Причины и следствия организационных стрессов. Методы борьбы с дистрессом в жизни сотрудников организации.




Стресс одновременно может рассматриваться как стрессорпотенциально угрожающее событие или ситуация воздействующая на индивида из вне, так и как состояние напряжения, переутомления. Стресс возникает только, если ситуация заведомо содержит в себе угрозу или представляет особую важность для сотрудника, например, угроза увольнения или возможность получения повышения.

Виды стресса:

· Связанные с работой

o Индивидуальные стрессоры - несоответствие индивидуальных параметров внешним характеристикам (ролевые конфликты - возникают ввиду отличия ролей на работе и дома. Перегрузка: качественная и количественная. К оличественная перегрузка - работа в сжатых сроках и категорическая нехватка времени/выполнение монотонной работы. Последствия - бессонница, раздражительность, рост невнимательности. Качественная перегрузка – ситуация, когда руководитель возлагает на работника непосильные задачи и задания, нехватка навыков, опыта, знаний справиться с поручениями. Необратимые изменения: внутри организации ( реструктуризация или смена руководстваà структурные изменения, в том числе увольнения и перераспределение обязанностей). материальные (потеря времени и рост затрат на тренинги), а также эмоциональные потери – подчиненные начинают меньше доверять топ-менеджменту. Перемены в личной жизни- оказывает сильное влияние на продуктивность работника и его поведение на работе).

o Групповые и организационные стрессоры - все, что касается непосредственного выполнения работы и взаимодействия с коллегами. Среди них: степень участия индивида в принятии решений (вовлеченность сотрудника в рабочий процесс, его желание быть значимым для компании). Этот фактор является стрессором только для тех людей, которым важна степень самореализации и роста в компании. Сложные внутри и межгрупповые отношения. Политика компании (организационная культура, стиль и принципы поведения) может не соответствовать принципам работы персонала. Например, жесткость и агрессивность руководства, применение автократических мер могут создать стрессовую обстановку. Отсутствие обратной связи ( не ясно над чем ему нужно работать) или неадекватная обратная связь. Неадекватный процесс продвижения. Сокращения служащих (ранняя отставка, перевод на другое место работы (в другой город) и увольнения).

· Несвязанные с работой (создание семьи, совмещение учебы и работы, проблемы в личной жизни)

Причины стресса:

1) важностьсобытия для индивида (Заинтересованность сотрудника в последствиях и критичность ситуации выявляют степень оказания воздействия на эмоциональное состояние работника).

2) Неопределенность будущего для сотрудника, потери стабильности. Так, в кризис, когда идут очереди сокращений на предприятиях и трудности с трудоустройством, каждый работник боится потерять свое место. На кого-то «увольнение» может повлиять очень сильно

3) Продолжительность воздействия негативного фактора. Затяжной характер выполнения неприятных поручений может оказать куда более сильное воздействие на состояние подчиненного, нежели если бы это длилось пару минут или дней.

Последствия: индивидуальные и организационные:

положительные (воздействие стрессоров воспринимается как предоставление шанса проявить себя, достичь новых целей, то есть в роли мотивации)

отрицательные (переутомлению, раздражению и различным заболеваниям).

Индивидуальные последствия (на физическом и эмоциональном состоянии). Среди распространенных последствий выделяют четыре группы: психологические (депрессия, раздражительность, апатия), физические (физическая усталость, потеря или набор веса, сердечные заболевания), когнитивные (плохая концентрация внимания, нерешительность) и поведенческие (злоупотребление алкоголем, импульсивное поведение). «Профессиональное перегорание» (“Job burnout”) – ситуация, возникшая в результате стресса на работе и ставшая результатом эмоционального истощения, обезличивания, занижения собственных достижений (при работе, требующей быстрого принятия решений, возложения на себя большого объема ответственности, постоянного контакта с людьми, при сильной вовлеченности сотрудников в рабочий процесс).

Организационные последствия же выливаются в денежных затратах на лечение сотрудников, тренинги, снижение эффективности работы компании, ввиду падения продуктивности работников и возможных проблем с текучестью кадров из-за роста недовольства персонала.

Программы борьбы со стрессом:

· Стресс-менеджмент на уровне организации (необходимо для создания комфортных условий для работников). Компания проводит различные тренинги и программы (программы Wellness - стимулирование работников вести здоровый образ жизни, тем самым позиционируя организацию как более здоровую и продуктивную). Переконструировать работу сотрудников (выбрать более гибкие часы для минимизации стресса). Изменить если надо, стиль управления, улучшить коммуникации, заняться сплочением команды и предоставить сотрудникам поддержку в виде feedback.

· Стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников (желание сотрудника помочь ему). Когнитивные методы, позволяющие сотрудникам бороться против навязчивых мыслей (Так, некоторые индивиды склонны преувеличивать произошедшие события, возводя их до степени катастрофической важности, или обобщать ситуацию на следующие периоды жизни). Цель данных методов научить сотрудников контролировать реакцию на стрессоры. Тренинг разрядки и медитация (снять перевозбуждение или раздражение, тренинг разрядки предлагает дыхательные упражнения для расслабления и успокоения, а также физические упражнения для снятия напряжения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: