Эти слова известного русского поэта Николая Рубцова любит повторять Ольга Евгеньевна Комарова, которая родилась в городе Хвалынске Саратовской области на берегу великой русской реки Волги в начале самой разрушительной войны ХХ века. Её стихи ещё в шестидесятые годы высоко оценили Булат Окуджава и Владимир Солоухин. Тогда в моде было воспевание ударных строек пятилеток и прославление великих вождей, однако её пристрастием стали загадочная славянская душа, христианская, глубинная народная Русь, вечное таинство.
Мой Хвалынск… Златовейный песок
И взволнованной Волги сиянье…
Пристань, трап из смолистых досок
И Сосновый вдали островок,
Монастырских пещер окликанье…
В тишине среди гор меловых,
Там, где сосны привстали на лапках,
Родники призывали святых,
И ветра поднимали крылатых.
Стихи она стала сочинять рано, будучи школьницей. Поскольку мама была библиотекарем, то дочерью была прочитана вся доступная мировая классика, она читала много отечественных и зарубежных стихов. Помимо школьной программы знала и про Ахматову, Цветаеву и Есенина.
По окончании школы Ольга Комарова поступила в Институт субтропических культур в городе Сухуми. Хотелось всё увиденное запечатлеть, и она писала по 10-15 стихотворений в день. Стихи были и о любви, и о красоте. Но было в этих стихах неуловимое предчувствие какой-то трагедии, взрыва, будущей войны. 18-летнюю девочку, удивляло высокомерное пренебрежительное отношение некоторых грузин к абхазцам, которые являлись коренными жителями этой страны, тяжёлые, рабские условия труда на плантациях, где собирали чай и мандарины вручную. И благородные обычаи этого патриархального народа, который не позволял себе ни в поведении, ни в отношении к себе перейти грани человечности. Ни преступлений, ни воровства, ни оскорблений другого человека, ни тунеядства в обычаях этого народа не было. И всё это она попыталась отразить в своих стихах, которые отнесла в газету «Советская Абхазия», где редактор спросил: «Вы всё это поняли в 18 лет? А мы тут всю жизнь живём и не видим этого ничего». Цикл стихов, написанных в то время, она опубликовала в своей книге «Кавказская тетрадь» только в 1996 году. В 1992 году вышла большая подборка её стихов на целую полосу в газете, которая попала в руки композитору Константину Титару, в том числе стихи о Кавказе, и он написал цикл духовной музыки на них. Они звучали на центральном телевиденье, радио «Маяк» и в исполнении ансамбля «Поющие ангелы» в храмах Америки.
|
В здании редакции газеты «Советская Абхазия» она познакомилась с тогда ещё малоизвестным поэтом (будущим знаменитым писателем) Фазилем Искандером, получив от него в подарок его первую книгу стихов. Затем она перевелась в Саратовский сельскохозяйственный институт, и здесь стала посещать молодёжное литературное объединение при газете «Заря молодёжи». Поэт-фронтовик Вениамин Богатырёв (классик по тем временам) порекомендовал Ольгу Евгеньевну на телевиденье, где молодой талантливый автор быстро показала себя с хорошей стороны. На телевиденье она стала принимать участие в поэтических вечерах-программах вместе с поэтами Шабановым, Бойко, Шиловым, Ковалем, которые устраивали выступления в рабочих клубах, кинотеатрах, ДК от горкома комсомола. Началась бурная литературная деятельность. Её рассказы и очерки звучали по городскому радио. В 1964 году вышел коллективный сборник стихов «Дороги-радуги», в котором были два её стихотворения: «Над Волгой» и «Хиросима»:
|
Ни подписи. Ни гроба. Ни скелета.
Но мир не видел кладбища страшней:
На каменных холстах чернеют силуэты
Мгновенно испарившихся людей.
……….
Невинные, они поднялись с дымом,
Но, даже их тела испепеля,
Как память, сохранила Хиросиму
Предупреждённая Земля.
За эту публикацию в «Заре молодёжи» поэтесса получила свой первый гонорар – 4 рубля. Вскоре в Саратов с концертом приехал бард, который только обретал свою популярность в России – Булат Окуджава. Познакомившись со стихами юной поэтессы, Булат Шалович посоветовал ей ехать в Москву. Тогда в Литинституте учились саратовские поэты – Алатырцев, Горохов, Коледин. Они посоветовали землячке по приезде обратиться к Владимиру Солоухину, известному писателю, в то время ведущему творческий семинар в институте. Он послушал стихи Комаровой, посадил её в машину и отвёз в Литинститут. Она стала посещать его семинары и оказалась в списке прошедших творческий конкурс. Тогда в моде было воспевание ударных строек пятилеток, прославление великих вождей. А темой стихов молодой поэтессы была загадочная славянская душа, христианская, глубинная народная Русь и её история. Рекомендации для учёбы в Литинституте дали ей секретарь Союза писателей Щипачёв и председатель правления СП СССР Федин, Но, ректор института отказал молодой провинциалке. «Вам надо на заводе поработать года два», – мотивировал он свой отказ.
|
Она продолжила обучение в Симферополе. От института Ольге Комаровой дали бесплатную туристическую путёвку, и она проехала по старинным городам России: Псков, Михайловское, Изборск, Новгород Великий, Ленинград и другие, а по возвращении написала цикл стихов о России. Приняла участие в литературном конкурсе газеты «Крымская правда» и получила награду: стала лауреатом конкурса молодых поэтов Крыма. Будучи членом литературного объединения при Союзе писателей Крыма, она выступала со своими стихами о Советской России по радио, принимала участие в поэтических вечерах и концертах на предприятиях. В это время журнал «Огонёк», который издавался миллионными тиражами, опубликовал подборку её стихотворений. Стихи, написанные в этот период, вошли в её книгу «Славянские ключи», которая увидела свет в 1997 году.
