Под организационной культурой (organizationculture) мы понимаем систему представлений, которой придерживаются все члены организации и которая отличает данную организацию от других [1]. При более пристальном рассмотрении эта общая система представлений оказывается ни чем иным, как совокупностью ключевых характеристик, ценных с точки зрения данной организации. Сущность любой организационной культуры отражают семь основных характеристик [2].
1)Инновации и готовность к риску. Степень, в которой организация поощряет в своих работниках новаторство и готовность рисковать.
2)Скрупулезность. Степень, в которой организация ожидает от своих работников точности при выполнении заданий, тщательного анализа ситуаций и внимания к "мелочам".
3)Ориентация на конечный результат. Степень, в которой руководство уделяет основное внимание конечному результату, а не методам и процессам, используемым для его достижения.
4)Ориентация на людей. Степень, в которой руководство учитывает при принятии решений их последствия для людей, работающих в организации.
5)Ориентация на команды. Степень, в которой руководство отдает предпочтение командному, а не индивидуальному способу организации работы.
6)Агрессивность. Степень, в которой работники настроены на агрессию и конкуренцию, а не на дружелюбие.
7)Стабильность. Степень, в которой руководство поддерживает статус-кво, вместо того чтобы стремиться к достижению более высоких результатов.
Каждая из перечисленных характеристик имеет достаточно широкий диапазон значений - от самых высоких до самых низких, а вместе они позволяют составить целостную картину культуры, присущей данной организации. Эта картина положена в основу общих представлений работников о своей организации, о том, как в ней "вершатся дела" и какое поведение ожидается от них.сформулированные цели и ожидания, касающиеся результатов работы ее служащих? Поощряет ли она инновации? Конкуренцию?
|
Авторы же исследований, посвященных удовлетворенности работой, пытаются оценить эмоциональные реакции людей на свое рабочее окружение. В частности, они изучают ощущения работников, касающиеся ожиданий их организации, используемых ею методов материального и морального вознаграждения, методов разрешения конфликтных ситуаций и т.п. Несмотря на то, что два указанных термина — организационная культура и удовлетворенность работой — имеют ряд общих характеристик, следует помнить, что организационная культура носит описательный характер, а удовлетворенность работой — оценочный.
Субкультуры
Большинству крупных организаций присуща некая доминирующая культура и определенная совокупность субкультур. Доминирующая культура выражает базовые ценности, разделяемые большинством работников данной организации. Когда мы говорим о культуре какой-либо организации, мы имеем в виду ее доминирующую культуру. Именно эта доминирующая культура придает организации ее особый, неповторимый характер. Субкультуры, как правило, формируются в крупных организациях, отражая некие общие проблемы, ситуации или практический опыт, приобретенный служащими. Эти субкультуры обычно отражают деление организации по географическому (территориальному) принципу или наличие в ней нескольких подразделений. Например, в бухгалтерии может существовать субкультура, свойственная лишь сотрудникам данного подразделения. Эта субкультура будет включать базовые ценности доминирующей культуры, а также дополнительные ценности, разделяемые лишь служащими данного подразделения. Аналогично, подразделение, географически удаленное от главного офиса организации, может иметь уникальный характер. Как и в предыдущем случае, базовые ценности доминирующей культуры здесь также остаются неизменными, но они дополняются ценностями, которые отражают особенности конкретного подразделения или офиса.
|
Если бы в организациях не было доминирующей культуры и если бы каждая из организаций представляла собой лишь совокупность многочисленных субкультур, ценность организационной культуры как прогнозирующей переменной существенно снизилась бы. Почему? В таких организациях отсутствовала бы единая интерпретация того, что именно следует считать уместным или неуместным поведением. Именно тот аспект культуры, который мы назвали "представлениями, общими для всех работников организации", делает организационную культуру действенным механизмом, с помощью которого можно направлять и формировать поведение служащих
Парадокс разнообразия
В этой главе нам осталось кратко упомянуть о проблеме, с которой сталкивается большинство современных руководителей. Социализация новых работников, которые по причине расовых, половых, этнических или каких-либо иных различий не похожи на большинство членов соответствующей организации, порождает явление, которое принято называть парадоксом разнообразия. Руководство организации хочет, чтобы новые работники приняли базовые культурные ценности данной организации, поскольку в противном случае, они вряд ли "впишутся" в коллектив. Но вместе с тем руководство организации открыто признает существование различий, которые эти работники привносят на свою новую работу, и всячески стремится продемонстрировать свою поддержку этого явления.
|
Сильные культуры оказывают на работников мощное воздействие, заставляя их приспосабливаться к себе. Они ограничивают спектр приемлемых ценностей и стилей. Очевидно, что такая ситуация порождает дилемму. Организации принимают на работу разнообразных служащих с учетом того, что эти люди привносят в работу разнообразные достоинства. Однако в условиях сильной культуры эти разнообразные модели поведения и достоинства нивелируются по мере того, как их носители пытаются приспособиться к новой для них обстановке.
Учитывая этот парадокс разнообразия, задача руководителей заключается в том, чтобы сбалансировать две конфликтующие цели: заставить новых работников принять доминирующие цели своей организации и поощрять существование различий яюдььш. Чрезмерное стремление достичь второй цели приводит к появлению в организации множества "белых ворон", а первой — к нивелированию уникальных ДОСТОИНСТВ, которые привносят в организацию люди, "не похожие на других".
Личностный фактор в организационном поведении. Взаимоотношения работников и менеджеров. Компетенции менеджеров в управлении манипулятивными и политическими играми.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Они создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Работа менеджера характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми. Помимо сугубо производственных функций и связанных с ними формальных отношений, большой удельный вес в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе. Последние, в свою очередь, характеризуются значительной эмоциональной напряженностью.
Исследователи выделяют ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у менеджеров. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие зарубежные исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере коррелируют с выгоранием, чем личностные факторы менеджеров.
Отечественные исследователи (Водопьянова, 1998) выделяют три основных фактора, влияющих на эмоциональное выгорание.
Первый фактор, снижающий вероятность синдрома выгорания, образуют: ориентация на сотрудничество и компромисс, высокая мотивация саморазвития и профессионального роста, креативность подхода к решению профессиональных задач, высокий уровень коммуникативных умений. К личностным факторам, препятствующим психическому выгоранию, относятся: высокая общительность в малых группах, социальная смелость, радикализм.
Второй фактор, определяющий вероятность развития эмоционального истощения и деперсонализации, включает заниженную самооценку, эмоциональную неустойчивость, низкую активность и неумение формировать свою команду (сплачивать коллектив), использование стратегии избегания (ухода от проблем).
Третий фактор эмоционального выгорания менеджеров — это «размытость» личных целей и ценностей, низкий уровень управленческих умений, неадекватность самооценки, консерватизм, негибкость моделей поведения. Личностные качества и умения, составившие второй и третий факторы, могут рассматриваться как персональные факторы риска выгорания для менеджеров.
Также изучалось влияние стилей поведения в конфликтных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное выгорание и истощение наблюдаются у тех менеджеров, которые предпочитают управленческий стиль избегания (пассивный уход от разрешения конфликтов). Менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» подвержены выгоранию реже, чем те, кто в конфликтных ситуациях использует поведенческие модели «соревнование» и «приспособление».
Особую опасность возникновения эмоционального выгорания представляет сочетание импульсивности и низкой эмоциональной устойчивости с неэффективными стилями поведения в конфликтных ситуациях. Получены эмпирические данные о том, что менеджеры с высокой жизненной активностью и оптимистичной жизненной позицией менее подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению с их коллегами, характеризующимися низкой жизненной активностью и пессимистичностью. Обнаружена связь между степенью эмоционального выгорания и умением генерировать новые идеи. Также установлено, что на склонность менеджеров к эмоциональному выгоранию оказывает влияние тип организационной культуры
Психологами выделены личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания у менеджеров. Их целесообразно учитывать при подборе или выдвижении работников на руководящие должности, а также при разработке обучающих программ для управленцев:
Оптимизм
Склонность к гипертимности
Общительность, постоянный поиск новых контактов
Ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов
Высокий уровень коммуникативных умений
Креативность при решении профессиональных задач
Понимание особенностей управленческого труда и др.