В самом общем виде хозяйственный механизм мирового хозяйства можно определить как общественную систему организации производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в планетарном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обусловливают производство, распределение, обмен и потребление произведенной продукции, динамизм и качественные параметры экономического развития. Хозяйственный механизм обеспечивает взаимодействие различных форм капитала в процессе его реализации.
Как любой социально-экономический объект, механизм мирового хозяйства выполняет определенные общественные функции.
• В число основных функций механизма и мирового, и национального хозяйства входит экономическая реализация собственности, которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости. Собственность реализуется в конкретных формах движения капитала, внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, которые порождают соответствующие приращенные формы прибавочной стоимости. Сама по себе собственность, не дополненная элементами хозяйственного механизма, остается в потенции, нереализованной.
• Важная функция хозяйственного механизма — регулирование пропорций мирового производства.Необходимость их регулирования заключается в том, что они устанавливаются путем постоянных отклонений. Существующие пропорции воплощаются в наборе определенных величин, которые могут изменяться в противоположных направлениях.
• Разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений в их конкретных формах — также функция хозяйственного механизма. Производственные отношения (объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе воспроизводства, определяемые формами собственности) оказывают серьезное влияние на уровень производительных сил. Последние вообще перестали бы развиваться, если бы конкретные формы производственных отношений не изменялись. По мере развития производительных сил происходят определенные изменения в отношениях хозяйствования. Они происходят стихийно, через глубокие противоречия. Тем самым производственные отношения приспосабливаются к возросшему уровню производительных сил, однако противоречия не устраняются, что служит дальнейшим стимулом развития производительных сил.
|
Основной организующей силой мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.
Рынок характеризует масштабы разделения труда и служит индикатором общественных потребностей. Осуществляемая на нем реализация товаров и услуг определяет, насколько выпускаемый ассортимент продукции отвечает потребностям общества. Спрос дает информацию о том, в какой мере структура хозяйства опирается на внутренние потребности и в какой она базируется на мировом рынке.
Анализ связей между производством и потреблением, которые образуют исходный и конечный компоненты воспроизводственного процесса, показывает уровень развития товарных форм хозяйств, влияние внутреннего и международного разделения труда на распределение доходов, на сферу личного и производственного потребления и на характер изменения общих хозяйственных пропорций.
|
Центральным звеном рынка является конкуренция, которая способствует выявлению, распространению и эффективному использованию новых, бывших недоступными данных о предпочтениях, средствах, технологиях. Она сопряжена с большим ущербом для одних и выигрышем для других.
Функционирование рынка в конечном счете определяется сочетанием и взаимодействием таких сил, как конкуренция и монополия. Тенденция к чисто монополистической организации зрелой отрасли сменилась тенденцией к новой организации, в основе которой лежит взаимодействие конкурентных и монопольных сил — механизм олигополии.
59. Структура механизма мирового хозяйства =? = субъекты
Государство. Оно занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.
Государственное регулирование внешней сферы:
• таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;
• нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.
|
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.
Межгосударственные и международные организации, которые внедряются в рыночный механизм, преобразуя его, добавляя в него новые элементы. В основе действий этих организаций лежит сознательная деятельность, определяемая и направляемая перспективным расчетом или планом, при этом самоорганизация мирового хозяйства сохраняет свою сущность.
Многосторонний компонент структуры межгосударственной координации мирохозяйственных процессов имеет двухступенчатую систему.
Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых, таможенных и других, объединений. На их уровне идет согласование экономической политики, совместных антициклических, дефляционных и других акций, разработка прогнозов и среднесрочных индикативных программ социально-экономического развития, разрабатываются мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между участниками группировок и с третьими странами.
Наиболее далеко этот процесс продвинулся в Западной Европе.
Вторая ступень — общемировая, представленная международными экономическими организациями, большинство из которых возникло после Второй мировой войны. В основе разработки всей концепции послевоенной мировой экономической политики лежали идеи Дж. Кейнса, которые и получили практическое воплощение в создании специализированных организаций ООН — Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Генерального соглашения о тарифах и торговле.
Организации мирового уровня. Вопросы стабилизации мировой экономической системы во все большей степени сосредоточивались в рамках МВФ и Мирового банка, при этом ведущая роль принадлежала Фонду. В последние десятилетия Фонд концентрировал свое внимание на средне- и долгосрочных подходах к проблемам экономической политики стран-членов, на вопросах разработки экономической стратегии в рамках мировой системы. Представители МВФ принимают участие в многосторонних встречах представителей ведущих стран Запада по вопросам развития экономических связей и проблем мирового хозяйства.
Регулирующая роль Фонда осуществляется главным образом через обязательства стран-заемщиков при предоставлении им займов. В своей деятельности Фонд придерживается жесткой кредитной политики. Страна, нуждающаяся в стабилизационных займах, должна брать на себя обязательства скоординировать свою политику на условиях Фонда. Комиссии фонда определяют степень их выполнения. Страна, не соблюдающая рекомендаций, лишается поддержки МВФ.
Общемировые проблемы функционирования отдельных сфер и отраслей хозяйства являются объектом деятельности многих межправительственных организаций и учреждений (ФАО — продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИКАО — Международная организация гражданской авиации, МОТ — Международная организация труда, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии, ВТО — Всемирная торговая организация и др.).
Торговые проблемы являются основным объектом деятельности ВТО, сфера деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли.
Институты подсистем мирового хозяйства. Немаловажную роль в регулировании хозяйственных процессов в мировом хозяйстве и в отдельных его подсистемах играют организации, занимающиеся проблемами хозяйственного развития подсистем (ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНИДО — Организация ООН по промышленному развитию и др.).
Особое место по масштабам и многообразию деятельности в системе хозяйственного механизма занимает ОЭСР, в которую входят все промышленно развитые страны. Она возникла в 1961 г. в результате преобразования Организации европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948 г. для осуществления «плана Маршалла».
ОЭСР выступает одним из центров мирового экономического регулирования. Она осуществляет координацию экономической помощи развитых стран, которая составляет основную часть общего объема помощи в мире. В Комитете содействия развитию, объединяющем 17 государств, согласовываются методы, условия и размеры помощи развитию, согласовываются действия отдельных стран и их представителей в других международных организациях по вопросам этой проблематики.
«Большая семерка». Уникальное место в системе организаций, занимающихся проблемами развитой подсистемы, занимает неформальный институт — «большая семерка». В силу значимости подсистемы развитых стран он имеет общемировое значение. «Большая семерка» сложилась в середине 70-х годов в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Британии, Франции, Италии и Канады, который предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой ее деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель которых — выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.
Политическая острота экономических проблем предопределила основные вопросы совещаний:
• пути оздоровления экономики;
• проблемы энергетики;
• международная торговля;
• пути стабилизации валютной системы;
• отношения промышленно развитых и развивающихся стран;
• проблемы стран с переходной экономикой.
Усложнение проблем в валютно-финансовой области вызвало необходимость
Характер действия механизма мирового хозяйства. Анализ организационной структуры хозяйственного механизма показывает, что мировое хозяйство в определенной мере является управляемым, поскольку значительная часть спроса формируется на основе внутрифирменной торговли ТНК, протекционистских мер государства, государственных и межгосударственных заказов и программ, целенаправленных действий межправительственных организаций. Современному хозяйству свойственна регулируемая конкуренция, которая сосуществует с нерегулируемой, свободной конкуренцией. Оба вида конкуренции тесно переплетены, часто являясь формами хозяйственной деятельности одних и тех же агентов. Неопределенность регулируемой системы делает условным и процесс регулирования. Развитие НТП и интернационализация производства способствуют росту неопределенности воспроизводства в мировом хозяйстве. Представляется, что приспособление механизма мирового хозяйства к новой обстановке должно идти по пути развития регулирования, повышения его роли.