Возникновение и развитие монастырских ансамблей в средневековой Армении




 

В 40-х годах VII века в Армении появились арабские войска и нанесли сокрушительный удар господствующей на тот момент в Армении Византии. Правители страны на условиях сохранения феодально-нахарарской системы признали власть халифата, который продолжал править в Армении до конца VIII века.

В начале IX века управление страной перешло от арабов к востиканам, сидевших в Двине. Начался процесс падения могущества арабской державы, из-за внутренних распрей. Это позволило собраться воедино армянскому народу, в результате чего в середине IХ века на территории Армении появляются новые царства.

Во второй половине Х века усилился процесс феодального расчленения Армении и многие княжества объявили себя независимыми. С восстановлением государственности начинается возрождение страны после многочисленных разорений, были созданы соответствующие условия для дальнейшего развития всей области культуры и искусства. Возникают новые города и развиваются старые. Начинается повсеместное строительство на освобождённых землях - строятся новые княжеские дома в поместьях, рядовых селениях и монастырях.

Одним из влиятельных княжеских родов средневековья считались Багратуни, которые отличались своей организованностью и энергичностью. В 885 году Ашот Багратуни родоначальник династии Багратидов, овладел новой территорией и создал наиболее сильное среди всех государство того времени Ширакское царство со столицей в городе Ани. Именно Анийская архитектурная школа в дальнейшем станет ярким примером для формирования архитектурных традиций во всей стране. «Характерной особенностью работы армянских зодчих, тесно связанных с жизнью столицы в Ани, является стремление преемственно возродить в освобождённой от иноземных захватчиков стране во вновь возводимых постройках архитектурные традиции доарабского времени. Архитекторы внимательно изучают родную страну и продолжают развивать в своих произведениях мысли своих предшественников»[32].

Появляются и другие, не менее значимые архитектурные школы, такие как Лорийская, Васпураканская и Сюникская. Каждая из архитектурных школ привнесла в зодчество Армении свои характерные особенности, при этом сохранялись общие конструктивные и композиционные черты.

Достижениями Лорийской школы являются выдающиеся памятники в Санаине и в Ахпате, которые сформировались на протяжении 300 лет. Ахпатский монастырь был основан в 976 году спустя 10 лет после Санаина. «Оба комплекса уже в первые десятилетия своего существования стали известными монастырскими центрами исторической Армении»[33].

К Сюникской архитектурной школе относятся Нораванк, Татев, «которые в отличие от ансамблей в других регионах, создаваемых путём постепенных пристроек отдельных сооружений, были воздвигнуты по единому замыслу в течение одного строительного периода»[34].

 

«В общей, единой цепи развития зодчества средневековой Армении основополагающим звеном явилось раннее средневековье - IV –VIII века»[35]. Именно памятники V –VIII веков, освящённые временем и преданиями, стали основой для дальнейшего развития архитектуры, они олицетворяли собой «золотой век» национальной культуры.

Среди различных произведений армянского зодчества особое место занимают монастырские культовые ансамбли, которые получили широкое распространение в IX- XIV веках. Они свидетельствуют о высоком уровне архитектурно - художественного мастерства зодчих Армении.

В конце IX века был основан ряд наиболее значимых монастырских комплексов Армении. Разнообразные функции монастырей позволяли возводить различные сооружения, для нужд паломников. Появления гражданских сооружений привело к изменениям в характере строительства монастырских ансамблей. Как правило, архитектурные комплексы формировались не сразу, а на протяжении многих столетий. Конечно, это влияло на их архитектурно- художественный облик, однако зодчие умели находить композиционные приёмы, позволяющие создавать гармоничные ансамбли из разнохарактерных и разновременных зданий.

Главным фактором, определявшим принципы сложения и планировочную структуру монастырей, были требования, связанные с их многообразными функциями: культовыми, культурно-просветительскими, хозяйственными, оборонительными.

Культовые требования обусловили необходимость возведение храмов, часовен, усыпальниц, колоколен, а культурно-просветительные – школ, книгохранилищ, гавитов, трапезных и др. сооружений.

К этому времени большое распространение получает монашество, среди монахов были выдающиеся философы, историки, учёные и писатели средневековой Армении.

В монастырях повсеместно создаются высшие школы, в которых изучают богословие, философию, математику и многие другие предметы. Монастыри так же были крупными феодальными хозяйствами, которые обычно владели земельными угодьями.

Ядром объёмно-планировочной и функциональной структуры монастыря становится группа храмов, соединённых в единый комплекс.

Для первых веков христианства в Армении характерны комплексы с минимальным числом сооружений - одним храмом и несколькими жилыми или подсобными заданиями. Со временем, к ним пристраивали другие здания, а с Х века число сооружений увеличивается.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: