Белорусский Государственный Университет
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой
____________________
«__»___________2010г.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Студентки группы № ______________ (Макаровой Ю. В.)
(подпись)
Руководитель:
преподаватель
кафедры реабилитологии _______________ (Котова В. С.)
(подпись)
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
доцент _______________ (Варенова Т.В.)
(подпись)
Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Социально-педагогическая работа с педагогически запущенными деть по профилактике правонарушений……………………………………………………5
1.1 Характеристика педагогической запущенности личности подростка………….5
1.2 Личностная характеристика «трудного подростка» ………………………...…..9
1.3 Социально-педагогическая направленность по предупреждению асоциального поведения несовершеннолетних…………………………………………….…...13
1.4 Индивидуальный подход при перевоспитании трудных подростков…………17
ГЛАВА 2. Профилактика семейного неблагополучия, как основного фактора
правонарушений подростков………………………………………………24
2.1 Социальная ситуация развития ребенка в алкогольной семь.……………27
2.2 Активизация воспитательной позиции родителе несовершеннолетних
правонарушителей…………………………………………………………….…28
2.3 Программа профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних «Будущее ля всех!»………………………………...........34
ГЛАВА 3. Объекты и методы исследования……………………………………....35
ГЛАВА 4. Результаты исследования…………………………………………….....36
|
Заключение…………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………………………….45
Приложение 1………………………………………………………………………...47
Приложение 2………………………………………………………………………...51
Приложение 3………………………………………………………………………...53
Приложение 4………………………………………………………………………...55
Приложение 5………………………………………………………………………...58
Приложение 6………………………………………………………………………...60
ВВЕДЕНИЕ
Трудных детей нет, а есть "трудные" взрослые, которые не стремятся найти общий язык с ребенком, не прикладывают усилий, необходимых для понимания и решения возникающих у него проблем. А отсюда - конфликт. Ведь ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы разобраться в порой непростых жизненных ситуациях. А у нас, взрослых, не всегда хватает времени, душевной чуткости, а иногда и ума, чтобы поддержать своего отпрыска и подсказать ему верное решение проблемы. Нам порой проще или "разразиться громом", или вообще закрыть глаза на какие-то "мелочи". Но, как известно, в воспитании мелочей не бывает. И не стоит потом удивляться тому, что ребенок убежал из дома, попал в дурную компанию, научился пить спиртное, а потом и нарушил закон.
На учете в ИДН УВД Администрации Октябрьского района г. Минска на 01.05.2010 состоит 273 подростка девиантного поведения.
По состоянию за 5 месяцев 2010 года основными видами правонарушений среди несовершеннолетних являются:
Преобладающим правонарушением среди несовершеннолетних является пьянство [6].
|
В основном правонарушения и преступления совершают подростки девиантного поведения (состоящие на учетах ИДВ, ВШК, группе риска). С данными категориями учащихся постоянно ведется профилактическая работа. Подростки находятся на особом контроле у СППС (социально-психолого-педагогическая служба).
Цель работы: выявить причины асоциального поведения подростков и влияние социально - педагогической работы на поведение подростков из группы «социального риска» (подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних - ИДН, находящиеся на внутришкольном контроле - ВШК, находящиеся в социально – опасном положении - СОП).
Объект исследования: подростки группы «социального риска» обучающиеся в ГУО «ОСШ №52 г. Минска» и подростки не входящие в группу «социального риска».
Предмет исследования: возможные причины отклоняющегося поведения, склонности к отклоняющемуся поведению, уровень агрессии подростков.
Задача:
1. Изучить возможные причины отклоняющегося поведения у подростков.
2. Выявить склонности к отклоняющемуся поведению у подростков.
3. Определить уровень агрессии у подростков.
Гипотеза: социально – педагогическая работа, проведенная с группой подростков «социального риска» ведет к снижению у них уровня деструктивной агрессии, и в результате этого к нормализации отклоняющегося поведения.
ГЛАВА 1. Социально-педагогическая работа с педагогически
Запущенными детьми по профилактике правонарушений
Характеристика педагогической запущенности
Личности подростка
|
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Все это представляет угрозу для нормальной организации учебно-воспитательного процесса, учителя испытывают затруднения в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою и кажущуюся беспомощность.
Трудные дети - это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был педагогический просчет, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не применили своевременных мер к коррекции их личности. Иначе говоря в категорию трудных попадают школьники выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нем. В этом смысле термин «трудный школьник» не означает отрицательной характеристики, не содержит в себе осуждения или порицания. «Трудный» не значит «плохой», «испорченный», «негодный» или тем более «безнадежный». «Трудный» — это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления с трудновоспитуемости расширяется.
Запущенность педагогическая - это:
I) комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества;
2) устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное одними влиянием среды и ошибками в воспитании.
Условно выделяют несколько стадий педагогической запущенности:
1 стадия - предрасполагающая (возникает в результате неправильного воспитания в семье — дефицит полезного общения, избыток или недостаток родительской заботы, ласки, конфликты между родителями, отсутствие единства требований к ребенку, отсутствие ситуаций, воспитывающих чувство сострадания); из-за ошибок воспитателей детских учреждений; как результат депривации. 2-я стадия — является следствием слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению дошкольников. Она проявляется в возникновении негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе как следствие отсутствия успеха главным образом в учебной деятельности. 3-я и 4-я стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. 3-я стадия характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни детского коллектива, проявлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением. При слабости воспитательных мер на 4-й стадии антиобщественные тенденции поведения закрепляются и проявляются в грубости, негативизме, недисциплинированности и т. п. Встречаются факты мелкого воровства, нападения на слабых, жестокости, злостного хулиганства, переходящие в правонарушения и преступления.
Педагогически запущенный — это такой ребенок, уровень невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности, актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества педагогически запущенного школьника обусловливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия в силу недостаточного развития воли, чувств. Для данной категории детей характерны хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных привычек и др.).
Педагогическая запущенность может быть не только следствием, но и истоком трудновоспитуемое, усиливающим ее и приводящим подростка к социальной запущенности и правонарушениям.
Социально запущенные дети и подростки — это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых отсутствуют профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формирование и социальное развитие происходят под влиянием асоциальных подростков и их групп, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и др.).
Педагогическая и социокультурная запущенность детей развивается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый.
Таким образом, социальная и педагогическая запущенность тесно взаимосвязаны с трудновоспитуемостью. Взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях ведут к правонарушениям. Поэтому их предупреждение и ликвидация требуют комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного научного подхода и продуманных мер педагогического воздействия, опирающихся на знание природы, условий и причин этого асоциального явления [2, с.30].
Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.
Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.
Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения – нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.
В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.
1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.
2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.
4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.
Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 – летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез.
Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.
Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.
Во-первых, они считают, что не имеют личностно – ценных качеств или не могут совершить личностно – ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
Во – вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В – третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.
Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.
Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1]
Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка–преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.
Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [14]