Здесь наша речь, здесь наши реки,
Истоки древние Руси,
Душой пригублены навеки,
С мольбою кроткою: «Спаси…»
Вернувшись в Саратов, она стала работать на радио и телевиденье. Позже, для студии «Центрнаучфильм» она сочинила текст песни «Ниточка» о молодых ткачихах. Эту песню затем в кинофильме исполняла Валентина Толкунова.
Работая на 4-м канале ЦТ, в программе «Штрих», она разработала сценарий документального фильма о Марине Цветаевой. В Болшево, где находится музей Цветаевой, (она принимала участие в его создании как документалист кино, как журналист), Комарова за несколько дней сняла 20-минутный фильм. Там есть уникальнейшие кадры интервью со свидетельницей арестов Марины Цветаевой, ныне покойной С. Клепининой-Львовой. Фильм прошёл по центральному телевидению. Кстати, сам музей создавался на её глазах. Сейчас этот фильм находится в Цветаевском центре в Москве и Музее Цветаевой в Париже. Он неоднократно был показан по 1-му каналу центрального телевидения. Литературе Ольга Комарова отдавала много времени. Она издала 5 поэтических сборников: «Кавказская тетрадь» (1996 г.), «Песенное пророчество» (1997 г.), «Славянские ключи» (1997 г.), «Лествица» (2004г.), «Синь-Хвалынь» (2007-2008 гг.). Ольга Евгеньевна выступала на литературных вечерах, публиковалась в газетах. В литературном конкурсе имени Сергея Дурылина в номинации «драматургия» за свою пьесу получила диплом 1-й степени.
В настоящее время Ольга Комарова – литератор, сценарист, член трёх творческих союзов России: Союза писателей, Союза журналистов и Союза кинематографистов. Она дважды становилась лауреатом Всероссийского конкурса «России верные сыны» Международного Союза славянских журналистов. На её счету множество публикаций в московской и региональной прессе, альманахах и литературных антологиях: «Золотое слово Московии», «Напевы Лосиного острова», «Прибой», «Остров в океане», «Болшевский Парнас», «Русич», «Третье дыхание», в том числе в антологии православной поэзии XXI века «Отчее слово», «О любви земной и неземной».
В стихах Ольги Комаровой живёт музыка, поэтому многие композиторы (Юрий Бирюков, Константин Титар, Лия Вачнадзе, Евгений Волков, Людмила Грибова, Виктор Гомозов и другие) с удовольствием писали на них музыку, и они стали песнями. Эти песни звучали по радио «Маяк». Ансамбль «Поющие ангелы» гастролировал с этими песнями за границей и имел там успех. Многие тексты поются бардами. Песня на стихи «Зовёт берёзовая Русь» стало гимном подмосковного Красноармейска.
Ольгу Комарову приглашают на городское и областное радио, на телевидение. Она выступает в Москве в ЦДРИ, в ЦДЛ, на четвергах в Центральном доме журналистов, в библиотеках города Королёва (где проживает в настоящее время), в других городах Подмосковья и России. Недавно стала лауреатом ещё одного конкурса, посвящённого Дням славянской письменности и культуры. Награждена Орденом «Золотая осень» им. С.А. Есенина за верное служение отечественной поэзии.
Но Хвалынск, Саратов и Волга остались в её сердце как образ Родины, и не покидают её всю жизнь:
Городок на юру, где росли мы босые,
Средь несжатых полей, на постылом ветру,
Ты последний оплот, ты надежда России,
Ты мой крест и судьба – городок на юру.
Заколоченный дом да скрипучие ставни,
Тихий шелест осин вспомню, коль не помру –
Этот берег крутой, эти жёлтые плавни,
Сквозь белесый рассвет – городок на юру…
Не удивительно, что именно в Саратове была напечатана её книга «На снегах горящая рябина. Избранное».
Русская литература, по её мнению, в какой-то степени, в советское время заменяла собою религию, поэтому писатели собирали тогда полные аудитории и даже стадионы. Народ испытывал духовную жажду и удовлетворял её литературой, поэзией. Поэты выполняли функцию церкви, священников, духовных пастырей.
Главный принцип поэта Ольги Комаровой: пусть душа останется чиста. Она следовала этому принципу всю жизнь, не расталкивая других, не умножая несчастья на земле, выбирая место под солнцем. А что может быть лучше для души человеческой? Ведь целью человеческой жизни является не умножение богатства, званий, наград и должностей, а совершенствование души.
(«Саратовские вести» №116(5327) от 22 октября 2015 года)