Работа по исправлению и перевоспитанию подростков эффективна в том случае, если она строится на сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм педагогического воздействия. Хотя подростки и юноши, ставшие на путь правонарушений, обычно схожи в своих негативных проявлениях и характеристиках, они тем не менее отличаются друг от друга индивидуальными психологическими особенностями, не говоря уже о различиях в сохранившихся у них позитивных интересах [18].
Перевоспитание таких ребят должно осуществляться с учетом их положительных интересов и индивидуальных особенностей. Если воспитательная работа проводится только в массовых и коллективных формах, то часть подростков неизбежно «выпадает» из общего воспитательного процесса.
Соотношение пропорций индивидуальных и групповых форм работы в каждом случае различно. Так, в одних случаях индивидуальная воспитательная работа дополняет педагогическое воздействие, оказываемое на всю стихийную группу, а в других — такая работа является главным средством этого воздействия. Индивидуальный подход к перевоспитанию ребят включает в себя следующие этапы:
1. Установление психологического контакта с воспитанником.
2. Изучение особенностей его личности, условий семейного воспитания, положения в ученическом коллективе и в стихийной группе.
3. Определение на основе такого изучения степени его педагогической запущенности.
4. Вовлечение подростка в социально позитивную деятельность, соответствующую его личным интересам и дарованиям и способную оказать положительное влияние на нравственное формирование личности.
5. Постановка перед ним (по мере овладения этой деятельностью) социально приемлемых жизненных целей, связанных с овладением определенной профессией.
|
6. Развитие у воспитанника положительных критериев оценки своего поведения и поведения окружающих.
Следовательно, исправление и перевоспитание педагогически запущенных ребят — сложный и длительный процесс, предполагающий изменение не отдельных качеств личности, а всей личности в целом.
Мерами воспитательного воздействия на педагогически запущенных учеников в школе являются беседы с ними педагогов, представителей общественности, сотрудников ИДН, разбор поведения на совете профилактики, общешкольной линейке, на заседании педсовета, родительского комитета, обсуждение проступков иправонарушений на заседаниях общественных советов или комиссии по делам несовершеннолетних.
Однако все эти беседы, разборы и обсуждения носят однообразный характер, они начинаются с напоминания подростку о проступках и заканчиваются его обещанием изменить поведение. Подобные меры словесного воздействия не меняют положения подростка в семье и школьном коллективе. Выступая десятки раз в качестве объекта всеобщего осуждения, выслушивая порицания и даже угрозы, он становится невосприимчивым к нравоучениям и нотациям. Кроме того, у него вырабатывается внутреннее противоборство воспитателям.
Главное место в работе с несовершеннолетними правонарушителями должны занимать не разговоры, а меры по вовлечению их в позитивную внеклассную ивнешкольную деятельность. Такая деятельность позволяет «раскрыться» положительным качествам личности, стимулирует развитие позитивных интересов и стремлений. На этой основе создается возможность изменить положение «трудных» в классе, установить им дружеские контакты со сверстниками. Преподаватели нередко оценивают отдельных учеников однобоко, поскольку судят о них только по учебной деятельности. Проявление же педагогически запущенными ребятами положительных качеств во внеклассной и внешкольной деятельности способствует изменению отношения к ним учителей. В свою очередь, это стимулирует учебу ребят.
|
Положительное изменение взаимоотношений педагогически запущенных подростков и юношей со сверстниками в ученическом коллективе, успехи в учебе — все это приводит к тому, что стихийная внешкольная группа во многом теряет для них прежнюю притягательную силу. Ведь теперь им удается удовлетворять потребность в избирательном общении в пределах класса или школы, они получают признание одноклассников. Поэтому общение этих ребят на улице приобретает совершенно иной характер.
Важно, чтобы ни один проступок ребят не остался незамеченным, чтобы на него была соответствующая реакция.
Индивидуальная воспитательная работа с несовершеннолетними, которым присуща глубокая педагогическая запущенность, требует иного подхода. Это обусловлено тем, что они обычно объединены в группах С преобладающей или устойчивой асоциальной направленностью и слабо поддаются влиянию учителей. Поэтому индивидуальная работа с ними проводится Шефами и общественными воспитателями.
Общественными воспитателями и шефами могут быть рабочие, служащие, сотрудники МВД, военнослужащие, студенты и другие граждане, которые имеют необходимую подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми. Цель работы общественных воспитателей — закрепить результаты исправления и предупредить повторные правонарушения несовершеннолетних, которые отбыли наказание в воспитательно-трудовой колонии, вернулись из специальных воспитательных учреждений, получили отсрочку от исполнения приговора. Они назначаются решением районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. Шефов закрепляют за теми подростками, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Их выдвигают всевозможные общественные органы.
|
Для успешного проведения шефом и общественных воспитателей воспитательной работы необходимо соблюдать ряд требований:
1. Для того чтобы шеф мог установить контакт с воспитуемым и избежать пренебрежительного или фамильярного отношения к себе, разрыв в возрасте между ними должен быть не слишком мал (по нашему мнению, не менее 5 лет), но и не очень большой (нецелесообразно, в частности, привлекать к этой работе людей пенсионного возраста).
2. Учитывая излишнюю феминизацию школы (и вообще всей сферы воспитания), шефами надо назначать мужчин.
3. Шеф должен быть образцом добросовестного исполнения трудового и гражданского долга, принимать на себя добровольно обязанности по воспитанию и перевоспитанию подростка, всякое принуждение здесь недопустимо.
4. Шеф должен иметь определенные способности или склонности к воспитательной работе, а также минимум теоретических знаний об особенностях подросткового и юношеского возраста и работы с «трудными».
5. Необходимо, чтобы увлечения и склонности шефа или же его профессия в какой-то мере соответствовали интересам и склонностям воспитуемого.
6. Если работа проводится с группой подростков, то шефа целесообразно назначать в первую очередь к ее вожаку.
Нереально требовать от шефа и общественного воспитателя, чтобы они обеспечили в короткие сроки изменение поведения и личности трудного подростка. Нельзя также возлагать на них, особенно в первые месяцы работы, ответственность за аморальные поступки или правонарушения прикрепленных к ним ребят. Главное, что требуется от шефов и общественных воспитателей,— это стать для ребят старшими товарищами, используя свое превосходство в знаниях и в житейском опыте, направить их на правильный путь.
Важное условие успешной воспитательной работы шефов — постоянный контакт между теми из них, воспитанники которых являются членами одной стихийной группы.
Исходным моментом для стимулирования познавательных интересов и изменения поведения подростков в процессе индивидуальной работы с ними является их интерес к определенной профессии или виду деятельности. Воспитатель «...начинает влиять на воспитанника с того момента, когда ему удается изменить его направленность, т. е. сформировать устойчивые общественно значимые цели, разбудить желание подготовиться к овладению какой-либо профессией». Так, в опыте нашей воспитательной работы с группой юношей (увлекшихся атлетической гимнастикой) переломным моментом в их перевоспитании был тот, когда они воодушевились перспективой поступить в институт физической культуры. Ребята осознали необходимость овладения прочными знаниями по русскому и иностранному языку, физике, химии, так как эти предметы надо сдавать на вступительных экзаменах. Необходимость углубленного изучения анатомии, физиологии и гигиены, без чего немыслим современный спортсмен, стимулировала их внешкольную познавательную деятельность, чтение дополнительной литературы и т. д. Стремление к спортивным успехам заставило их бросить курить и употреблять спиртные напитки. Напряженные тренировки, занятия в школе и приготовление домашних заданий не оставили больше места для бесцельного времяпрепровождения. Поскольку инициатором занятий подростков атлетической гимнастикой и идеи поступления в институт физкультуры был шеф, то его авторитет среди ребят и степень влияния на них значительно возросли, что еще больше способствовало успеху в перевоспитании.
Основные трудности в работе шефов с подростками, обладающими глубокой педагогической запущенностью, связаны с тем, что приходится тратить много времени и сил на преодоление стремления этих ребят к алкоголю и азартным играм. Пробудить интерес к определенной профессии трудно и потому, что у большинства таких подростков мал запас знаний (85 % среди них — неуспевающие и второгодники), не развиты познавательные интересы. Поэтому наиболее оптимальный путь воспитательного воздействия — это постепенный переход от рациональной организации свободного времени к занятиям, сопряженным с подготовкой к будущей профессии.
Следует отметить: когда становится очевидным, что ни шефы, ни педагоги общеобразовательной школы не в состоянии эффективно воздействовать на подростков, одним из важных средств работы с ними является рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних [15, с.51].
Комиссия по делам несовершеннолетних — специальный общественно-государственный орган, создаваемый при местном исполнительном и распорядительном органе для решения вопросов, связанных с профилактикой преступлений и правонарушений несовершеннолетних, и координации работы всех учреждений, занимающихся их воспитанием. Образуется из представителей органов управления с привлечением работников образования, здравоохранения, правоохранительных органов и является частью государственной системы по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Возглавляет комиссию заместитель главы администрации региона. Комиссия занимается:
а) профилактикой правонарушений несовершеннолетних, разбором конкретных дел по преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних;
б) выявлением и учетом несовершеннолетних из неблагоприятных семей, оказанием помощи семьям групп риска;
в) трудоустройством несовершеннолетних;
г) защитой несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации;
д) направлением несовершеннолетних по определению суда в учебно-воспитательные учреждения пенитенциарного (исправительного) типа; обеспечением выполнения решений суда о возмещении ущерба, нанесенного несовершеннолетним;
е) жизнеустройством выпускников интернатных учреждений; вопросами ответственности семьи за ребенка. Комиссия обладает правом организации проверок деятельности учреждений разных ведомств и типов, занимающихся вопросами образования, воспитания, лечения, содержания несовершеннолетних, и правом подачи иска в суд на лишение родителей родительских прав [12; с. 81].
А также своевременное направление этих ребят в специальные воспитательные учреждения закрытого типа, с особым педагогическим режимом (г. Могилев) [16; с.51].
Важным фактором считаются асоциальными семьи с пьянством, криминалами родителей и жестоким отношением внутри семьи друг к другу. С этими семьями связаны безнадзорность и жестокое отношение к детям. Подростки становятся “ уличными”, группируются с такими же в своем микрорайоне. Алкоголь служит главным способом развлечения в подобных группах [8;с. 51].