ЕСЕНИН И РУБЦОВ. ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ




 

Один из героев Василия Шукшина сказал: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».

Такую же короткую песню прожил и Николай Рубцов, большой поклонник поэзии Есенина, который пережил своего кумира в возрастных рамках лишь на пять лет.

Таланты всегда приходят из глубин народной жизни, сказал кто-то, и с этим трудно не согласиться, и нет смысла перечислять тех, кто прославил нашу Россию, будучи уроженцем села, деревни, небольшого посёлка…

Приезжая в Константинов, чувствуешь, что рождение гения предопределено здесь природой:

 

Разбуди меня завтра рано.

Засвети в нашей комнате свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

 

Вслед за Есениным слава пришла и к Рубцову. Правда при жизни ему не пришлось носить лаврового венка, но провидческое чувство не покидало его, и он знал, что наступит время и о нём заговорит весь мир. Среди прочих его подтверждений этому есть и такое шуточное стихотворение:

 

Слово моё верное прозвенит.

Буду я, наверное, знаменит.

Мне поставят памятник на селе.

Буду я и каменный навеселе.

Пророчество сбылось. И не один памятник поставлен великому поэту. И возле каждого из них всегда, как и на могиле в Вологде, свежие цветы. Народ любит своего поэта.

Как и Есенин, Рубцов был «нежно болен воспоминанием детства». Куда бы поэта ни забрасывала судьба, они возвращались в свой родной край, к родным полям и лесам. Неоднократно оба поэта воспевали свои село и деревню, где провели детские годы. Многие их стихотворения – биографические. Что поэты прожили, что перечувствовали, что видели, кем гордились, чему радовались и чем огорчались, – всё поведали бумаге. Поэтому каждое их произведение не вымысел для красного словца, а исповедь души.

Как и его кумир Сергей Есенин, Николай Рубцов стихи начал писать рано, но первые его произведения не сохранились. В детском доме, по воспоминаниям его одноклассников, воспитанников и работников детского дома, Рубцов рано пристрастился к чтению и уже тогда у юного поэта проявились свои любимые поэты: Фёдор Тютчев, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Бунин, Сергей Есенин… Николай Рубцов не ходил далеко за темами своих стихов – они сами лились из него, ибо весь таинственный и чудесный мир, наполненный удивительными красками и живыми звуками, был вокруг него. Он жил в этом мире и писал о нём. Но самое главное, уже в те ранние годы творчество Рубцова стремилось к серьёзности, уже тогда юноша задумывался о жизни. Народный поэт, поэт родной земли – вслед за Есениным, этими словами можно назвать и Рубцова.

Когда весной 1968 года Николай Рубцов приехал на родину Есенина в село Константиново, то впоследствии так рассказывал об этом (сохранилась запись на магнитофонной ленте): «В домик Есенина нас сопровождала пожилая женщина… Нам, как почётным гостям, предложили попить из ковша, из которого, как сказали, пил Есенин. И когда я пил, кто-то сказал: «Да Есенин тоже был грубый, и вообще…» И тогда эта женщина сказала: «Да нет, он был очень нежный и скромный…» Так же отзывались друзья и о Рубцове.

Бывший директор музея Сергея Есенина в селе Константиново В.И. Астахов, принимавший поэта, вспоминает: «…Лицо Рубцова ожило. Налёт усталости, выражение грусти с него сошли. Потеплевшим взглядом он обвёл русскую печь, кухонную утварь с большим ведёрным самоваром, остановил его на сундучке, с которым Сергей Есенин впервые «покинул родимый дом», буквально впился в стол, за которым работал Сергей Есенин. Затаив дыхание, всматривался в иконы, часы, висевшие на стене, зеркало, а при виде шубы матери поэта Татьяны Фёдоровны глаза его повлажнели…»

Когда слушаешь протяжную песню на стихи Рубцова (композитор Александр Морозов):

 

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды,

 

почему-то сразу представляешь не какую-то абстрактную избу, а именно комнату в домике села Константиново, где жил Сергей Есенин.

Уникально перекликаются и такие стихи двух поэтов. Есенинские:

Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля…

 

И Рубцовские, как бы продолжают разговор и мысли поэта, созвучные и родственные:

 

Случайный гость,

Я здесь ищу жилище…

 

Открываешь сборник стихов Рубцова, читаешь любое стихотворение и из памяти уже ничем его не выбьешь, оно уже вросло в неё, пустило корни. И вместе с этим деревенским парнем ощущаешь сердцем родную землю, о которой он писал. Чудится запах свежего сена на зелёных лугах, вместе с поэтом идёшь по осеннему золотистому лесу и вдыхаешь аромат трав и деревьев, видишь на пригорке разрушенный храм…

Когда-то Есенин советовал молодым стихотворцам искать родину, ибо без гражданских стихов поэт не может состояться. Рубцову не надо было искать родину, он уже родился вместе с любовью к ней. Он много поездил по стране, побывал в разных городах и весях, но всегда с багажом увиденного и с черновиками возвращался на свою северную сторонку. Ибо эта земля его породила и щедро питала его талант. И свой любимый край поэт воспел в своих стихотворениях.

Читая стихотворение Рубцова «Привет, Россия, родина моя», в душу вливается радость даже от самого слова «Россия», которое представляет собой слияние нескольких слов: это и «роса», и «сила», и «синь» – голубое небо над нашей необъятной Родиной. И вслед за Есениным, любимым словом которого было «Русь», Рубцов говорит: «Россия, Русь, храни себя, храни…»

Есенин и Рубцов пишут о родине, о родной земле естественно, словно дышат. Почти в каждом стихотворении чувствуется любовь к родному краю, которая является их опорой в жизни, источником, из которого они черпали свои вдохновенные строки.

Рубцов часто, не имея денег, попросту голодал, как и его кумир Сергей Есенин, который писал издателю М. Аверьянову: «Положение моё скверное. Хожу отрёпанный, голодный, как волк…» Отрёпанный и голодный неоднократно ходил и Рубцов. Но эти неурядицы не могли его сломить, он продолжал оставаться доверчивым и добрым. Он умел не озлобляться, что очень важно. И стихотворение о воробье, которому зимой голодно, холодно, и трудно, но от этого он не становится вредным – это он о себе. Таков же характер и самого поэта.

Сергей Есенин, будучи в Баку, в семье скульптора Эрьзя, играл на балалайке и пел шуточные частушки, но не читал стихов, сколько его не просили. Эрьзя объяснял этот факт тем, что Есенин слишком высоко ценил свой поэтический дар, чтоб разменивать его на пустяки… Поэт остерегался метать бисер, может быть, боясь, как бы случайно его не попрали ногами, ведь люди у Эрьзя собирались разные. По той же самой причине и Рубцов, находясь в малознакомой компании, предпочитал молчать, слушать, присматриваться и «мотать на ус». Другое дело, в родной Вологодчине, своим землякам, которых едва знал, он мог прочесть не одно своё стихотворение и исполнить песни под гитару или гармошку. Но, как и Есенин, знал: где, кому, сколько…

Сергей Есенин говорил в своё время: «Писать надо как можно проще. Это труднее». Куда уж проще писал Рубцов:

Топ да топ от кустика до кустика –

Неплохая в жизни полоса.

Пролегла дороженька до Устюга

Через город Тотьму и леса…

 

«Не жалею, не зову, не плачу»… За этими есенинскими строками скрывается нежная, отзывчивая душа поэта…

Им обоим выпала на долю страдальческая судьба. Они знали радости и неудачи, тревоги и потери. Тщетно искали счастья, очень хотели обрести покой.

И Есенин и Рубцов писали, отшлифовывая каждое слово, ничего лишнего, всё точно на своём месте, поэтому оба не терпели халтурщиков, каждое слово выстрадано, поэтому и обидно им было, когда издатели своевольничали и стремились внести в их стихи поправки. Есенин возмущался: «Кто им позволил залезать в мою душу и хозяйничать там, как им хочется? Люди не понимают того, что ведь каждая буква ставится с определённым расчётом. Прежде чем я её напишу, я её сто раз проверю! А какой-то бездельник в редакции чирк карандашом – и весь мой замысел летит к чёртовой матери».

Также проверял сто раз написанное слово и Рубцов, который критически относился к публикациям и, особенно, к редакторским правкам. В письме к А. Яшину он писал: «Подборка в «Юности» никуда не годится. Я не согласился бы печатать её, если б в это лето мне не очень потребовались деньги. Да ещё отредактировали кое-какие места… В результате рифма стала безвкусной, и слово «надрывались» потеряло ударное значение…»

Почему близки стихи Есенина и Рубцова народу? Потому что в них народ узнаёт радость и боль, близкую своей душу автора, красоту и запах родной стороны. У Есенина: «Звени, звени, златая Русь!», у Рубцова: «Россия, Русь, храни себя, храни!»…

Жизнь у обоих гениев оборвалась трагически в расцвете лет физического и духовного становления. Оба были убиты, и тайна смерти обоих находится за семью печатями до сих пор.

Но великие поэты никогда не умирают, они живут вечно в сердцах людей. И не на могилу своих кумиров приезжают люди, и не к ногам памятников возлагают цветы, а приходят к ним, к живым…

 

(«Саратовские вести» №106(5317) от 30 сентября 2015 года)


 

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

 

Этот творческий, целеустремлённый человек, если чем-то увлекался, то всегда достигал в этом деле успеха. Сегодня его имя известно за пределами родного Саратова. Недавно вышла в свет очередная его книга под названием «Знакомые всё лица!». Многие знают Олега Николаевича как спортсмена-тяжелоатлета. Автор более 3,5 тысяч стихотворений тяготел к поэзии и достиг на этом поприще наиболее выдающихся результатов.

Поэт родился в 1934 году в Ленинграде, но ещё ребёнком из-за военной службы отца оказался в городе Саратове. Отец ушёл на фронт незадолго до начала войны и в 1943 году погиб. Матери пришлось отдать своего сына учиться в Саратовское суворовское училище, открывшееся в 1944 году, как сына погибшего на фронте воина.

Однажды в училище был приглашён вернувшийся с фронта саратовский поэт Исай Тобольский. После его выступления, повлиявшего на мальчишек, многие из них увлеклись сочинительством стихов, которые записывались в рукописный училищный литературный журнал, но Молотков в то время участия в этом действе не принимал и стихов не писал. Однако, при праздновании тридцатилетия Советской Армии в 1948 году под угрозой «лишения городского отпуска» всем воспитанникам было предложено на выбор написать на военную тему либо сочинение (по объёму не менее двух страниц), либо стихотворение (не ограничиваемое объёмом). И Олег Николаевич выбрал второе. Он сочинил первое в своей жизни стихотворение, за которое получил «приз» – книгу с надписью: «Воспитанник 4-го класса Саратовского суворовского военного училища Молотков Олег награждается за лучшее произведение, представленное на конкурс, посвящённый 30-летию Советской Армии…» Эту книгу, как и само стихотворение под названием «Суворов» поэт сохранил. Оно начиналось так:

 

Сквозь шум боёв и пыл сражений

провёл Суворов жизнь свою,

и не имел он поражений

нигде: ни в войнах, ни в бою…

 

Разочаровавшись в будущей военной службе, курсант перестал посещать занятия, и был отчислен из училища, продолжив учёбу в обычной средней школе, параллельно занимаясь в аэроклубе, в который на год позже его поступил Юрий Гагарин. А в 1953 году, после окончания школы, начал учиться в Саратовском автодорожном институте имени В.М. Молотова.

В суворовском училище учился прославленный впоследствии тяжелоатлет Юрий Власов, с «подачи» которого Молотков стал заниматься штангой, уже обучаясь в институте. Спорт в его жизни был до 40 лет (он был сначала спортсменом, затем «играющим тренером»). Его спортивные заслуги: Мастер спорта СССР, с 1960 по 1970 годы – абсолютный чемпион города и области. В 1968 году был чемпионом российского «Динамо» в полутяжёлом весе. До сих пор его рекорд в жиме в Саратовской области не превзойдён. После окончания института работал в НИТИ (научно-исследовательском технологическом институте) авиапрома СССР, совмещая эту деятельность со спортивной.

В 1975 году, когда Олегу Николаевичу было 40 лет, он написал своё второе в жизни стихотворение, которое назвал «Человеческая комедия» (инженерный вариант), и отправил его в самую престижную газету тех лет – «Литературную газету», тираж которой был свыше 5 миллионов экземпляров. И вскоре его напечатали полностью без сокращений и редакторских правок. За это стихотворение ему присудили высшую премию жанра иронической поэзии – Всесоюзную премию «ЛГ» – «Золотой телёнок» за 1975 год.

На эти стихи композитор Григорий Гладков сочинил музыку, и получилась песня под названием «Автобиография», получившая первую премию на Всесоюзном конкурсе авторской песни в Москве в 1976 году. Это стихотворение впоследствии было напечатано в разных изданиях десятки раз, в том числе – в книге «Клуб 12 стульев».

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

 

Мама, сказка, каша, кошка,

книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

ранец, школа, первый класс,

грязь в тетрадке, тройка, двойка,

папа, крик, головомойка,

лето труд, колхоз, солома,

осень, сбор металлолома,

Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом,

Ганнибал, Наполеон,

Менделеев, Герострат,

бал прощальный, аттестат,

институт, экзамен, нервы,

конкурс, лекция, курс первый,

тренировки, семинары,

песни, танцы, тары-бары,

прочность знаний, чёт-нечёт,

радость, сессия, зачёт,

стройотряд, жара, работа,

волейбол, газета, фото,

общежитье, «взятка», «мизер»,

радиола, телевизор,

карандаш, лопата, лом,

пятый курс, проект, диплом,

отпуск, море, пароход,

по Кавказу турпоход,

кульман, шеф, конец квартала,

цех, участок, план по валу,

ЖСК, гараж, квартира,

тёща, юмор и сатира,

детский сад, велосипед,

шашки, шахматы, сосед,

шашлыки, рыбалка, лодка,

раки, пиво, вобла, водка,

сердце, печень, лишний вес,

возраст, пенсия, собес,

юбилей, банкет, награда,

речи, памятник, ограда.

 

Окрылённый успехом «Человеческой комедии», Олег Молотков начал писать иронические, остросатирические и лаконичные стихи:

Давно известно это,

что среднего поэта

воспринимает публика,

как серединку бублика.

 

КРАТКОЕ

 

Чтобы быть юмористичным,

надо стать афористичным.

Многословье – недостаток.

Юморист быть должен краток.

Время зря, едрёна мать,

у людей не отнимать.

 

О.Н. Молотков печатался в общих сборниках Приволжского книжного издательства. В 1980 и 1986 годах в нём вышли две книги детских стихов поэта с цветными иллюстрациями «Где зимуют раки» и «С днём рождения». Иронические строчки Олега Николаевича печатали практически все журналы, в которых были разделы сатиры и юмора: «Крокодил», «Юность», «Москва», «Нева», «Кубань», «Дон», «Литературная газета». В марте 1982 года сатирическая страничка журнала «Москва»(№3) дала подборку из 6 стихотворений, и в этом же году в доме творчества российских писателей им. Серафимовича проходил съезд-семинар молодых сатириков России, который был приурочен к 60-летию журнала «Крокодил», куда поэт-сатирик представил несколько своих стихотворений:

ПАМЯТИ МАКСИМА ГОРЬКОГО,

МИХАИЛА ГОЛОДНОГО, ДЕМЬЯНА БЕДНОГО

 

Прямые были, зоркие

тогда в те дни победные.

Поэты были горькие,

голодные и бедные.

Хоть в наши годы гладкие

те битвы не забытые,

теперь поэты сладкие,

богатые и сытые.

 

АВТОЛЮБИТЕЛЬСКОЕ

 

Себе отказывая в пище,

я в год откладывал по тыще,

чтоб через два десятка лет

сел в свою «Волгу» мой скелет.

 

К 60-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ»

 

Ты, Россия, гордость мира!

Ты читающая вся!

Почему ж твоя сатира

пресмыкающаяся?

 

За последнее четверостишье поэта обвинили в «чёрном юморе»…

Олег Молотков принимал участие в Первой Всесоюзной юморине 1 апреля 1989 года, финал которой проходил в городе Одесса. Его стихи восторженно воспринимались зрителями, и он набрал самое большое количество баллов.

 

ИЗ ОБЕЗЪЯНЫ

 

Из обезьяны сделать человека?

Что тут такого? Невидаль-то эка?


Тут надо просто проявить заботу:

побрить, одеть, устроить на работу.

 

О КЛАССИКАХ

 

Решился я и в первый раз

Принёс в редакцию рассказ.

Редактор – сам мужик простой

сказал, что я не Лев Толстой.

Я помолчал, подумав,

что он не Добролюбов.

 

В 90-е годы Олег Николаевич широко публиковался в газете «Истина». Два года в каждом номере газеты помещалась подборка миниатюр в рубрике «Сатира Олега Молоткова». А затем три года подряд выпускалась газета, полностью состоящая из стихов Молоткова. В июне 1995 года «книга» называлась «Вчера и сегодня», в июне 1996-го – «Дни нашей жизни», в мае 1997-го – «Сюжеты». По этим газетным публикациям О.Н. Молотков был принят в Союз писателей России, хотя на тот момент у него были изданы официально только две книги для детей.

Эти газеты, несмотря на небольшой тираж (всего 980 экземпляров) разошлись из Саратова по всей России, откуда поэту приходили письма восторженных читателей.

В 1995 году Олег Николаевич был удостоен областной премии имени Сергея Есенина.

 

Глубоко я в том уверен:

лучше, чем Сергей Есенин

(жаль, он нас уже не слышит)

не писал и не напишет.

 

В 1997 году американском журнале «Русское сознание», выходящем на русском языке, в 4-х номерах были изданы подборки стихов Молоткова.

Как признавался сам автор, он писал по 125 стихотворений в год. У него накопилось более 3,5 тысячи стихотворений.

В 2001 году вышла первая книга Молоткова с ироническими стихами «Ужас, смех и слёзы» за счёт средств автора. Два издательства, заинтересовавшись строками поэта, выпустили второе издание «Ужаса…» тиражом в 1000 экземпляров и книгу «Иронические строчки по истории России» тем же тиражом в 2002 и 2003 годах.

 

Сегодня пишущих несметное число.

За тех, кто вызовет восторженное: «О!»

Давайте выпьем несколько глотков:

О. Генри, О. Хайям, О. Молотков!

 

После смерти поэта-сатирика в 2010 году, благодаря его любящей жене, другу и соратнику всей его жизни Галине Георгиевне, свет увидели книги стихов Молоткова «Дни нашей жизни», «Алёшин сон», «Знакомые всё лица!», «Уроки от Молоткова».

Написано Олегом Николаевичем много, но ещё множество стихов ждёт своего выхода в свет.

До сих пор многие его стихи, даже очень талантливые, не опубликованы. Зная, какое нелёгкое время стоит на дворе, поэт завещает внукам хранить его блокноты со стихами, надеясь, что наступят другие времена и молотковские строки будут оценены по достоинству и напечатаны.

 

Всю жизнь писал Олег

наш вещий

неиздаваемые вещи

и слышал массу лестных мнений

во время устных выступлений.

Храните, внуки, Бога ради,

его рабочие тетради.

 

Хочется верить, что слава и подлинная известность трудов Олега Молоткова – ещё впереди. Что читатели и издатели откроют для себя его книги и неоднократно издадут их все и переиздадут.


 

ЗЕЛЁНАЯ ЛИРА ПОЛИТОВА

 

Известный российский литератор (прозаик и поэт), Виктор Иванович Политов 17 лет – в годы самого расцвета его творчества – прожил в Саратове.

Родился он 21 апреля 1935 года на Донбассе в станице Хрустальной, куда его родители, потомственные казаки Обдонья, бежали от раскулачивания, в большом деревянном доме накануне очередной годовщины вождя Великой Революции – В.И. Ленина, о чём, став поэтом, он сочинил такие строки:

 

Усмешка судьбы – и на белый свет

Не по собственной воле

Один незадачливый русский поэт

Явиться изволил.


…….

Наверно почувствовал он тогда

Себя хозяином мира,

И где-то с ветки сорвал без труда

Свою зелёную лиру.

 

Великую Отечественную войну, оставившую трагические следы в его душе, он встретил 6-летним мальчишкой. Память о ней, как боль, он пронёс через всю свою жизнь, постоянно возвращаясь в то тяжёлое страшное время. На глазах ребёнка погибали люди, а его маме и бабушке приходилось постоянно прятаться в погребе от фашистов, которые оккупировали территорию Украины. Именно в этой станице советским войскам удалось с большим трудом и большими потерями, где бойцы стояли насмерть, остановить ту часть гитлеровской армии, которая, прорвавшись лавиной, хлынула бы прямиком на Саратов. Долгое время мальчишки находили неразорвавшиеся снаряды, пули и пустые гильзы, да и сегодня местные жители, копаясь на своих огородах, обнаруживают эти страшные детали войны. Пережитое, спустя время, поэт выразит в своих стихах:

 

А я ни разу не был на войне,

Война лишь только раз прошлась по мне,

Оставила на память боль увечья,

Чтоб знал, как надо жить по-человечьи.

……..

Мы объясняли мамам: «Рама»,

Мы говорили мамам: «Тигр»,

Мы знали, сколько в пуле граммов,

Не зная, что такое мир…

 

Стихи Виктор Иванович начал писать рано: будучи школьником, он уже сочинял. Первые стихи были опубликованы в местной газете Серафимовичского района, куда поэт переехал с родителями после освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков. Родители не понимали увлечения своего сына. Совершенно случайно, уже в наши дни, обнаружилась во время ремонта дома, замурованная в стену тетрадь с его ранними стихотворениями, написанными карандашом.

 

Не знал я сам, меня же не спросили,

Согласен ли принять я этот дар:


Наш домик, клён и Дон, и всю Россию

Не на день, не на годы – навсегда.

 

В 1954 году Политов поступил учиться в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена, и хотя учился весьма успешно, ему пришлось через два года оставить учебу. Свои стихи о войне, о разрушенном Сталинграде, Виктор Иванович, обнаружив близкое созвучие их со стихами писателя-фронтовика К.М. Симонова, послал ему письмо в Москву в 1966 году. Автор известного стихотворения, ставшего песней, «Жди меня», прислал молодому поэту ответ с его же стихами. В них напротив каждой строчки стоял какой-нибудь знак: плюс, минус, восклицательный (один, два, три) знак, написанный перьевой ручкой чёрными чернилами. Симонов пригласил своего адресата в гости, но Виктор Иванович постеснялся ехать в Москву, поскольку был излишне скоромен, таким и остался до конца жизни.

Первая книга его стихов «Моя река» вышла в Волгограде в 1968 году тиражом в 10.000 экземпляров, отклики на которую от благодарных читателей приходили со всех уголков страны, даже с Чукотки. Начиналась эта книжечка стихотворением:

 

Не в моря впадают реки,

А в сердца людские.

У меня своя навеки

Есть река в России.

 

Увиденные глазами ребёнка «все мерзости войны», Виктор Иванович опишет в 30-летнем возрасте, причём с такими подробностями и деталями, словно это он увидел и пережил только вчера. Прочитав книгу Виктора Астафьева «Залеси», он обнаружил родственную душу: будущий классик тоже писал о деревне, о рыбалке, и Политов написал ему письмо, послав свою первую повесть. Завязалась переписка, которая продолжалась 15 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте, два литератора прекрасно понимали друг друга, Политов даже побывал у Астафьева в гостях, в Вологде, где тот проживал в то время. Астафьев в своей книге «Зрячий посох» писал: «Виктор Политов начинал со стихов и по сю пору не бросает их писать, да едва ли совсем когда-либо расстанется с ними. Мне представляется, что стихотворец остаётся в одарённом человеке на всю жизнь… Даже если «года к суровой прозе клонят». Писатель, поработавший в поэзии, остаётся и в прозе поэтом – он точнее в выборе выразительных средств, цельнее в интонации и ритме прозы, лаконичнее в письме…» Астафьев писал Политову: «В прозе ты сильный…», а позже добавлял к сказанному: «Стихи у тебя мрачные, но сильные…» Другой литератор, с которым Политов переписывался много лет, Е.И. Носов, писал о его стихах: «Уже по стихам чувствуешь, что в тебе бьётся самобытное сердце русского человека… Особенно пришлись по душе «Следы на воде», «Отцу», «Вероятность» и «Бабий век». Но во всех стихотворениях чувствуется твоя кипучая, неугомонная натура…»

 

Кому в наш век поэзия нужна?

Наш век жесток – поэзия нежна.

Кому нужна поэзия? Скажи!

Самообману иль красивой лжи?

Зачем она в жестокий этот век?

Чтоб был бессмертным смертный человек.

 

В 1969 году Политов приезжает в Саратов, где продолжает писать. В 1970 году в журнале «Москва» были напечатаны два ранних рассказа: «Свет звёзд» и «Мой маленький остров». В 1976-ом в Воронежском журнале «Подъём» вышла первая большая повесть «У затухающих костров» с предисловием Е. И. Носова. В последующие годы в том же журнале вышли повести «По открытой воде», «Следы на песке», «Река и звёзды».

В 1981 году Виктор Политов стал членом Союза писателей СССР как прозаик, рекомендации ему дали Иван Данилов и Виктор Астафьев. Его стихи издавались в сборниках Волгограда и Саратова («Золотые рукавички», «Волжские дали», «Семиречье»). В 1988 году в Московском издательстве «Современник» вышла первая книга прозы «У затухающих костров» тиражом 100 тысяч экземпляров, а в 1988-м в том же издательстве – вторая книга прозы «К Большой Медведице».

В Саратове Политов печатался в журнале «Волга», в Волгограде – в журнале «Отчий край».

Перестройка в нашей стране вошла в душу Виктора Политова той же самой трагедией, что и Великая Отечественная война, разбередив старые раны, которые стали сильно болеть. Порой эти страдания были так невыносимы, что с каждым днём он разочаровывался в жизни, меньше стала приносить удовольствие рыбалка и даже собственный литературный дар. В 2002 году вышла новая книга его стихов «Совесть». Радовало лишь то, что составителем этого сборника был он сам, и все стихи вышли без правки редактора. В стихотворении «Россия» он с грустью пишет:

 

Идут дожди, холодные и злые.

Россия в пасмурной грязи.

И низко тучи грозовые,

А там хоть мёртвых вывози…

 

Но стихотворение оканчивается надеждой на возрождение:

 

Но ты воскреснешь, ты воскреснешь.

Ты воскресала столько раз!

Не будет лжи и лживых песен,

Пропетых кем-то на заказ.

 

Однако жизненный оптимизм поэта таял с каждым днём. Он не мог кривить душой, был честным, открытым, говорил правду прямо в глаза. Пережив войну, будучи мальчишкой, он не пережил развала СССР. На его глазах рушился Советский Союз. «Что-то с Россией творится неладное», – говорил он с горечью в голосе. Он очень переживал, пропуская через сердце боль, которая оказалась несовместимой с жизнью. 2 мая 2004 года Политов покончил жизнь самоубийством, был похоронен на хуторе Берёзки Волгоградской области.

В 2005 году вышел его сборник стихов «Реквием», названный по одноимённому стихотворению, в котором есть такие строки:

Нет, нет, не поминайте меня лихом.

Сотрётся память, канет без следа.

И на земле так будет тихо-тихо:

Весенний вечер, небо и вода.

 

В 2008 году в Волгоградском издательстве вышел двухтомник писателя «Избранное».

На Дону помнят своего земляка. На доме, где жил и работал писатель, установлена мемориальная доска. В местных школах, гимназиях и других учебных заведениях Серафимовичского района постоянно проходят литературные вечера, посвящённые литератору Политову, внёсшему свой вклад в российскую культуру и литературу. В музее его имени представлены личные вещи, рукописи, книги автора, фотодокументы жизни и творчества писателя, книги, подаренные коллегами-литераторами, в том числе В.П. Астафьевым и Е.И. Носовым, а также переписка с ними.

Торжественно на Дону отмечаются круглые даты жизни писателя-земляка.

Два года подряд (2014 и 2015) там проводятся литературные конкурсы поэтических и прозаических произведений «Политовские рыбалки» на соискание премии имени Виктора Ивановича Политова, в которых могут принять участие поэты и прозаики всей нашей необъятной Родины.

 

(«Саратовские вести» №25(5380) от 15 марта 2016 года)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: