Основные элементы монастырского ансамбля средневековой Армении




В состав монастырских комплексов средневековой Армении входит целый ряд отдельных построек – соборные церкви, надвратные храмы, гавиты, усыпальницы, колокольни.

С монастырскими церквами тесно связан особый тип сооружения, созданный в Армении Х веке не имеющий аналогов и характерный лишь для армянского зодчества. Это гавит (притвор)- квадратное, полукупольное сооружение, где проводились разного рода светские собрания и где хоронили наиболее выдающихся представителей армянской феодальной знати. «Многие исследователи, в том числе Н. Марр, Тораманян и др. считали, что всегда перед церквами оставляли свободное квадратное пространство, т.к. зодчие заранее учитывали тот факт, что в церкви не будет хватать места посетителям. В дальнейшем уже на пустой площади стали возводить гавиты»[102].

 

«Развитие гавитов в XII – XIV веках шло по линии усиления центричности их объемно-планировочной композиции»[103].

Сооружения в монументальных формах повторяли традиционные формы жилого народного дома, с его четырьмя центральными колоннами и куполом, освещённым через световое отверстие - ердик. Гавиты являлись не менее значительными по величине, чем храмы, а иногда были даже больше, чем сами храмы.

«Чаще всего гавиты использовались как усыпальницы знатных лиц, иногда служили залами для занятий и собраний церковной и гражданской общиной, а в больших городах гавиты могли служить как цехи»[104]. Как правило, гавиты пристраивались с западной стороны от главной церкви. Очень редко, когда их строили с южной или с северной стороны.

 

Другим важным типом построек в монастырском комплексе были трапезные.

Как и во всех христианских храмах, трапезные были предназначены как для обителей монастыря, так и для более широкого круга посетителей. Трапезные в архитектуре Армении появились давно - ещё в княжеских дворцах в III –IV вв. начали строить трапезные. С V-VII веков трапезные получают широкое распространение в Армении. Если в раннем средневековье трапезные рассчитывались для узкого круга церковных служителей, то с Х века трапезные строятся для большого количества поломников, появилась необходимость в строительстве больших гавитов. Трапезные были независимыми сооружениями и поэтому располагались в стороне от основной группы. В некоторых монастырях трапезные находились вне крепостных стен (например, в Ахпате). Иногда трапезные имели два входа,- один вне крепостных стен, другой вход в пределах монастыря (например, в Гегарде).

 

«Таким образом, функциональное назначение трапезных и её общедоступность определяется уже в сложившемся ансамбле»[105]. Трапезные как и главный храм были ориентированы по оси запад восток, и были непосредственно направлены к главному центру монастырского комплекса.

«Армянские трапезные имеют четкую архитектурную композицию. В основе их плана лежит прямоугольник с примерным соотношением сторон 1: 2—3 для зданий, возведенных до XIV века»[106]. Прямоугольная зальная форма оказалась самой удобной как в отношении возведения перекрытия, наиболее экономичного по затрате рабочей силы и материала, так и в отношении максимального использования площади помещения (столы могли располагаться вдоль продольных стен, по сторонам центрального прохода).

«По архитектурной форме покрытий трапезные разделяются на два типа: для первого типа характерно сводчатое перекрытием, обычно усиленное подпружными арками; для второго — перекрытие, разделенное на две одинаковые самостоятельные части, состоящие из арочно-сводчатой системы (как в Ахпате)»[107].

Трапезные строились в непосредственной близости от главного входа в монастырь, таким образом, посетители первым делом проходили рядом с трапезной.

 

Важным элементом в архитектурных монастырских комплексах были колокольни, которые строились в крупных монастырях и «становились доминантами в общем силуэте ансамблей»[108].В большинстве случаев, колокольни располагались с западной стороны от главной церкви или гавита, но, как и трапезные, находились отдельно от основной группы (как в Ахпате и Санаине). «Обычно колокольни имели вид глухой башни, завершённой ажурной ротондой-звонницей»[109].

Здания школ и книгохранилищ Армении почти не изучены. Между тем они принадлежат к числу немногих дошедших до нашего времени средневековых гражданских зданий страны и благодаря своим конструктивным и архитектурно-художественным особенностям заслуживают внимания. В монастырских комплексах школы и книгохранилища, как правило, располагались внутри ограды, среди различных сооружений основной группы, несколько в стороне от церквей. Иногда их помещали за пределами монастыря (например, в Гегарде).

Развернувшаяся в средние века в монастырях большая просветительная деятельность, связанная не только с обучением, но и с созданием различных ученых трудов, способствовала тому, что в них собиралось большое количество рукописей. Поэтому для монастырей стали строить книгохранилища. Изучение истории строительства книгохранилищ показывает, что первоначально для них использовались хораны (приделы) церквей, в которых наряду с драгоценной церковной утварью хранились и рукописи.

Специальные здания книгохранилищ стали возводить позднее, не ранее X века, в период интенсивного развития науки и связанного с этим строительства школьных зданий.

Книгохранилища пристраивались в стороне от церквей. Связь с главной церковью осуществлялась с помощью других сооружений, чаще всего гавитов или галереями. По своей величине книгохранилища имели размер как притворы. Чаще всего книгохранилища создавались в крупных духовных школах при монастырях.

Книгохранилища состояли из одного помещения, как правило, квадратного в плане, с шатровым покрытием разнообразной формы, придававшей отдельным зданиям индивидуальные особенности. В стенах, различных по величине, форме и высоте располагались ниши для хранения рукописей и ценных вещей (Гошаванк, Ахпат). Основное освещение книгохранилищ было через световое отверстие в вершине шатра и через небольшие узкие окна в стенах.

 

В монастырях строились и иные по назначению строения: часовни, усыпальницы, гостиницы, оформлялись и источники.

Неотъемлемой частью монастырских комплексов служат храмы-усыпальницы княжеских особ в Армении. Непосредственными заказчиками усыпальниц являлись князья и правители, следовательно, от их предпочтений зависел облик здания, таким образом, каждая усыпальница имеет свои уникальные черты. В роли заказчиков также выступали и монахи.

 

На территории одного монастыря мы встречаем три различные по типу усыпальницы, это, например, усыпальницы в Санаине.

Усыпальницы представляют собой крытые сводами помещения, под полом которых вплотную друг другу расположены захоронения. Могильные плиты, как правило, выполнены из одного камня и сопровождаются надписями.

Широкое распространение получили отдельные храмы, непосредственно предназначенные для захоронений членов царской, либо княжеской семьи, а иногда для захоронения только одного представителя княжеского рода.

Из числа таких церквей - усыпальниц примечательны две двухъярусные в Егварде (1321-1328 гг.) и Нораванке в Амагу (1339 год). «Нижние части этих церквей прямоугольные в плане и несут на арках и сводах верхнюю вытянутую часть, крылья которой покрыты двускатными кровлями, заканчиваются на фасадах щипцами. Узкие неудобные лестницы со ступенями, заделанными как консоли, ведут во второй этаж»[110].

«К XIII веку относится появление жаматунов- разновидностей гавитов, имеющих в основном светское назначение. Жаматуны повторяли композицию четырехстолпных центрических гавитов»[111]. Строительство жаматунов имело большое значение. Это был мемориал менее сановных представителей царского рода, либо здесь хранили церковных служителей. Такие здания были повсеместно распространены в средневековой Армении. Некоторые жаматуны строились отдельно от церкви (как в Ахпате, жаматун Амазаспа и пещеры Папака и Рузукан в Гегарде), а другие непосредственно примыкали к другим сооружениям монастыря.

При строительстве монастырских комплексов важное значение имела окружающая природа. В зависимости от ландшафта, каждый монастырский комплекс имел свои особенности. «При выборе участка предпочтение отдавалось местам с резко выраженным рельефом, что способствовало большей выразительности и живописности монастырских ансамблей»[112]. Окружающая природа усиливала и дополняла внешний вид монастырского комплекса. Задача зодчего состоялась в том, чтобы построить монастырский комплекс таким образом, чтобы ансамбль был хорошо виден со стороны подъездных путей.

Обычно монастырские комплексы строились из природных материалов, которые находились на территории монастыря. Таким образом, и здесь не нарушалось единство с окружающей природой.

 

В связи с многочисленными войнами в Армении, монастыри служили своего рода оборонительными сооружениями, поэтому крепостные стены имели большое значение для монастырей в средневековой Армении. Величественный монастырь, окружённый со всех сторон крепостными стенами, на склоне горы или в ущелье реки должен был вызвать у захватчиков страх. Однако крепостные стены во многих монастырях были построены лишь в XVII веке, когда страна в очередной раз потеряла свою независимость и не было средств для строительства крепостей для самозащиты для местного населения. «Именно в этот период были укреплены и приспособлены для оборонительных целей Татев, Нораванк, Гегард»[113].

 

Однако не во всех монастырях были крепостные стены, так например, в Гошаванке они отсутствуют, это связано с местом расположения монастыря, который находится в уединённом месте и сама окружающая природа служит защитой монастырю.

Глава 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: