Программа наставничества
Государственного бюджетного учреждения
Дополнительного образования
Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
2020-2021
Учебный год
Программа наставничества
Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества «У Вознесенского моста»
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Настоящая программа наставничества ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее – Дворец) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145 ««Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность но общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Распоряжения Комитета по образованию от 27 июля 2020 г. № 1457-р «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга».
Образовательный процесс Дворца характеризуется следующими успехами и проблемами:
|
- сильные стороны: развитая материально-техническая база; наличие условий для повышения качества образования; стабильный коллектив педагогических работников; сформирован интерес к повышению профессиональной квалификации (наличие педагогов, способных транслировать опыт, востребованность транслируемого опыта, эффективное взаимодействие с социальными партнерами); Дворец расположен в историческом центре города, что позволяет воспользоваться в образовательном процессе географической доступностью музеев, памятников, архитектурных ансамблей.
- слабые стороны: недостаточный спектр дополнительных общеобразовательных программ для детей среднего и старшего возраста; недостаточно высокий уровень исследовательской деятельности воспитанников; не все педагоги владеют на высоком уровне формами и способами электронного обучения и дистанционных технологий; недостаточная согласованность позиций родителей и педагогов в области воспитания и образования; негативное влияние внешней среды на развитие личности, общее падение уровня традиционной духовно-нравственной культуры молодежи.
Внедрение Целевой модели позволит создать условия для обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей, максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся 11-18 лет, педагогических работников, включая молодых специалистов.
|
Задачами внедрения Целевой модели во Дворце являются:
− раскрытие потенциала каждого наставляемого;
− преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
−создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
− формирование активной гражданской позиции наставляемого;
− развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
− формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;
− создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
− адаптация молодого педагога в новом педагогическом коллективе;
− плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
− создание условий для реализации принципа равных возможностей в образовании.
I. Общие положения
|
1.1. Программа наставничества (далее – Программа) во Дворце разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»), Уставом Дворца и определяет порядок организации наставничества во Дворце.
1.2. Программа разработана на основании Типовой формы программы наставничества проектной группой Дворца, принята на заседании педагогического совета Дворца, согласована с Советом родителей Дворца, утверждена руководителем.
1.3. Разработка и реализация Программы во Дворце основывается на следующих принципах:
− «не навреди», предполагает реализацию Программы таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому. Никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка;
− обеспечения суверенных прав личности, предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем;
− индивидуализации, направлена на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию Программы с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
− легитимности, согласно которому деятельность по реализации Программы должна соответствовать законодательству РФ;
− равенства предполагает реализацию Программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;
− аксиологичности, ориентирует на формирование привлекательности законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среде, безусловном основании на общечеловеческих ценностях, являющихся регуляторами поведения;
− научности, предполагает реализацию во Дворце научно обоснованных и проверенных технологий;
− системности, предполагает разработку и реализацию Программы с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
− стратегической целостности, определяет единую целостную стратегию реализации Программы, обусловливающую основные стратегические направления такой деятельности;
− комплексности, предполагает согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации Программы;
− личной ответственности, которые предполагают ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и Программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующему опыту.
1.4. Значимыми для позитивной динамики образовательной и социокультурной сферы деятельности в планируемый период формами наставничества являются: «педагог – педагог» и «студент – обучающийся».
1.5. Планируемые результаты реализации Программы:
– измеримое улучшение показателей Дворца в образовательной и социокультурной сферах;
– рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;
– улучшение психологического климата во Дворце как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанно с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
– практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекториий и маршрутов;
– измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
– формирование эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
II. Организация деятельности Дворца