Как использовать компетенции в управлении персоналом?
На сегодняшний день компетенции – наиболее универсальный инструмент для использования в кадровых программах. Например, с помощью специальных можно оценить эффективность поведения того или иного сотрудника. Имея на руках информацию о степени развития у того или иного сотрудника, можно составить для каждого из них программы личного развития, а не отправлять на один и тот же тренинг сотрудников с разными уровнями компетенций. Кроме того, наличие разработанных компетенций позволяет более четко формулировать техническое задание на обучение для тренинговых компаний – они будут продумывать программу не «в целом и общем», а конкретно под ваши требования.
Наличие компетенций – одна из составных частей программы управления по целям. Те компании, которые включают в цели сотрудника также цели по развитию, уже ощутили результаты этого эффективного способа развития и мотивации.
Степень развития компетенций может служить основанием для переменной или базовой части заработных плат и применения мотивационных схем.
Безусловно, наличие компетенций помогает организовать подбор сотрудников. Применяя специальные несложные техники для оценки ключевых компетенций уже на этапе собеседования, можно более точечно производить отбор.
Ключевые компетенции менеджера:
• планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов);
• управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);
• осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).
|
Ключевые компетенции лидера:
• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
• мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).
Совмещение компетенций лидера и менеджера является залогом успешного функционирования организации и развития ее конкурентных преимуществ в условиях динамично меняющейся среды.
Таким образом, понимаемая компетентность предполагает наличие у человека определенных знаний, включая узкоспециальные, особых способов мышления и навыков, понимания меры ответственности за результаты своих действий. Высшие уровни компетентности предполагают наличие у специалиста, менеджера высокого уровня инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, способности оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте. Природа компетентности такова, что оптимальные результаты в решении задач достижимы лишь при условии глубокой личной заинтересованности человека.
Компетентность в профессиональной деятельности - это:
· готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
· умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха;
· способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;
|
· способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь.
Сегодня человек, занимающий в организации должность специалиста, менеджера, должен обладать определенным набором компетентностей, позволяющих ему обеспечивать достижение поставленных перед ним целей путем эффективного взаимодействия с коллегами и конкурентами в процессе делового общения и организации деятельности подчиненных. Для этого менеджер должен постоянно работать над повышением своей компетентности в управлении персоналом, учитывать личностные особенности партнеров, конкурентов и подчиненных. Особое внимание должно уделяться им выработке умения позитивного разрешения конфликтных ситуаций, которое должно осуществляться таким образом, чтобы в результате разрешения конфликта и сама организация и ее персонал и сам менеджер выходили на новый, более высокий уровень развития. Ключевыми в этом плане являются техники управляющих воздействий на персонал, позволяющие обеспечить его вовлечение в креативный процесс, в том числе и через создание управляемой конфликтной ситуации.
Самоактуализация - это творческий, креативный процесс. Достижение значимого успеха в бизнесе, науке, культуре, искусстве в последние годы требует наличия в коллективе личности, способной генерировать новаторские идеи, которые реализуются сплоченной группой, действующей как коллективный субъект. Однако для достижения успеха в творчестве человек должен обладать специфическими способностями: он должен быть способен подвергать сомнению и беспощадной критике любые авторитетные теории; идти наперекор мнению группы, коллектива; сознательно противопоставить свою идею общественному мнению и не только выстоять в борьбе, но и сплотить и повести за собой группу. Вполне очевидно, что обладатели таких способностей не могут быть эффективными в качестве менеджеров, которые должны обеспечивать устойчивость и сбалансированность развития кампаний. Однако в качестве советников или консультантов, не интегрированных жестко во внутреннюю структуру организации, или в качестве сотрудников дочерних консалтинговых структур они могут приносить максимальный социально значимый эффект.
5. Значение организационных сценариев в управлении мотивацией участников оргповедения: найм и увольнение, оценка и обучение, постановка задач и контроль, мотивация и стимулирование.
Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация.