Группа – это совокупность 2 или нескольких человек, взаимодействующих между собой, зависящих друг от друга и объединяющих свои усилия для достижения определенных целей.
Группы бывают формальные( группы определенные структурой конкретной организации, которая распределяет рабочие обязанности, формулирует задачи и создает рабочие группы) и неформальные ( альянсы, в которых отсутствует четкая структура и которые не определяются потребностями соответствующих организаций, формируются как реакция людей на потребность в общении).
Также группы делятся на (классификация, которая дана у Роббинза)
ü Группы командного типа (определяется формальной организацией работ) – состоит из рядовых служащих, непосредственно подчиненных руководителю.
ü Функциональная группа (определяется формальной организацией работ) – состоит из лиц, работающих совместно над выполнением конкретного задания. Однако рамки этой группы не ограничиваются ее непосредственным руководителем - шире, чем командные отношения. Следует также отметить, что все группы командного типа являются также функциональными группами, а вот обратное утверждение верно далеко не всегда.
ü Группа по интересам (неформальные альянсы) – люди, которые входят (или не входят) в группу командного типа или в функциональную группу, могут объединиться между собой для достижения какой-либо общей цели, (пример: группа служащих, выступающих за изменения графика отпусков на текущий год);
ü Дружеская группа (неформальные альянсы) – группы, формирующиеся по признаку общности каких-либо характеристик своих членов. Социальные связи, которые нередко выходят за рамки рабочей ситуации, могут основываться на примерно одинаковом возрасте и т.п.
|
Неформальные группы выполняют важную функцию – удовлетворяют социальные потребности своих членов.
Команды и группы – не одно и то же.
Рабочая группа – группа, члены которой взаимодействуют между собой главным образом для того, чтобы обменяться информацией, принять решения и тем самым помочь друг другу выполнить какие-то обязанности, порученные каждому из них. Производительность рабочих групп есть сумма индивидуальных вкладов всех членов группы. Положительный синергизм, который мог бы обеспечить более высокий совокупный уровень производительности, отсутствует.
Рабочая команда – обеспечивает положительный синергизм за счет скоординированных действий всех членов, поэтому ее производительность выше, чем сумма индивидуальных производительностей.
Эффективные команды обладают рядом общих характеристик: располагают достаточными ресурсами и имеют эффективных лидеров. Отличаются также атмосферой взаимного доверия и располагают системой оценки и вознаграждения результатов работы, которая отражает вклад команды в общий успех компании. В эффективных командах трудятся работники с достаточной технической квалификацией, которые имеют решать проблемы и принимать решения, а также владеют искусством межличностного общения. Эффективные команды отличаются компактностью (не более 10 членов) и неоднородностью.
Командная работа предпочтительна при таких условиях:
1. работа должна быть достаточно сложной, выполняется более эффективно несколькими работниками
|
2. выполняемая работа должна характеризоваться наличием общей цели
3. выполняемые задачи должны быть взаимозависимыми
Значимость команды: команды служат естественным механизмом, посредством которого работники обмениваются идеями и реализуют на практике предлагаемые улучшения, широкое использование команд обеспечивает организации потенциальную возможность достичь лучшего результата без увеличения входящих факторов.
Цель: коллективная деятельность
Синергизм: положительный
Ответственность: индивидуальная и взаимная
Умения и навыки: взаимодополняющие
Как происходит формирование команды:
ü формирование команды представляет собой основанные на базе данных подход к анализу производительности группы и принятию мер по ее дальнейшему улучшению
ü формирование команды требует участия всех членов группы, которые вовлекаются в совместное решение проблем и деятельность
(про этапы жизненного цикла не нашла)
Виды команд:
ü команды, занятые решением проблем – члены, команд включенных работников регулярно встречаются для изучения проблем и возможностей, имеющих отношение к работе. Особой разновидностью команд включенных работников является кружок качества. Члены кружка качества регулярно встречаются для того, чтобы изыскать способы постоянного улучшения качества своей деятельности
ü кросс-функциональные команды – объединяют людей, выполняющих различные функции, для работы над общими задачами. Проблема функционального силоса возникает в тех случаях, когда люди, выполняющие различные функции, не могут договориться друг с другом
|
ü виртуальные команды – состоит из членов, объединенных друг с другом электронными средствами связи через компьютер
ü самоуправляемые команды – уполномочены принимать решения о планировании, выполнении и оценке повседневной работы
Национальные и деловые культуры: влияние на организационное поведение. Кросскультурные различия в современном российском обществе с точки зрения организационного поведения.
Организационная культура – система представлений, которой придерживаются все члены организации и которая отличает данную организацию от других (совокупность ключевых характеристик, ценных с точки зрения данной организации).
Сущность любой организационной культуры отражают 7 основных характеристик:
1. инновации и готовность к риску
2. скрупулезность – внимание к мелочам, тщательный анализ ситуации сотрудниками
3. ориентация на конечный результат
4. ориентация на людей – степень, в которой руководство учитывает при принятии решений их последствия для людей
5. ориентация на команды – степень, в которой руководство отдает предпочтение командному
6. агрессивность
7. стабильность – степень, в которой руководство поддерживает статус-кво, вместо того чтобы стремиться к достижению более высоких результатов
Национальная культура оказывает на работников большее влияние, чем организационная культура.
В низкоконтекстных культурах сообщения выражаются главным образом посредством слов устной и письменной речи.
В высококонтекстных культурах слово передают лишь часть сообщения; об остальном необходимо догадываться исходя из языка тела и дополнительных контекстуальных ключей.
В полихронной культуре люди склонны делать несколько дел за единицу времени.
В монохронных культурах люди стараются делать одно дело в единицу времени.
Видимые параметры культуры включают в себя наблюдаемые различия в языке, временной ориентации, использовании пространства и религии.
Культуры различаются по глубинным основаниям ценностей и установок. К 5 параметрам национальной культуры Г. Хофстед относит следующие: дистанцию власти, индивидуализм-коллективизм, избегание неопределенности, маскулинность-феменинность и долгосрочную/краткосрочную ориентацию.
Схема понимания культурных различий, предложенная Ф. Тромпенаарсом, фокусируется на взаимоотношениях людей, отношении ко времени и отношении к окружающей среде.