Индивидуальный подход при перевоспитании трудных подростков




Работа по исправлению и перевоспитанию подрост­ков эффективна в том случае, если она строится на со­четании коллективных, групповых и индивидуальных форм педагогического воздействия. Хотя подростки и юноши, ставшие на путь правонарушений, обычно схожи в своих негативных проявлениях и характеристиках, они тем не менее отличаются друг от друга индивидуальны­ми психологическими особенностями, не говоря уже о различиях в сохранившихся у них позитивных инте­ресах [18].

Перевоспитание таких ребят должно осуществляться с учетом их положительных интересов и индивидуаль­ных особенностей. Если воспитательная работа прово­дится только в массовых и коллективных формах, то часть подростков неизбежно «выпадает» из общего вос­питательного процесса.

Соотношение пропорций индивидуальных и группо­вых форм работы в каждом случае различно. Так, в од­них случаях индивидуальная воспитательная работа до­полняет педагогическое воздействие, оказываемое на всю стихийную группу, а в других — такая работа является главным средством этого воздействия. Индивидуаль­ный подход к перевоспитанию ребят включает в себя следующие этапы:

1. Установление психологического контакта с воспи­танником.

2. Изучение особенностей его личности, усло­вий семейного воспитания, положения в ученическом коллективе и в стихийной группе.

3. Определение на ос­нове такого изучения степени его педагогической запу­щенности.

4. Вовлечение подростка в социально пози­тивную деятельность, соответствующую его личным ин­тересам и дарованиям и способную оказать положитель­ное влияние на нравственное формирование личности.

5. Постановка перед ним (по мере овладения этой дея­тельностью) социально приемлемых жизненных целей, связанных с овладением определенной профессией.

6. Раз­витие у воспитанника положительных критериев оценки своего поведения и поведения окружающих.

Следовательно, исправление и перевоспитание педа­гогически запущенных ребят — сложный и длительный процесс, предполагающий изменение не отдельных ка­честв личности, а всей личности в целом.

Мерами воспитательного воздействия на педагогиче­ски запущенных учеников в школе являются беседы с ни­ми педагогов, представителей общественности, сотруд­ников ИДН, разбор поведения на совете профилактики, общешкольной линейке, на заседании педсовета, родительского комитета, обсужде­ние проступков иправонарушений на заседаниях обще­ственных советов или комиссии по делам несовершенно­летних.

Однако все эти беседы, разборы и обсуждения носят однообразный характер, они начинаются с напоминания подростку о проступках и заканчиваются его обещанием изменить поведение. Подобные меры словесного воздействия не меняют положения подростка в семье и школь­ном коллективе. Выступая десятки раз в качестве объ­екта всеобщего осуждения, выслушивая порицания и да­же угрозы, он становится невосприимчивым к нравоуче­ниям и нотациям. Кроме того, у него вырабатывается внутреннее противоборство воспитателям.

Главное место в работе с несовершеннолетними пра­вонарушителями должны занимать не разговоры, а меры по вовлечению их в позитивную внеклассную ивне­школьную деятельность. Такая деятельность позволяет «раскрыться» положительным качествам личности, сти­мулирует развитие позитивных интересов и стремлений. На этой основе создается возможность изменить положе­ние «трудных» в классе, установить им дружеские кон­такты со сверстниками. Преподаватели нередко оценива­ют отдельных учеников однобоко, поскольку судят о них только по учебной деятельности. Проявление же педаго­гически запущенными ребятами положительных качеств во внеклассной и внешкольной деятельности способству­ет изменению отношения к ним учителей. В свою оче­редь, это стимулирует учебу ребят.

Положительное изменение взаимоотношений педаго­гически запущенных подростков и юношей со сверстни­ками в ученическом коллективе, успехи в учебе — все это приводит к тому, что стихийная внешкольная группа во многом теряет для них прежнюю притягательную си­лу. Ведь теперь им удается удовлетворять потребность в избирательном общении в пределах класса или школы, они получают признание одноклассников. Поэтому обще­ние этих ребят на улице приобретает совершенно иной характер.

Важно, чтобы ни один проступок ребят не остался неза­меченным, чтобы на него была соответствующая ре­акция.

Индивидуальная воспитательная работа с несовер­шеннолетними, которым присуща глубокая педагогиче­ская запущенность, требует иного подхода. Это обусловлено тем, что они обычно объединены в группах С пре­обладающей или устойчивой асоциальной направленностью и слабо поддаются влиянию учителей. Поэтому индивидуальная работа с ними проводится Шефами и общественными воспитателями.

Общественными воспитателями и шефами могут быть рабочие, служащие, сотрудники МВД, военнослужащие, студенты и другие граждане, которые имеют необходимую подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми. Цель работы общественных воспитателей — закрепить результаты ис­правления и предупредить повторные правонарушения несовершеннолетних, которые отбыли наказание в воспитательно-трудовой колонии, вернулись из специальных воспитательных учреждений, получили отсрочку от ис­полнения приговора. Они назначаются решением район­ной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. Шефов закрепляют за теми подростками, которые со­стоят на учете в инспекции по делам несовершенно­летних. Их выдвигают всевозможные общественные органы.

Для успешного проведения шефом и общественных воспитателей воспитательной работы необходимо соблюдать ряд требований:

1. Для того чтобы шеф мог установить контакт с воспитуемым и избежать пренебрежительного или фамильярного от­ношения к себе, разрыв в возрасте между ними должен быть не слишком мал (по нашему мнению, не менее 5 лет), но и не очень большой (нецелесообразно, в част­ности, привлекать к этой работе людей пенсионного воз­раста).

2. Учитывая излишнюю феминизацию школы (и вообще всей сферы воспитания), шефами надо назна­чать мужчин.

3. Шеф должен быть образцом добросо­вестного исполнения трудового и гражданского долга, принимать на себя добровольно обязанности по воспита­нию и перевоспитанию подростка, всякое принуждение здесь недопустимо.

4. Шеф должен иметь определенные способности или склонности к воспитательной работе, а также минимум теоретических знаний об особенностях подросткового и юношеского возраста и работы с «труд­ными».

5. Необходимо, чтобы увлечения и склонности шефа или же его профессия в какой-то мере соответство­вали интересам и склонностям воспитуемого.

6. Если ра­бота проводится с группой подростков, то шефа целесо­образно назначать в первую очередь к ее вожаку.

Нереально требовать от шефа и общественного вос­питателя, чтобы они обеспечили в короткие сроки изме­нение поведения и личности трудного подростка. Нельзя также возлагать на них, особенно в первые месяцы ра­боты, ответственность за аморальные поступки или пра­вонарушения прикрепленных к ним ребят. Главное, что требуется от шефов и общественных воспитателей,— это стать для ребят старшими товарищами, используя свое превосходство в знаниях и в житейском опыте, напра­вить их на правильный путь.

Важное условие успешной воспитательной работы ше­фов — постоянный контакт между теми из них, воспи­танники которых являются членами одной стихийной группы.

Исходным моментом для стимулирования познава­тельных интересов и изменения поведения подростков в процессе индивидуальной работы с ними является их ин­терес к определенной профессии или виду деятельности. Воспитатель «...начинает влиять на воспитанника с того момента, когда ему удается изменить его направлен­ность, т. е. сформировать устойчивые общественно зна­чимые цели, разбудить желание подготовиться к овладе­нию какой-либо профессией». Так, в опыте нашей вос­питательной работы с группой юношей (увлекшихся атлетической гимнастикой) переломным моментом в их перевоспитании был тот, когда они воодушевились перс­пективой поступить в институт физической культуры. Ре­бята осознали необходимость овладения прочными знани­ями по русскому и иностранному языку, физике, химии, так как эти предметы надо сдавать на вступительных эк­заменах. Необходимость углубленного изучения анато­мии, физиологии и гигиены, без чего немыслим современ­ный спортсмен, стимулировала их внешкольную позна­вательную деятельность, чтение дополнительной литера­туры и т. д. Стремление к спортивным успехам заставило их бросить курить и употреблять спиртные напитки. На­пряженные тренировки, занятия в школе и приготовле­ние домашних заданий не оставили больше места для бесцельного времяпрепровождения. Поскольку инициато­ром занятий подростков атлетической гимнастикой и идеи поступления в институт физкультуры был шеф, то его авторитет среди ребят и степень влияния на них значительно возросли, что еще больше способствовало успе­ху в перевоспитании.

Основные трудности в работе шефов с подростками, обладающими глубокой педагогической запущенностью, связаны с тем, что приходится тратить много времени и сил на преодоление стремления этих ребят к алкоголю и азартным играм. Пробудить интерес к определенной про­фессии трудно и потому, что у большинства таких под­ростков мал запас знаний (85 % среди них — неуспева­ющие и второгодники), не развиты познавательные ин­тересы. Поэтому наиболее оптимальный путь воспита­тельного воздействия — это постепенный переход от ра­циональной организации свободного времени к занятиям, сопряженным с подготовкой к будущей профессии.

Следует отметить: когда становится очевидным, что ни шефы, ни педагоги общеобразовательной школы не в состоянии эффективно воздействовать на подростков, од­ним из важных средств работы с ними является рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних [15, с.51].

Комиссия по делам несовершеннолетних — специаль­ный общественно-государственный орган, создаваемый при местном исполнительном и распорядительном орга­не для решения вопросов, связанных с профилактикой преступлений и правонарушений несовершеннолетних, и координации работы всех учреждений, занимающих­ся их воспитанием. Образуется из представителей орга­нов управления с привлечением работников образова­ния, здравоохранения, правоохранительных органов и является частью государственной системы по профилактике безнадзорности и преступности несовершенно­летних. Возглавляет комиссию заместитель главы адми­нистрации региона. Комиссия занимается:

а) профилак­тикой правонарушений несовершеннолетних, разбором конкретных дел по преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних;

б) выявлением и учетом несовер­шеннолетних из неблагоприятных семей, оказанием помощи семьям групп риска;

в) трудоустройством не­совершеннолетних;

г) защитой несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации;

д) направлени­ем несовершеннолетних по определению суда в учеб­но-воспитательные учреждения пенитенциарного (ис­правительного) типа; обеспечением выполнения реше­ний суда о возмещении ущерба, нанесенного несовер­шеннолетним;

е) жизнеустройством выпускников ин­тернатных учреждений; вопросами ответственности се­мьи за ребенка. Комиссия обладает правом организации проверок деятельности учреждений разных ведомств и типов, занимающихся вопросами образования, воспи­тания, лечения, содержания несовершеннолетних, и правом подачи иска в суд на лишение родителей роди­тельских прав [12; с. 81].

А также свое­временное направление этих ребят в специальные воспи­тательные учреждения закрытого типа, с особым педа­гогическим режимом (г. Могилев) [16; с.51].

Важным фактором считаются асоциальными семьи с пьянством, криминалами родителей и жестоким отношением внутри семьи друг к другу. С этими семьями связаны безнадзорность и жестокое отношение к детям. Подростки становятся “ уличными”, группируются с такими же в своем микрорайоне. Алкоголь служит главным способом развлечения в подобных группах [8;с. 51].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: