Архитектурные ансамбли основных монастырей средневековой Армении




 

В средневековую эпоху повсеместное распространение получили монастыри, возводившиеся как в населенных пунктах — городах и селениях, так и обособленно от них. «Сосредоточение в руках монастырей значительных материальных средств и выполнение ими разнообразных хозяйственных и культурных функций благоприятствовали возведению в них многочисленных сооружений, составлявших в совокупности крупнейшие архитектурные ансамбли»[36]. Во многих случаях такие ансамбли формировались не сразу, а на протяжении веков, что имело существенное значение для общего архитектурного облика монастырей. Особое развитие получили загородные монастыри, являвшиеся духовными центрами страны.

 

Для сравнительного анализа в работе были привлечены наиболее значимые и лучше всего сохранившиеся архитектурные ансамбли средневековья на территории Армении, которые играли важную политическую, историческую, культурную роль в жизни государства. При этом надо указать, что все рассмотренные ниже памятники сохранили в той или иной степени свой первоначальный облик, что весьма упрощает их исследование. Процесс становления и формирования монастырских комплексов имеет свои особенности, которые мы попытаемся в рассмотреть в работе.

Татев

Одним из древнейших и наиболее известных монастырей средневековой Армении является монастырский комплекс Татев (арм. Տաթեվ), расположенный на юго-востоке Армении, вблизи села Татев недалеко от города Горис.

Стратегически выгодное местоположение благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса. Татев располагается в суровых горах Зангезура и занимает значительную площадь на вершине скалистого отрога, ограждённого с юга и запада отвесными скалами глубокого ущелья р. Воротан, а с севера и с востока – мощными стенами с башнями по углам. «Монастырь был основан, вероятно, ещё в V веке, но более или менее определённые сведения о нем начинаются лишь с IX века, со времен епископа Геворка»[37].

 

Большой архитектурный ансамбль Татевского монастыря является настоящей жемчужиной Сюника, одной из 15 исторических провинций Армении.

По преданию, когда мастер, строивший монастырь Татев, закончил свою работу, он попросил у Бога, чтобы у него выросли крылья. Бог услышал его, и выполнил желание мастера. Слово «татев» в переводе с армянского языка означает «дарующий крылья».

В 848 году Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб Григор Лусаворич (Св. Григория Просветителя), он же, до того, подарил монастырю село Татев.

Церковь Св. Григора «была без колонн, арочной, из чистотесанных камней. Просуществовала она недолго, в середине XI века сельджуки сожгли её».[38]

В IX веке в Татеве существовала монастырская школа. А с 1390-1435 гг. при монастыре действовал университет – крупнейший центр философской и научной мысли средневековой Армении. Университет возглавляли Ованес Воротнеци и Григор Татеваци, которые, будучи философами, педагогами были также выдающимися общественными деятелями, объединившими вокруг университета лучшие интеллектуальные силы армянского народа.

В X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем. Долгое время Татев был политическим центром Сюникского царства. В это время в монастыре насчитывалось около тысячи обитателей. Таким образом, на протяжении многих веков, Татев играл значительную роль в политической и культурной жизни страны.

 

В 895 году был построен главный собор монастырского комплекса Сурб Погоса и Петроса (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. «Постройка огромного собора высотой в 100 локтей длилась 11 лет и была окончена лишь в 906 году»[39]. Собор располагался в восточной части крепостных стен.

Архитектура собора несколько архаична, так как она воспроизводит тип купольных базилик VII века. «Эта близость усматривается как в характере отделки, так и в существовании открытой галереи с южной стороны»[40]. Гармоническая соразмерность отдельных частей здания усиливает впечатление значительной высоты собора. В западной части собора находятся приделы, углы стен которых использованы в качестве опор купола. «Восточные устои ещё не слиты со стенами алтарной апсиды, в силу чего крестовокупольная форма интерьера выявлена недостаточно чётко»[41]. Характерной чертой Татевского храма является то, что купол здесь опирается на два отдельно стоящих столба.

«В 1251 г. умер владыка Ованнес. Настоятелем Татевского монастыря был избран его племянник (сын брата) Айрапет, правивший с помощью епископа Согомона. Новый настоятель немедленно приступил к восстановлению монастырских сооружений, не жалея на это никаких средств. У западного входа кафедральной церкви Погоса-Петроса (Павла-Петра) по этому поводу им оставлена следующая запись: «В лето 722 (1273), я, владыка Айрапет, слуга всевышнего, построил сонмы («զդասերս») и возобновил двери, молю поминайте меня в ваших молитвах»[42].

К югу от главного собора находится церковь Святого Григория, которая была построена в 1295 году на месте более раннего здания, которое датировалось

836-848 годами. Церковь представляет собой зальный тип здания с полуциркульной апсидой.

К западу от главной церкви находилась трехъярусная колокольня XVII века, самое позднее сооружение Татевского монастыря. «Для неё характерно облегчение членений кверху, что подчёркивается не только формой и размерами сечения опор, но и величиной и пропорциями перекрещивающих их арок»[43]. Нижний этаж массивнее среднего и служит переходом к более лёгкой восьмиколонной звоннице с зонтичным покрытием. Однако во время землетрясения в 1931 году колокольня была разрушена и не была восстановлена в дальнейшем.

 

Вход в монастырь решён весьма необычно для Армении. Прямо перед входом на территорию монастыря располагается надвратная церковь Аствацацин, которая датируется XI веком. Церковь небольшая, представляет собой купольной зал с нишами на всех фасадах, кроме западного. Церковь вытянута в пропорциях, с достаточно высоким барабаном и заострённым куполом, увенчанным крестом.

Одним из уникальных и не имеющих себе аналогов произведений армянской архитектуры является монумент «Газаван», что в переводе означает «посох». Монумент был воздвигнут в 906 году во дворе монастыря рядом с жилыми помещениями. Это восьмигранный столб высотой 8 метров, завершённый хачкаром. Вокруг церковных сооружений располагаются построенные в XVII –XVIII веках покои настоятеля, сводчатая трапезная с кухней, кладовые, жилищные и другие служебные помещения.

 

Внутри ограды ближе к юго-восточному углу находятся главный храм монастырского ансамбля, к которому примыкает церковь Григория и галерея, с построенной в XVII веке колокольней, чуть подальше от основного центра, возвышается монумент Газаван. Вокруг этих сооружений, охватывая их почти кольцом, расположены палаты настоятеля, кельи, школа, книгохранилище, трапезная и различные хозяйственные помещения. В скальном и насыпном грунте были предусмотрены потайные хранилища.

Монастырь Татев занимает вершину скалистого мыса, огражденного с юга и запада отвесными скалами глубокого ущелья реки Воротан, а с севера и востока — толстыми стенами с башнями на углах, которые подчёркивают своим объёмом многогранное скальное основание.

Татевский монастырь представляет собой не только уникальный памятник архитектуры в период расцвета зодчества в Армении, но и образец необычайного сочетания архитектуры с окружающей природой. «Исключительно благоприятные, в смысле неприступности, условия выдвинули Татевский монастырь в ряд важнейших центров церковной культуры феодальной Армении»[44].

 

 

Нораванк

 

Одним из самых знаменитых и красивых монастырей средневековой Армении считается Нораванк расположенный на уступе извилистого глубокого ущелья притока реки Арпа, близ селения Амагу, Ехегнадзорского района.

«Нораванк (арм. Նորավանք, в переводе с армянского «новый монастырь») основан в 1105 году на месте более древних построек»[45]. Монастырь получает своё развитие во время правления княжеского рода Орбелянов в XIII –XIV веках. В это время монастырь становится резиденцией сюникских епископов. Постепенно Нораванк превращается в крупный религиозный, затем и культурный центр Армении. «Нораванк стал крупным феодальным хозяйством в 60-х годах XIII столетия. Благодаря епископу Саргису II монастырь получил ряд деревень и обширные угодья»[46].

Монастырь Нораванк окружён крепостными стенами, его территория напоминает в плане квадрат, к стенам которого примыкают жилые и хозяйственные помещения. Занимает площадь около одного гектара.

Главным храмом монастыря является церковь Святого Карапета, находящаяся в северной части крепостных стен. Храм возведён в 1221-1227 годах и принадлежит к распространённому типу крестовокупольных зданий с двухэтажными ризницами в четырех углах. «Над южным входом св. Карапета имеется надпись о построении храма: «Я, владыка Саргис, племянник (дословно: сын сестры.—Г. Г.) владыки Степаноса—сюникского архиепископа, построил сию церковь в благословение (в предстательство) мне и Липариту, предкам нашим и родным двум братьям, убитым турками, за что молю посетивших помянуть нас во Христе»[47].

Храм имеет строгое декоративное оформление. «Церковь сильно пострадала во время землетрясения в 1840 году»[48]. «Судя по сохранившемуся фрагменту модели церкви, обрушенный купол имел восьмигранный барабан с зонтичным покрытием»[49].

С западной стороны храма находится большой притвор гавит или жаматун, построенный Момиком в 1261 году. От первоначального здания, имеющего прямоугольную форму, сохранились только стены высотой около 2,5 метра. По всей вероятности, вначале перекрытие зала опиралось на колонны. Во время землетрясения 1321 года здание и само перекрытие были повреждены. При восстановлении купола в 1333 году был перестроен ердик – световое отверстие в центре перекрытия. Само здание получило новое покрытие в виде огромного каменного шатра с горизонтальными членениями. А позже был возведен портал с окном наверху. По-видимому, притвор был четырхстолпным.

Древнейшим памятником монастыря является дошедшая до нас в руинах церковь также в честь Святого Карапета, которая находится с южной стороны от главного храма и датируется 1216-1227 гг.

В 1275 году к северной стороне главного храма была пристроена церковь Сурб Григор, которая являлась усыпальницей князя Смбата Орбеляна. В плане здание представляет собой скромное прямоугольное сооружение с полуциркульным алтарём и сводчатым покрытием на подпружной арке.

Большой интерес представляет собой здание, расположенное с юго-восточной стороны от главной церкви Карапета, двухэтажная церковь-усыпальница Аствацацин, называемая по имени ктитора Буртела Орбеляна Буртелашен, построенная Момиком. Однако здание было завершено лишь после его смерти в 1339 году. Храм Бурталашена – основная архитектурная доминанта Нораванка с весьма сложной композицией.

Буртелашен имеет мемориальное значение, воспроизводящее в более развитой форме тип так называемой «Пастушьей» церкви в Ани, связанной по своему образцу с подобными погребальными сооружениями первых веков христианства в Армении.

Первый этаж - прямоугольный - служил родовым склепом феодала, второй - крестообразный в плане - поминальным храмом, который вместо купола увенчан многоколонной ротондой. «Сооружение в целом отличается чётко выраженной градацией масс»[50]. Вверх ведут две очень узкие консольные лестницы, расположенные по обеим сторонам входа.

 

Богатый уникальными памятниками архитектуры и скульптуры, монастырь Нораванк гармонично согласован с горным пейзажем. Архитектурным центром служит главный большой храм, возвышающийся над окружающими его сооружениями и асимметрично сочетающийся с различных зданиями вокруг себя. Эта асимметрия выражалась в стремлении объединить в один ансамбль здания различного характера и композиции, однако при этом здания имели и общие архитектурно-стилистические особенности, что выражалось в оформление внешнего вида храмов монастыря. Так же эту связь можно объяснить тем, что храмы строил один и тот же мастер, поэтому он придерживался единой композиции зданий и не нарушал единого визуального восприятие монастырского ансамбля в целом. Ансамбль рассматривается как целостная объёмно – пространственная структура.

«Ограда со смежными постройками относится к XVII –XVIII вв. За оградой с восточной стороны сохранились остатки часовен и один хачкар, упоминающий о гостинице, возведённой в XIII веке»[51].

Стратегически выгодное месторасположение монастыря, на уступе извилистого ущелья, способствовало развитию Монастыря Нораванк и защищало от набегов иноземных захватчиков.

Санаин

 

К классическим образцам архитектурных ансамблей Армении по праву относится Санаинский монастырь. Средневековый монастырский комплекс Санаин (арм. Սանահին) находится в одноимённом селе Алавердского района на горном плато, у подножья лесистой горы Чатиндаг.

Точная дата основания Санаинского монастыря неизвестна, однако по преданию Григорий Просветитель установил крест на месте будущего монастыря в начале IV века. Архитектурный ансамбль Санаин сложился постепенно, в течение 300 лет.

Санаинский монастырь занимает небольшую по площади территорию, окружённую со всех сторон кроме южной, сельскими усадьбами. «Конфигурация плана участка и расположение объектов комплекса в основном определялись местными условиями»,[52] т.е. зависела от рельефа.

Главным и древнейшим зданием монастыря, вокруг которого затем были построены более поздние сооружения, является Церковь Аствацацин (Богородицы), находящаяся с западной стороны от крепостных стен, построена в первой половине Х века, между 928 и 944 годами, приехавшим из Греции армянским монахом. По архитектурному типу церковь принадлежит внешне к прямоугольным, вытянутым с запада на восток сооружениям, а интерьер в плане имеет чёткую форму креста и принадлежит к крестовокупольным типам зданий. Восточная и часть северной стены здания снаружи обработаны декоративной аркатурой. На южной стене аркатуры нет, так как стена была полностью перестроена

Самым большим сооружением монастырского комплекса Санаин является церковь Спасителя (Аменапркич), возведенная при царице Хосровануш в 967-972 годах. «Большой храм монастыря построен на плане уже резко отличающемся от предыдущих купольных залов; в нем появляются четыре придела, подкупольные пилоны сливаются с выступами алтаря и стенами западных приделов. Внутреннее пространство приобретает вид креста»[53].

Конец Х – середина ХI века возведятся галереи между церквами и сводчатой усыпальницей Давида I. «Эти добавления объединили церкви с востока, чему способствовал арочный проём галереи с перспективно уходящими вглубь подпружными арками перекрытия, ставший связующим звеном между вытянутой в высоту аркатурой церкви Аменаприкич и низкими арочными проёмами усыпальницы царей Гургена-Кюрикэ I и Давида I»[54]. Сами усыпальницы датируются 80 годами XII века.

Притвор, пристроенный с западной стороны церкви Аменапркич в 1185 году настоятелем монастыря архимандритом Ованесом, представляет собой квадратное в плане помещение с перекрытием на четырёх колоннах. Внутри притвора имеется много погребений.

Нахагавит (предпритвор), или второй жаматун находится с западной стороны от главной церкви, он построен князем Ваче Вачутяном в 1211 году и представляет собой уникальный и единственный по своему типу армянский притвор. Большой прямоугольный зал разбит двумя рядами колонн, по три колонны в каждом ряду, на три нефа, перекрытые тремя параллельными цилиндрическими сводами. Каждый свод покрыт отдельной двускатной крышей, образующей с торцовой стороны фронтон.

У северо-восточного угла церкви Аствацацин находится библиотека, построенная в 1063 году при царице Рануш. Помещение библиотеки, квадратное в плане, с галереей на южной стороне, перекрыто оригинальным сводом на четырёх арках, покоящихся на массивных полуколоннах, которые приставлены к серединам четырёх стен. В перекрытии имеется большое световое отверстие. В стенах устроены ниши, по всей вероятности – для книг.

К юго-восточному углу библиотеки примыкает часовня Григория, представляющая собой маленькое круглое здание с четырьмя апсидами. «Точная дата постройки этой часовни неизвестна. Однако надписи на ней датируются 1061 годом. Её местоположение, форма и убранство не только создали интересные точки восприятия памятника при осмотре с северо-востока, но и подчеркнули значение здания в комплексе»[55].

Галерея, находящаяся между часовней Григория и книгохранилищем, представляет собой узкое и вытянутое в плане пространство, покрытое сводом на подпружных арках, опирающихся на пристенные пилоны. В галерее помещалась духовная школа монастыря, где преподавал один из самых образованных людей средневековья – Григорий Магистрат.

Колокольня находящаяся с северной стороны от притвора церкви Аствацацин построена в ХIII веке и представляет собой прямоугольную в плане высокую башню, вертикаль которой доминирует над всем ансамблем монастыря. Внутренние каменные ступени ведут на второй и третий ярусы. Прямоугольная башня колокольни завершается ротондой.

Усыпальница Спасаларов находится несколько поодаль от основной группы и расположена с юго-восточной стороны от главной церкви. Она была построена в 1189 году князьями Иванэ и Захарэ Захаридами на месте погребения их отца.

 

За пределами монастыря располагались три церкви, не дошедшие до нас. Первая церковь в честь Акопа, располагалась к юго-востоку от церкви Аменапркич. Церковь принадлежала к типу крестовокупольных зданий с четырьмя приделами между ветвями церкви. Пропорции компактные и приближены к квадрату. «Время постройки церкви неизвестно. Однако в 1752 году она была разобрана для использования камней при реставрации церкви Аменапркич»[56].

Вторая церковь в честь Арутюна находилась к востоку от церкви Акопа. По композиции церковь представляла собой сводчатый зал. «Единственная надпись на стене церкви позволяет отнести её к первой четверти XIII века»[57].

Третья церковь в честь Карапета находилась на вершине лесистого холма, на правом склоне ущелья ц. Аствацацин. Церковь небольшая, представляет собой в плане однонефную базилику со сводчатым перекрытием. «Дата постройки церкви неизвестна, однако архитектурно- технические особенности позволяют отнести церковь к середине Х века, либо к концу Х – начала XI века»[58].

 

Санаин - один из главных средневековых культурных центров Северной Армении. Как и Ахпат, Санаинский монастырь, обстраивался в течение X- XIII вв., постепенно образовывая из разновременных построек гармоничный архитектурный ансамбль как церковных, так и гражданских сооружений.

Архитектурным центром ансамбля служит основная группа, представляющая собой единый архитектурный комплекс с асимметричным сочетанием различных сооружений вокруг главной церкви Аствацацин. Единый принцип декоративного убранства зданий ещё более связывает здания в единый архитектурный ансамбль. «Высоко поднимающиеся массивы колокольни и церкви Аменапркич, расположенных по концам диагонали, проходящей через церковь Аствацацин, уравновешиваются объемами четырехстолпного гавита и книгохранилища на концах другой диагонали, перпендикулярной к первой»[59].

«Изучение хронологической последовательности возведения и видоизменения некоторых сооружений, а также конструктивных особенностей примыкания одного здания к другому позволяет определить различные этапы развития основной группы санаинского комплекса»[60].

 

Монастырский комплекс Санаин прекрасно вписан в окружающий горный пейзаж, что ещё больше придает монастырю величественный образ. Санаин представляют собой один из лучших образцов монастырского ансамбля эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры.

Ахпат

 

Архитектурный ансамбль Ахпат (арм. Հաղպատ), находится в Алавердском районе, расположен на высоком, просторном, окаймленном глубокими ущельями горном плато, недалеко от Санаинского монастыря.

По архитектурной ценности памятников Ахпат является одним из наиболее выдающихся ансамблей средневековой Армении. По сведениям историков, Ахпатский монастырь был основан при Абасе I Багратуни в 928-951 годах. Ахпатский монастырь являлся одним из духовных и культурных центов средневековой Армении, куда стекалось большое количество преподавателей философии, математики, астрономии, студентов и просто прихожан со всех концов Армении.

Церковь Сурб Ншана (Св. Знамения) является главной церковью монастыря и расположена у восточных крепостных стен. Строительство церкви было начато царицей Хосровануш в 967 году и завершено её сыновьями Гургеном и Смбатом в 991 году. Она представляет собой купольный зал значительных размеров с двухъярусными приделами в четырёх углах. Наружные стены, кроме западной, имеют треугольные ниши. Церковь отличается компактностью, стройностью объёмных масс, завершаемых громадным куполом.

Особый интерес представляет собой большой притвор Ахпатского монастыря. Большой притвор пристроен к западной стене церкви Св. Ншана в 1201 году. В плане он имеет прямоугольную форму, вытянут с востока на запад и окружен со всех сторон монастырскими стенами. «При этом восточная примыкает к стене главной церкви, а северная и южная стены соединяются со сводчатыми отрезками притвора церкви Аствацацин»[61]. Притвор выделяется смелостью замысла и оригинальностью конструктивного решения перекрытия, осуществлённого с помощью двух систем перекрещивающихся арок.

С южной стороны от притвора церкви Ншан находится церковь Аствацацин, или Хатунашен, которая датируется 1025 годом. Это небольшая церковь представляет собой обычное сводчатое сооружение. «Она имеет спокойные пропорции и приземистый купол»[62].

С северной стороны от притвора главной церкви находится небольшая церковь св.

Григория, которая датируется 1005 годом. Представляет собой тип крестовокупольного

здания с приделами в четырёх углах. Церковь лишилась купола при перестройке в 1211 году.

Жаматун Амазаспа, находящийся к северу от главной церкви, сооружён в 1257 году при настоятеле епископе Амазаспе. Это единственный жаматун в Армении, сооружённый отдельно от церкви. Хотя назначение здания Амазаспа до сих пор точно не установлено, однако предполагается, что оно было предназначено для монастырской школы. Это здание представляет собой просторный квадратный зал площадью 250 квадратных метров, перекрытий сводом, опирающимся на четыре массивные колонны. В центре перекрытия – световое отверстие. С восточной стороны к залу примыкает небольшая комната с приподнятым полом. Архитектурные формы этого уникального сооружения формировались на основе зданий Армении VII века.

Церковь Ншана и здание Амазаспа соединены сводчатой галерей, сооружённой в XIII веке настоятелем монастыря епископом Ованесом. Такая же сводчатая галерея пристроена с восточной стороны от главной церкви.

 

Здание библиотеки, находящееся с восточной стороны от главной церкви, построено в ХIII веке при настоятеле монастыря епископе Ованесе и представляет собой квадратное в плане помещение, перекрыта сводом на перекрещивающихся арках. В стенах оставлены ниши для книг. Здание библиотеки Ахпатского монастыря является одним из интереснейших памятников средневекового гражданского зодчества Армении.

 

Трапезная находится у северных крепостных стен монастыря. «Точная дата постройки этого памятника не известна, анализ же архитектурных форм позволяет отнести сооружение ко второй половине ХIII века»[63]. Памятник представляет собой прямоугольное в плане помещение, перекрытое двумя сводами на перекрещивающих арках, в середине которых имеются световые отверстия.

 

Двухъярусная колокольня – оригинальное сооружение, стоящее отдельно от основной группы памятников с восточной стороны от церкви Ншан, - построена в 1245 году при настоятеле монастыря епископе Ованесе. Колокольня увенчана ротондой с зонтичным шатром.

В 1242 году с восточной стороны крепостных стен в Ахпатском монастыре был открыт новый вход, и когда посетители входили в монастырь им открывались новые возможности для восприятия всего ансамбля в целом с другой стороны. «Этот вход можно было открыть в любом месте восточной стены, однако он располагался на направлении, образованном колокольней и церковью Сурб Ншан. При входе в ансамбль, колокольня воспринимается единой доминантой, а главное сооружение ансамбля церковь Сурб Ншан, раскрывается постепенно»[64].

 

Как и Санаин, монастырский комплекс Ахпат создавался в течение 300 лет, это свидетельствуют различные надписи на стенах монастыря, поэтому все здания имеют своих характерные особенности, отличаются компактностью, суровостью и строгостью форм. Немногочисленные декоративные детали на фасадах зданий подчеркивают изящество сооружений.

Монастырь Ахпат имеет необычное объёмно-пространственное решение. «Ахпатский комплекс сооружений менее собран. Расположение некоторых зданий изолированно, вне прямой зависимости от основного центра, лишает единства архитектурный организм, сформировавшийся вокруг главного храма, высотное значение которого нарушает помещенная на возвышенности колокольня. В то же время некоторые помещения (книгохранилище, галерея) из-за крутого рельефа участка частично скрыты в земле, почему по внешнему облику комплекса нельзя составить понятие о его грандиозности»[65].

В центральной части монастыря сооружения примыкают друг к другу, образуя единый объём. Колокольня и жаматун стоят отдельно от всего комплекса.

«Крепостные стены монастыря сооружены из камня и кирпича, очевидно до ХIII века, что подтверждается двумя надписями об их ремонте и расширении. Одна надпись датируется 1220 годом, другая – 1246 годом»[66].

Окружающий пейзаж дополняет монастырский комплекс и придаёт более созвучные формы всей архитектуре.

 

Гошаванк

 

Монастырь Гошаванк (арм. Գոշավանք) или Нор Гетик (арм. Նոր Գետիկ) расположен в горах, среди дремучих дубовых лесов, в ущелье небольших, но бурных горных речек, в центре селения Гош, что в 23 км от Дилиждана. Именно рельеф местности и природное окружение определили композиционные особенности этого ансамбля.

 

Монастырский комплекс Нор Гетик, состоящий из нескольких церковных и гражданских памятников XII-XIII века, образуют в целом замечательный по своей живописности архитектурный ансамбль. Нор Гетик не был окружен крепостными стенами, сооружения находились в окружении зелёных массивов и сельских строений.

«Многочисленные культовые и различного назначения монументальные гражданские здания свидетельствуют о широкой активной жизни монастыря в XII –XIII веках»[67].

 

Церковь Аствацацин является главной церковью монастырского комплекса. Построена в 1196 году Мхитаром Гошем - одним из выдающихся мыслителей средневековья, автором первого у армян «Судебника», являющегося одним из замечательных памятников средневековой культуры, содержащего материал не только юридический, но и исторический. Церковь представляет собой купольный зал, с четырёхколонным притвором, без приделов на углах западной стороны.

Церковь св. Григория почти примыкает к главной церкви монастыря с её южной стороны. Постройка начата в 30-х годах XIII века при настоятеле монастыря Мартиросе и завершена в 1241 году. Храм «повторяет тип однонефной базилики Армении V века»[68]. «Внутренняя отделка вычурная и перегружена различными украшениями невысокого качества»[69]. В настоящее время она находится в полуразрушенном состоянии.

Церковь Григория Лусаворича, построенная в середине XIII века при князе Григор –Тха, примыкает к южной стороне притвора главной церкви. Она представляет собой небольшое, покрытое сводом сооружение с полукруглой абсидой на восточной стороне. Выделяется нарядностью и богатством отделки наружных стен.

Притвор церкви, пристроенный с западной стороны в 1200-1203 годах относится к типу жаматунов, или притворов с четырьмя колоннами, с характерной для них архитектурой

интерьера и наружных стен. В юго-и северо-восточном углах устроено по одному маленькому приделу. Здание завершается приземистым восьмигранным шатром.

В связи с появлением двухэтажных церквей особый интерес приобретает стоящая к северу от большой церкви колокольня, построенная согласно надписи, несколько позже, в 1291 году, с ныне не сохранившейся ротондой.

Этот памятник является предшественником появившихся в Армении в первой половине XIV века двухъярусных церквей-усыпальниц. Первый ярус сооружен настоятелем монастыря до 1241 года, и, как упоминает историк, в нём была расположена монастырская библиотека. Наружные стены этой части здания выложены необработанными, а внутри – чисто тесаными камнями.

Перекрытие первого яруса осуществлено с помощью пересекающихся аркок, по примеру перекрытия трапезной монастыря Агарцин, который располагается недалеко от Гошаванка.

Часовня Рипсимэ находится несколько дальше от основной группы, с её юго-западной стороны, и представляет собой небольшое церковное здание с оригинальной планировкой.

Также на территории монастыря имеются многочисленные хачкары, которые датируются концом XIII века.

 

Монастырский комплекс Гошаванк – один из крупнейших культурных, духовных и просветительских центров средневековой Армении.

Все сооружения монастыря Нор –Гетик гармонично согласованы между собой. Симметричное соединение отдельных зданий в единый комплекс придаёт ансамблю целостность и компактность как интерьера, так и внешних объёмов. Все сооружения монастыря: церковь Аствацацин, Св.Григора Просветителя, притвор и колокольня непосредственно примыкают друг к другу. Основные сооружения монастыря возведены архитектором Мхитаром, поэтому мы можем говорить о единстве архитектурных форм всего комплекса.

Природное окружение определило, дополнило и усилило внешний облик монастырского комплекса. Для Гошаванка., который находится на равнине, «характерна свободная планировка, вытянутые и подчеркивающие горизонталь местности приземистые композиции со спокойным силуэтом, акцентированным объемом главного храма, которая значительно возвышается над окружающими строениями»[70]. Монастырь Нор-Гетик не был окружен крепостными стенами, так как в этом не было необходимости.

 

Монастырь Агарцин

Агарциин (арм. Հաղարծին) - расположенн в области Тавуш в верховьях реки Агстев, в 18 км от Дилиджана. Как и Гошаванк, Агарцин находится в лесистой долине Иджеванского хребта. В 2-x км от монастыря существуют развалины средневекового села Агарцин давшего название монастырю. В XIII веке монастырь становится крупным центром духовной и культурной жизни страны, наравне с Гошаванком. Монастырь Агарцин был построен в X—XIII веках, большей частью под покровительством династии Багратуни.

Вся группа памятников состоит из трёх церковных зданий, двух притворов (один из которых в развалинах), монастырской трапезной, усыпальницы, небольших часовен и надгробных хачкаров.

Древнейшим сооружением на территории монастырского комплекса является церковь Сурб Григор (Св. Григорий), которая была построена в конце X века бежавшими от преследований монахами из Западной Армении. Прямоугольное в плане, крестообразное внутри строение с приделами в 4-x углах средокрестия, увенчано куполом на восьмигранном барабане. Церковь небольшая по величине.

Главной церковью монастыря является Сурб Аствацацин (Св. Богородица), которая датируется 1071 годом, но заново перестроена в 1281 году. Это наиболее крупное здание, художественная доминанта ансамбля. «Господствующий над остальными сооружениями высокий 16-тигранный купол украшен изящной аркатурой»,[71] которая увеличивает высоту купола и создает впечатление невесомости барабана. «Церковь Аствавацацин стоит отдельно, к северу от основной группы»[72].

В 1244 году с восточной стороны от церкви Св.Григора был построен небольшой бесстолпный храм Сурб Степаннос (Св. Стефана) миниатюрная копия главной церкви. Перекрытие без дробящих внутреннее пространство устоев делает интерьер церкви цельным и уютным.

К западу от главного храма был пристроен притвор, который датируется XII—XIII веками, однако сейчас находится в развалинах. Он представлял собой прямоугольное в плане сооружение с восьмигранным шатром, типичное для того времени строение подобного типа.

В конце XII века князь Иванэ Закарян предпринял строительство притвора - гавита церкви Сурб Григор – здания полусветского, полуцерковное, объединяющее место моления и погребения и вплотную примыкающего к церкви с западной стороны. Повторяя композицию гражданских сооружений, притвор сделали прямоугольным с четырьмя цилиндрическими сводами и низким барабаном, над которым есть характерное для народного жилища «глхатун» шатровое перекрытие с окошком – «ердиком» в центре.

«У южной стены притвора церкви Сурб Григор сохранилось основание усыпальницы, имеющее две изолированные молельни». В усыпальнице рода Багратуни сохранились две надгробные плиты. На одной читается надпись «Царь Смбат....», а другая стёрта временем» [73].

«К числу редких по своему композиционному решению сооружений монастыря относится трапезная, возведенная зодчим Минасом в 1248 году»[74]. Трапезная разделена на две квадратные в плане части, перекрытые системой перекрещивающихся арок. Вдоль стены проходят каменные скамьи, а на западном торце, возле двери – широкий арочный проем, предусмотренный для входа и выхода многочисленных паломников. Рядом с трапезной сохранились развалины монастырской кухни. «Площадь трапезной в Агарцине значительно превышала площадь главного храма»[75].

На территории монастыря находятся небольшие часовни, «живописно расположенные на утёсах».[76]

Главный храм монастыря находится в стороне от основных построек обители, но это не нарушает его главенствующему положению в архитектурном ансамбле. Церковь Сурб Аствацацин возвышается над всеми остальными сооружениями монастыря. Основные сооружения монастыря примыкают к церкви Св. Григора, которая находится в южной стороне от главной церкви. В Агарцине мы не встречаем гражданских сооружений, за исключением трапезной и двух гавитов. Как и Гошаванк Агарцин не был окружен крепостными стенами. Возможно они были, но не сохранились.

 

 

Монастырь Кечарис

Монастырский комплекс Кечарис (Кечарук) (арм. Կեչարիս վանք) находится в селении Цахкадзор (Ущелье цветов) на склоне Бамбакского хребта, расположенного в 8 км от Раздана.

«В XII— XIII веках монастырь был крупным духовным центром Армении.Здесь жили и творили крупнейшие учёные и политические деятели своего времени- Григор Магистрос, Васак Хагбакян, Хачатур Кечареци и другие просветители».[77]

На территории поселения сохранилась однонефная базилика V века. В IX веке князьями Пахлавуни здесь был основан монастырь, строительство которого продолжалось до середины XIII века. Основная группа монастырского комплекса состоит из трёх церквей, гавита (притвора) и часовен.

Первым в монастыре был построен главный храм — церковь Григория Просветителя. На тимпане южной двери вырезана хорошо сохранившаяся строительная надпись Григора Магистроса Пахлавуни с датой — 1033 год; в ней сообщается, что церковь построена в царствование Гагика и патриаршество Саркиса. Храм представляет собой просторный сводчатый зал. Пропорциональность внутреннего пространства здания придаёт храму не только красоту, но и величественность. Наружное убранство его вес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: