Результаты диагностики агрессивных и враждебных реакций подростка




Группы ШКАЛЫ
А В C D I F G H
Опытная (до проведения про. работы) 2,2±0,51 3,1±0,43 3,5±0,46 2,6±0,45 3,5±0,47 4,4±0,48 3.7±0,44 5,6±0,44
Опытная (после проведения проф. работы) 6,1±0,34 4,0±0,36 5,4±0,36 3,8±0,24 4,8±0,57 5,2±0,49 6,4±0,5 5,1±0,42
P <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05

Примечание: A-физическая агрессия; B-косвенная агрессия; C-склонность к раздражению; D-негативизм; I-обида; F-подозрительность; G-вербальная агрессия; H-угрызения совести, чувство вины.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что после проведенной профилактической работы у подростков из опытной группы значительно снизился уровень физической агрессии (Р<0.05), уровень косвенной агрессии (Р<0.05), уровень вербальной агрессии (Р<0.01). Подростки стали менее раздражительны (Р<0.05), обидчивы (Р<0.05), подозрительны (Р<0.05).

Подростки, относящиеся к группе «социального» риска, после проведенной социально-педагогической профилактической работы менее склонны к деструктивной агрессии, и в результате этого – к отклоняющемуся поведению, совершению действий, носящий антиобщественный характер.

В ходе проведенного исследования гипотеза получила свое подтверждение.

 

ВЫВОДЫ:

1. Причины возникновения отклоняющегося поведения следующие:

- влияние семьи на подростка;

- влияние окружения на подростка (группы с асоциальным поведением),

- слабая организация досуга подростков.

Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

2. У подростков группы «социального риска» обнаружены статистически достоверные различия: по шкалам: склонность к преодолению норм и правил (р < 0,001), склонность к аддиктивному поведению (р < 0,001), склонность к деликвентному поведению (р < 0,001), склонность самоповреждающему и саморазрушающему поведению (р < 0,001).

Таким образом подростки группы «социального риска» более склонны к отклоняющемуся поведению, чем подростки не входящие в нее.

3. Уровень агрессии у подростков группы «социального риска» достоверно выше, чем у подростков не входящих в нее, а именно уровень физической агрессии (Р<0.05), уровень косвенной агрессии (Р<0.05), уровень вербальной агрессии (Р<0.01). Подростки группы «социального риска» более раздражительны (Р<0.05), обидчивы (Р<0.05) и подозрительнее (Р<0.05).

Однако, после проведенной профилактической работы, которая включала в себя: профилактические беседы на различные тематики, лекции, конкурсы, викторины, ток – шоу по здоровому образу жизни, психотренинги, участие в различных спортивных мероприятиях, турпоходы и экскурсии по местам боевой славы уровень деструктивной агрессии значительно снизился в следствии снизилось количество правонарушений и преступлений по учреждению образования (6 правонарушений, 1 преступление за 4 месяца 2009 года и 5 правонарушений, 0 преступлений за 4 месяца 2010 года).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая профилактика правонарушений несо­вершеннолетних включает в себя нормализацию условий их жизни и воспитания в семье, индивидуальный под­ход к ним, переориентацию или разобщение стихийных групп, куда входят подростки: При этом главное средст­во воздействия на трудных ребят — включение их в со­циально позитивную деятельность во внеклассной и вне­школьной работе, по месту жительства, на производ­стве.

Предупредить правонарушения подростков, обеспе­чить исправление и перевоспитание их вполне возможно, еслик профилактической работе привлечь широкий круг государственных учреждений и общественных организа­ций, согласовать на основе комплексного подхода со­вместную деятельность школы, семьи, общественности, административных органов.

В практической части были обследованы учащиеся ГУО «ОСШ №52 г. Минска», состоящие на учете в ИДН. Были проведено социологическое исследование направлено на выявление причин отклоняющегося поведения, выявлены склонности к отклоняющемуся поведению у подростков, изучен уровень агрессивных и враждебных реакций.

После проведенного исследования с подростками опытной группы на протяжении 6 месяцев проводилась определенная профилактическая работа. После которой я повторно изучил уровень агрессии и враждебных реакций подростков. Анализируя результаты исследования подростки, относящиеся к группе «социального» риска, после проведенной социально-педагогической профилактической направленности менее склонны к деструктивной агрессии, и в результате этого – к отклоняющемуся поведению. В результате чего гипотеза получила свое подтверждение.

 

 

Список использованной литературы:

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

2. Борисевич А.Р., Пунчик В.Н. «Исследовательская работа социального педагога», Минск, Красико-Принт, 2008.

3. Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по защите детей из неблагополучных детей» от 24.11.2006.

4. Журнал «Практика» №2 (57), 2009.

5. «Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. № 47.

6. Информационная записка ИДН РУВД Администрации Октябрьского района за 4 месяца 2010 МТ/6-ИДН №5-419 от 01.05.10

7. Кажарская С.Г. «Аддиктивное поведение подростков», Минск, Красико-Принт, 2008.

8. Личко АЕ., Битинский В.С. “Подростковая наркология”, Ленинград, Медицина 1991.

9. Максимова Н.Ю. “Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних” Ростов-на-Дону Феникс 2000.

10. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Вологодский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»).

11. Методические рекомендации по руководству, практическому применению

Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О

дополнительных мерах по государственной защите семей из

неблагополучных семей»

12. Орлова Л.В., Кастюк Н.В. «Социально-психологическая помощь», Минск, Красико-Принт, 2005

13. Основы психологической диагностики: Учеб. метод. комплекс для студентов дистанц. формы обучения специальности “Соц. работа” / Авт. сост. И.В.Кунцевич, Н.П.Ромашевская. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2004 – 148с.

14. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

15. Тарас А.Е. «Педагогическая профилактики правонарушений несовершеннолетних», Минск «Народная асвета» 1982.

16. Татенко В. А. Трудный подросток: причины и следствия Киев, 1985

17. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988

18. https://www.psyedu.ru

19. https://www.pedsovet.org

 

Приложение 1

МЕТОДИКА

диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

(Вологодский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»)

 

 

ОПРОСНИК

 

Предлагаем Вам, прочитывая приведенные ниже утверждения, ставить в бланке для ответов «+» (да) в том случае, если утверждение подходит к Вам и «- » (нет), если утверждение не подходит Вам.

 

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне понравилось бы охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, тоя обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «семь раз отмерь, один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления

спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком: чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, что мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.

78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: