных средств и другие услуги.

В зарубежной практике выделяют следующие виды транспортно-экспедиционных услуг: документальное сопровождение доставки и получе­ния товаров, импорт и экспорт товаров, перегрузка, обработка и храпение, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава, страхование грузов, платежные и финансовые опера­ции, таможенное оформление, прочие услуги1.

Целесообразной представляется группировка услуг с учетом их при­вязки к элементам ТЭО, представленным на рис. 1.7. Виды транспортно- экспедиционных услуг и операции, осуществляемые экспедитором в рам­ках конкретной услуги, представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Виды услуг Осуществляемые операции
Транспорт­ ные Транспортировка. I 1огрузо-разгрузочные операции или стивидорные операции (погрузка н выгрузка транспортных средств в пунктах отправления, назначения, промежуточных пунктах; перевалка грузов; погрузка, выгрузка контейнеров). Завоз-вывоз грузов с терминалов (складов) от/до места отправления
Экспедици­ онные Операции по подготовке груза к перевозке (упаковка, комплектова­ние отправки, пломбирование груза). Подготовка транспортного средства к перевозке (очистка от груза, проверка технического состояния и соответствия стандартам и нор­мам). Сюрвейерские операции. Оформление документации (оформление транспортных документов в соответствии с национальным или международным законодатель­ством, оформление документов для прохождения различных видов контроля безопасности груза, оформление документов дня перевозки опасных и крупногабаритных грузов). Прием и сдача груза (взвешивание, пересчет грузомест, проверка оформления документации, проверка целостности упаковки, таль­манские операции). Охрана и сопровождение груза. Расчетные операции (расчеты с перевозчиками и агентами от имени грузовладельца, оплата штрафов, сборов, ведение отчетности для клиента)
Складские Хранение груза. Переработка груза. Сортировка груза. Маркировка груза
Организа­ционные Обоснование наиболее рационального способа доставки (выбор типа транспортного средства, тары и упаковки, оптимального маршрута). Составление технологической схемы и карты доставки грузов. Составление графиков перевозки и обслуживания. Координация действий участников процесса. Привлечение необходимого количества участников процесса на дого­ворной основе. Организация попутной загрузки транспортного средства
Консультационно- информационные Прогнозирование конъюнктуры транспортно-экспедиционного рынка (например, данные по тарифам на различные услуги экспедиторов и перевозчиков). Маркетинговые исследования (например, изучение требований потребителя). Разработка методологических рекомендаций по осуществлению ТЭО. Правовые консультации (исково-иретензиоиная работа, консульта­ции по получению разрешений, лицензий, фитосанитарных книжек и др., консультации в сфере национального и международного зако­нодательства). Предоставление информации о доставке груза (местоположение, про­водимая операция, ожидаемое время прибытия, скорость доставки). Предоставление информации о наличии груза или свободного транс­портного средства
Логистиче­ские Определение порядка получения и обработки заказов. Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, опреде­ление сроков и объемов поставки. Оптимизация уровня запасов в логистической системе. Оперативное планирование, сокращение длительности производ­ственного цикла предприятия
Коммерче­ские Продажа упаковочных материалов, оборудования для перевозки. Предоставление в аренду транспортных средств, погрузо-разгрузоч- ных средств. Приобретение продукции с последующей ее реализацией. Реализация продукции, непринятой грузополучателем, но пригодной для использования
   
Прочие Таможенные операции (декларирование, оплата таможенных сборов, пошлин, таможенная очистка груза и иное взаимодействие с предста­вителями таможенных органов). Страхование грузов (подготовка договора страхования, оплата стра­ховых взносов, оформление документов при наступлении страхового случая). Обслуживание и ремонт транспортных средств и контейнеров. Предоставление медицинской помощи водителям. Организация питания и отдыха водителей. Розыск грузов

 

Расширение ассортимента предоставляемых услуг усложняет техно­логические! процесс ТЭО, который не может быть нарушен ни при каких условиях. Представленный на рис. 1.8 вариант технологической цепочки процесса ТЭО содержит типовой перечень операций, который может быть расширен и детализирован при увеличении масштабов деятельности и количества оказываемых услуг предприятием.

 

Важно запомнить!

Нарушение технологии ТЭО, которая представляет собой совокупность методов обработки грузов при доставке их потребителю, приведут к невозможности выпол­нения экспедитором своих обязательств по доставке груза в точное время в нужное место без повреждений и утраты.

 

Поэтому так важно соблюдать последовательность и полноту опера­ций по доставке конкретного груза, закрепляемые в форме технологиче­ской схемы доставки грузов (Приложение 1, табл. П1) и технологической карты (см. далее параграф 2.1, рис. 2.2). Технологическая схема и карта доставки, как правило, прилагаются к документам, подтверждающим договорные отношения между экспедитором и клиентом, и содержат информа­цию о ходе выполнения отдельных операций, продолжительности полного цикла ТЭО, методах организации транспортировки и экспедирования гру­зов. Они составляются для каждого отдельного заказа на основе типовой технологии с целью контроля и учета выполняемых операций по доставке груза, сокращения общего времени цикла обслуживания за счет одновре­менного выполнения операций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: