Асоциального поведения несовершеннолетних.




Асоциальное поведение — это действия граждан противоре­чащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, уклонение от учебы или работы, бродяжничество и т.п.

Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, повеление которых не соответствует требовани­ям дисциплины и нормам морали. Как правило, именно из этого контингента учеников появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники.

Проследим этапы саморазрушения личности в школьном периоде: от стадии невидимой до почти безнадежной.

1 стадия. «Скрытый период». Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками. Ему плохо. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет. По­чему других хватят, им же учитель недоволен, родители руга­ют. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу.

Это трудность в ребенке и для ребенка. Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, не дать ему потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у него не получается.

Ситуация характерна для учащихся начальной школы.

2стадия. «Явление трудного народу». Ребенок начинает про­тестовать. Уже понял, но не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это не конструктивно: спорит с учите­лями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры затравленно молчит. Многое делает назло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближает­ся с себе подобными «изгоями» общества. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).

Как и на первой стадии — нужна помощь извне. Но сейчас отставание уже более тяжелое. Нужно больше помощи, боль­ше настойчивости и терпения окружающих. Но раз не на­шлось этого раньше, вряд ли найдется сейчас. Поэтому по­лезный ход — искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное — вой­ти в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоут­верждения. Чем раньше мы начнем искать, ребенку запасные аэродромы социализации, тем лучше.

3 стадия. «На перепутье». «Известная личность» В школе.
Записной грубиян, драчун и двоечник. Его боятся дети, пред­почитают не связываться учителя. Попал в поле зрения ИДН. Уроков пропускает больше, чем посещает. Сдружился с себе подобными. Внешне стал спокойнее, но жестче и злее. В груп­пировке правят вожаки, побывавшие в зоне. В жизни появи­лась какая-то, пусть криминальная, романтика и смысл: воз­можность настоящей драки, соблазн сделать что-то запретное, проверить и проявить себя. И тогда появляется радость, уваже­ние к себе, чувство незнакомого ранее наслаждения от жизни. Приятно курить, приятно «забалдеть» от выпитого вина или наркотиков. Чувствуешь себя сильным, взрослым, избавляешь­ся от вечного комплекса униженности, ущербности. Тут требуется перевоспитание. Трудно. Подросток вкусил радость запрет­ного, асоциального. Не нашел себя в общественно полезной сфере бытия. Закрылся от людей корой недоверия и агрессив­ности. Изменить подобное отношение может лишь личность органически добрая, великодушная, широкая, но, самое глав­ное, умеющая что-то делать мастерски. Нужен герой! Только он
может увлечь, заразить, научить, показать, что существует дру­гой мир: умный, добрый, интересный. Как часто умелый тре­нер, фанатичный руководитель кружка, неторопливый мас­тер ПТУ вытаскивают ребенка с самого дна.

4 стадия. «По ком тюрьма плачет». Может еще числиться в школе, но уже давно не ученик. Многочисленные приводы в милицию. Шалит по мелочам, на крупном пока не попался. Разделяет и принимает уголовные мораль и закон. В них он видит справедливость и защиту. Пожалуй, нет страха перед тюрьмой, есть даже любопытство (проверить себя). Может пойти «на дело» за компанию. Все сожаления задавлены. Мосты сожжены. Ко всем людям спокойная, тихая ненависть и недоверие [17].

Перевоспитание затруднительно, хотя, наверное, возмож­но. Нужна встряска, «взрыв» (по Макаренко): любовь, смерть близкого,встреча с замечательным человеком, который бы «перевернул мир», разрушил ложные ценности, водрузил той. Такие люди в жизни есть. Надо их только встретить.

Какова же роль социального педагога в организации про­филактической работы? Организация этой работы опреде­ляется должностными обязанностями социального педагога И ведется с учащимися и их родителями по направлениям:

Диагностика

• Выявление негативных моментов в воспитательной системе.

• Выявление детей, нуждающихся в социально-педагоги­ческой помощи.

• Изучение ценностных ориентации учащихся.

• Определение референтных групп.

• Изучение внутрисемейных взаимоотношений.

• Изучение взаимоотношений ученик-учитель.

Просвещение учащихся

• Тренинги, деловые игры, беседы на соответствующую тематику.

• Организация встреч с работниками ИДН, прокуратуры, врачами-валеологами и т.д.

• Вовлечение учащихся в работу кружков, секций, клубов и т. д.

• Пропаганда здорового образа жизни.

• Оформление стендов, информационных уголков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: