Понятие этических категорий, их особенности и социальные функции.




 

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом ка­тегорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово "категория" греческого происхождения. Им обозначаются наибо­лее общие понятия, отражающие существенные стороны действи­тельности. Это — узловые пункты человеческого познания.

По аналогии можно сказать, что категории этики — это наибо­лее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики — это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъ­ективное отражение нравственной стороны бытия, и представля­ют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретиче­ское знание о морали как социальном явлении.

Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явле­ний осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.

Говоря о категориях этики, следует сказать о том, что они выполняют и некоторые "служебные" функции самой науки. Во-первых, они являют собой бесконечные ступеньки познания мо­рали как сферы общественных отношений. Во-вторых, категории этики представляют собой своеобразный инструмент познания. В-третьих, этические категории — это форма движения, развития морального познания от сущности первого-порядка к сущности вто­рого порядка и т.д.

Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и раз­граничения нравственного и безнравственного в поступках от­дельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий. Наличие необходимых благ — непременное условие существования общества и человека, их развития и совершенствования. Материальные блага — это, прежде всего, пища, одежда, жилье, средства передвижения и др. В качестве духовных благ выступают духовные ценности: позна­ние, образование, предметы культурного потребления, нравствен­ные ценности, красота и т.д.

Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремле­ния, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокуп­ность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выра­жается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Зло — категория этики, противоположная добру. В нем обоб­щены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направле­но против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды пра­вонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п. Борь*? ба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов.

Имея много общего с категориями других наук, этические ка­тегории обладают и некоторыми особенными чертами.

Во-первых, они отражают ту сторону общественных отноше­ний, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу. к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зре­ния добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.

Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Другими словами, их всех можно оценивать с точ­ки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядоч­ный, справедливый, ответственный и т.п. или же наоборот — не­порядочный, бесчестный, беспринципный и пр.

В-третьих, они являются средством регулирования взаимоот­ношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций су­щего или должного.

В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований: принципов, норм, требований, правил и т.п., базируются на силе общественного мнения или самосознании личности.

Наконец, в-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в ка­тегориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сто­рона общественных отношений.

Как уже отмечалось, этические категории весьма многочис­ленны, поэтому в интересах науки и практики их принято клас­сифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстан­циональные (сущностные). Другие кладут в основу иной прин­цип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастья. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант — категорию долга. Впро­чем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отече­ственной этике всю совокупность категорий часто делят, исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой струк­туры некоторые авторы выделяют моральную практику, мораль­ное сознание и нравственное самосознание. Однако более тради­ционной является позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравствен­ную деятельность. Принципиальной разницы между этими пози­циями нет, поскольку во втором случае моральное сознание включает и самосознание, а нравственные отношения и нрав­ственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит та­ким образом, что содержание одной из них, как правило, раскры­вается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий: великодушие, самоотверженность, выдержка, смелость, храбрость и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосер­дие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признатель­ность и т.п.

Рассмотренные особенности, классификация и сущность эти­ческих категорий имеют не только теоретическое, но и общемето­дологическое значение. Без них, в частности, невозможен анализ профессионально-этических категорий, ибо они по сути дела яв­ляются конкретизацией категорий общей этики. Набор этих кате­горий достаточно велик, но мы остановимся только на анализе самых существенных из них, поскольку они занимают большое место в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

 

Основные категории этики. Профессиональный долг, профессиональная справедливость, профессиональная честь и достоинство, профессиональная совесть, профессиональный авторитет и др.

 

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, профессиональный долг, профессиональная справедливость, профессиональная честь и достоинство, профессиональная совесть, профессиональный авторитет и др.

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

В отличие от категорий добра, зла, блага, справедливость категория одновременно этическая, политическая и правовая.

Справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и сегодня.

Противоположна справедливости несправедливость. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости". Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить).

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя). Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

Смотрите список рекомендуемой литературы приведенный в пункте 1.8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: