1. Нравственные основы деятельности сотрудника правоохранительных органов. Кодексы чести юриста.
Главная суть деятельности правоохранительных органов непосредственно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.
Все остальные их функции — охрана общественного порядки, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных проявлений и др. являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы в свою очередь являются элементом, одной из главных структур государства -той властной структурой, которая является гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.
Основными методами, через посредство которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и принудительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия. Причем, как это видно из вышеприведенного определения, понятие "властная сила" (т.е. действия, опирающиеся на принуждение, на насилие) является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов.
Люди, далекие от подлинного представления о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обывателя, эти подразделения используют лишь средства устрашения и насилия - правового и физического. И, как они полагают, существующие в этой сфере требования - это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нравственные качества: честность, любовь к людям, справедливость, самоотверженность, смелость, доброжелательность и многие другие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои действия перед обществом. Наличие этих качеств у сотрудника служит обязательным мерилом его профессионализма, и на воспитание этих качеств направлены значительные усилия руководителей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявляются как обществом, так и служебными документами, в частности, работник за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, увольняется со службы.
Поэтому вполне естественно, что сотрудникам правоохранительных органов постоянно приходится задаваться вопросом, насколько справедливы те или иные их поступки и действия.
Как мы уже определились выше, профессиональная этика юриста представляет собой нравственные правила поведения юристов, а также способы обоснования этих правил.
Эти правила поведения призваны установить определенный тип нравственных взаимоотношений для оптимального выполнения юристами своих профессиональных функций. Прежде чем переходить к рассмотрению этических основ деятельности отдельных юридических профессий, целесообразно остановиться на тех нравственных принципах, которые лежат в основе деятельности любой юридической профессии.
Эти правила – принципы могут содержаться в международных документах, законах и иных нормативных актах, в профессиональных кодексах отдельных юридических профессий. Эти правила могут формироваться и на основе практики прецедентов практики привлечения юристов к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм.
Под способами обоснования правил поведения юристов мы будем понимать реализацию этих правил в практической деятельности. Этические требования, как было уже отмечено, отличаются от нормативно-правовых тем, что их невыполнение не влечет за собой правовой санкции. Этическое правило – всегда мера возможного, и никогда единственно верное поведение. Следовательно, выполнение этического правила – это всегда выбор самого человека.
Нравственную «планку» профессиональным качествам юриста задают, в первую очередь, международные стандарты юридической этики. К основным их них относятся:
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года;
Основные принципы роли юристов, принятые Восьмым Конгрессом ООН по предотвращению преступности и перевоспитанию правонарушителей в 1990 году;
Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, принятые на конференции МАЮ в сентябре 1990 г.;
Правила адвокатской этики Международного Союза (Содружества) адвокатов.
Суммируя нравственные требования, зафиксированные в этих актах, попытаемся сформулировать международные стандарты профессиональной этики юриста.
Итак, юрист должен:
Уважать и защищать человеческое достоинство и поддерживать и защищать права человека по отношению ко всем лицам.
При выполнении своих обязанностей всегда действовать свободно, честно и бесстрашно, в соответствии с законными интересами клиента и без какого-либо вмешательства или давления со стороны власти либо общественности.
Предоставлять свои услуги всем социальным группам с тем, чтобы никому не было отказано в юридической помощи.
Согласовывать свои действия с доверителями и подзащитными.
Соблюдать профессиональную тайну, предметом которой является сам факт обращения к юристу, сведения о содержании его бесед с клиентом и иная информация, касающаяся оказания юридической помощи. Он обязан хранить тайну и после того, как отношения между ним и клиентом закончились.
Беречь и приумножать престиж профессии.
Быть точным и пунктуальным.
Быть уверенным в своей компетентности в вопросах существа дела.
Поддержать и обосновать позицию обвиняемого, не признающего своей вины.
Принять зависящие от него меры к установлению незаконного воздействия на обвиняемого.
При наличии коллизии между обвиняемыми (подсудимыми) выяснять обстоятельства, изобличающие сообвиняемых, только в пределах, необходимых для защиты подзащитного, не превращаясь, как правило, в обвинителя.
Назначать гонорар по соглашению в разумных пределах. При этом должны учитываться:
· объем и сложность дела;
· длительность процесса или время, затраченное на консультации клиента;
· материальное положение клиента;
· необходимость проведения исследований с привлечением специалистов;
· традиции данного региона;
· репутация адвоката.
13. Участвуя в судебном разбирательстве, строго соблюдать правила, установленные процессуальным законом, демонстрируя необходимое уважения к суду, сдержанность и такт.
14. В стадии предварительного расследования согласовывать свое участие в тех или иных следственных действиях и иные действия процессуального характера со своим подзащитным. Представляя доказательства, проявлять необходимую требовательность к их достоверности, не нарушая правил о допустимости доказательств.
15. Свои возражения против неправильных действий следователя или работника дознания облекать в форму, предусмотренную законом, не допуская умаление чести и достоинства должностных лиц предварительного следствия.
16. При свиданиях с лицами, находящимися под стражей, соблюдать правила мест заключения.
17. Как участник судебных прений, уважительно относиться к своим оппонентам.
18. Уважительно относиться к коллегам, поддерживать нормальный нравственно-психологический климат в коллективе, оказывать в необходимых случаях консультативную помощь коллегам, внимательно относиться к работе начинающих юристов, помогая им своими знаниями и опытом.
Юрист не должен:
Осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания.
Давать каких-либо гарантий или заверений в успешном разрешении дела и порождать надежды клиента с помощью ссылок на свой опыт или особые отношения с представителями властных структур.
Давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
Принимать к исполнению противоречащие закону требования клиентов.
Навязывать клиенту свои услуги и заниматься саморекламой
Использовать в личных целях информацию, полученную от клиента, без его согласия.
Приобретать в какой бы то ни было форме имущество, представляющего предмет данного спора, или прав на него.
Принимать поручение на ведение дела, если:
- в расследовании дела или его рассмотрении участвует лицо, с которым юрист находится в родственных отношениях;
- он ранее участвовал в этом деле в качестве судьи, следователя, дознавателя, прокурора, общественного обвинителя, эксперта, переводчика, свидетеля, понятого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, а также секретаря судебного заседания;
- он ранее оказывал в какой-либо форме юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам обратившегося;
- ему заранее известно, что он не сможет участвовать в назначенном к слушанию деле в силу занятости по другим делам;
- ему известно, что он сам может быть вызван в качестве свидетеля по делу.
Принимать поручение по гражданскому делу, если притязания клиента не защищаются законом.
Принимать поручение на ведение гражданского дела, когда:
- обнаруживается отсутствие фактов, необходимых для обоснования требований или возражений доверителя;
- обоснование требований или возражений не может быть подтверждено доказательствами, допущенными законом для данных правоотношений;
- правовая позиция юриста противоречит позиции клиента;
- он является родственником другой стороны по делу.
В групповом уголовном процессе принимать на себя защиту нескольких лиц, чьи интересы хотя и не соприкасаются по делу, но обвиняемые придерживаются различных позиций. Следует воздерживаться от объединения защиты взрослого и несовершеннолетних обвиняемых.
Отказывать клиенту в просьбе об обжаловании приговора. Если юрист усматривает основания для обжалования, а осужденный возражает против обжалования, желательно получение письменного отказа осужденного от обжалования приговора. Это правило не распространяется на несовершеннолетних и лиц, страдающих физическими и психическими недостатками.
Участвуя в допросе, ставить наводящих или не относящихся к делу вопросов, задавать вопросы, задевающие честь и достоинство потерпевших, свидетелей и других лиц, участвующих в процессе.
В беседах с клиентами, а также в правовых документах допускать бестактные высказывания в отношении других юристов.
Если у противной стороны по гражданскому делу имеется адвокат, общаться со стороной без участия этого адвоката.
В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей.
Одна из них связана с существованием профессиональных этических кодексов. Эти кодексы иногда предъявляют членам профессии такие требования, которые не всегда совместимы с требованиями универсальной этики, а также с принципами лояльности и повиновения той организации, в которой работают данные специалисты.
Кодексы представляют собой руководства для деятельности членов профессиональной группы, определяют конкретные запреты, процедуры, идеалы и учитывают основные этические проблемы, с которыми они сталкиваются. Положения кодексов должны время от времени критически оцениваться и пересматриваться. В нашей стране процесс разработки и принятия кодексов профессиональной этики, в том числе и этики юридических профессий, только начинается.
Для того чтобы служить основанием автономии профессии, кодекс должен обладать определенными свойствами.
Во-первых, он должен безупречно содержать сформулированные положения, отражающие те конкретные, присущие именно данной профессии искушения, которые могут испытывать ее представители, те неэтичные методы ведения дел, которые подрывают ее престиж в глазах общества.
Во-вторых, кодекс должен регламентировать деятельность членов профессии. Некоторые кодексы представляют собой просто декларацию об идеалах, в то время как должны иметь дисциплинарный, карательный характер.
В-третьих, кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии, а должен защищать интересы общества и клиентов.