Тема 6. Нравственно-этические основы деятельности отдельных специальностей правоохранительных органов.




Вопросы семинарского занятия:

1. Нравственные основы деятельности сотрудника правоохранительных органов.

2. Нравственные составляющие отдельных юридических профессий.

3. Понятие профессиональной этики судей

4. Содержание профессиональной этики судей

5. Реализация содержащихся в ней принципов и требований уголовного и гражданского судопроизводства РК

Методические рекомендации:

Приступая к изучению данной темы, студент должен познакомиться с основным понятийным аппаратом, используемым в данной теме. Прежде всего, это определения понятий «профессиональная этика» «профессиональные обязанности», имея ввиду, что п рофессиональная этика работника правоохранительных органов - система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют их взаимоотношения и действия как по отношению к себе, друг к другу, так и по отношению к другим людям и должностным лицам, с которыми они сталкиваются в силу своей профессии.

Эта система требований определяет какое поведение при исполнении своих должностных обязанностей допустимо и поощрительно, а что считается непозволительным. Данная система постоянно изменяется, наполняется новым содержанием, в зависимости от происходящих изменений в деятельности правоохранительных органов. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме, так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай коллег по службе, береги честь смолоду и т. д.). О дна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности находит выражение в моральных принципах, которые очень важны для сотрудника правоохранительных органов. Они выражают основополагающие требования, касаю­щиеся его нравственной сущности, характера взаимоот­ношений между собой, с участниками правоотношений и правонарушений, определяют общее направление дея­тельности сотрудника и лежат в основе частных, конкретных норм его поведения. В этом отношении они служат критериями нравст­венности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать сотрудник, как вести себя в типичных ситуациях, то моральными принцип дает человеку общее направ­ление деятельности.

 

Особенность профессии судьи с позиции нравственных требований, состоит в наличии морального права решать судьбы других людей. Нравственные качества и нравственное поведение, кроме всего прочего, являются для судьи, непременным условием его профессиональной деятельности. Своим поведением - судья воспитывает граждан и общество. Судья - не профессия, а образ жизни, с присущими ей нормами нравственного поведения, которыми судьи должны руководствоваться в профессиональной деятельности.

Правосудие должно быть справедливым, разумным и беспристрастным и не может существовать без честного судейского корпуса. Для этого, судьи обязаны не только принимать участие в формировании, поддержании и обеспечении соблюдения высоких норм профессионального поведения, но и лично соблюдать эти нормы. Достижение названных целей, в полной мере, возможно только при отсутствии всяких сомнений в добросовестности профессиональной деятельности судей.

При осуществлении правосудия, повседневная деятельность судьи, складывается из взаимоотношений, основанных не только на правовых, но и нравственных принципах. Одним из важнейших достоинств судьи, являются его честность, включающая в себя наличие совести и верность принятым обязательствам, моральной устойчивости и нравственного самоконтроля, осознанное желание руководствоваться принципами морального выбора. Наивысшее место в системе нравственных принципов, которыми должен руководствоваться судья в деятельности по осуществлению правосудия, признаются принципы независимости и беспристрастности, справедливости и человечности (гуманизма).

 

Тема 7. Профессиональная этика адвокатов.

Вопросы семинарского занятия:

1. Понятие и содержание профессиональной этики адвокатов.

2. Соотношение нравственности, компетентности и независимости как основных профессиональных качеств адвоката.

 

Методические рекомендации:

В декабре 1997 года был принят Закон «Об адвокатской деятельности в Республике Казахстан», в котором отражены основные правила» адвокатской этики.

В новом законе четко закреплены нормы и принципы адвокатской этики. Учение об адвокатской этике охватывает широкий круг вопросов, касающихся взаимоотношений адвокатов друг с другом, отношений адвокатов с клиентами, судом, прокурором, с иными участниками гражданского и уголовного судопроизводства, в которых деятельность адвоката носит публично-правовой характер, её содержание и этический подтекст на всех этапах защиты интересов лиц, обратившихся за юридической помощью, определяют осознанием адвокатом своей правовой и нравственной обязанности содействовать укреплению законности. Адвокатская этика учит прежде всего бережному отношению к престижу суда. Но если соображениями этого престижа оправдывают нарушение интересов обвиняемого, клиента адвокат становится на защиту последних. Для него интересы защиты являются всегда наиболее значимым нравственным ориентиром. Безусловное уважение к суду, неизменная сдержанность и самая строгая корректность в отношениях с судом - одно из основных правил поведения адвокатов, которые находят выражения во внешних атрибутах поведения адвоката в судебном заседании: в почтительном тоне при обращении к суду, в том внимании, с каким он относится к предлагаемым вопросам, либо распоряжениям суда по тем или иным возникающим в ходе разбирательства дела, проблемам и к определениям суда, выносимым по ходатайствам участников процесса, в сдержанной и строгой манере аргументации и т.п. Отступление от этих непременных правил поведения нравственно недопустимо, оно подрывает общественный престиж адвокатуры, и поэтому должно рассматриваться как дисциплинарный проступок. Уважение к суду требуется от адвоката не только тогда, когда он участвует в рассмотрении дела, но и тогда, когда он находится в зале судебного заседания, не являясь участником процесса. Предельный такт и сдержанность должен проявить адвокат при оглашении решения суда либо определения суда апелляционной инстанции. Адвокат должен учитывать, что неправильное, нетактичное отношение судьи к нему лично затрагивает достоинство адвокатуры в целом как общественной организации, признанной законом к выполнению функции публично-правового характера, а потому его возражения против подобных действий направлены на защиту общественного престижа адвокатской профессии.

Арсенал процессуальных средств и методов, используемых адвокатом в целях защиты интересов клиента и ограждения своей чести и достоинства носимого им звания, общественного авторитета и престижа адвокатской деятельности достаточно широк и адвокат должен уметь им пользоваться. Во взаимоотношениях с участниками процесса прокурором, экспертом, свидетелями и другими – адвокат должен исходить из того, что участие этих лиц в деле является необходимым для отправления правосудия, что их права и обязанности, регламентированные процессуальным законом, должны использоваться в целях содействия в правильном и быстром рассмотрении и разрешении дела, что закон охраняет личную честь и достоинство всех этих лиц при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Особо важное значение для укрепления авторитета и достоинства адвокатуры имеет характер отношений между адвокатами, которые, представляя в гражданском судопроизводстве противоположные интересы спорящих сторон и защищая различные, а нередко и взаимоисключающие позиции своих клиентов, всегда остаются коллегами по профессии, членами одной коллегии, а потому должны всемерно содействовать защите престижа адвокатуры. Уважение к своему товарищу по профессии, к его личности, деловой и общественной репутации должно быть руководящим правилом для каждого адвоката, нравственной обязанностью которого является забота о достоинстве носимого им звания и престижа адвокатуры. Это – азбука адвокатской этики.

При подготовке к данной теме студенту следует подробно изучить рекомендуемую литературу и нормативный материал, предусмотренный данной темой.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

1. Форма проведения СРСП: обсуждение задания с преподавателем, рассмотрение проблемных аспектов. Изучение дополнительного материала по теме занятия. Проверка конспектов с пояснениями основных принципов профессиональной этики.

2. Методические рекомендации к выполнению: с учетом методических рекомендаций к семинарским занятиям использовать основную и дополнительную литературу при выполнении задания.

3. Смотрите список основной и дополнительной литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: