Средневековые армянские монастыри. Происхождение и основные элементы монастырских ансамблей




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)

Исторический факультет

Зав. кафедрой Председатель ГАК,

истории русского искусства профессор

_______________________В.Г. Власов ________________/Э.М. Глинтерник

 

Выпускная квалификационная работа на тему:

Монастырские ансамбли средневековой Армении IX – XIV вв.

Направление 031501 – Искусствоведение

 

специализация: История русского искусства

 

Рецензент: Выполнил: студент 6 курса

кандидат исторических наук, вечернего отделения

научный сотрудник Государственного А.Н. Сагателян

Эрмитажа Д.Д.Елшин _____________(подпись)

______________(подпись)

Научный руководитель

Работа представлена в комиссию ассистент, кандидат искусствоведения

«____»_______________201_г. Антипов И.В.

Секретарь комиссии: _________________(подпись)

 

Санкт-Петербург

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Историография………………………………………………………………………......7

Глава 2. Средневековые армянские монастыри. Происхождение и основные элементы монастырских ансамблей

§ 2.1. Возникновение и развитие монастырских ансамблей средневековой Армении……………………………………….…………………………………………………..15

§ 2.2. Архитектурные ансамбли основных монастырей средневековой Армении…………..18

§ 2.3. Основные элементы монастырского ансамбля средневековой Армении……………….50

Глава 3 Армянские монастыри в контексте монастырского строительства в Византии и Грузии………………………………………………………………………………………………55

Заключение…………………………………………………………………………………………66

Список использованной литературы……………………………………………………………..71

Список иллюстраций……………………………………………………………………………...73

Иллюстрации……………………………………………..…………………………………..........75

Введение

Армянский народ – один из древнейших народов мира. Ещё в IX — VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья существовало мощное государство Урарту, культуру и традиции которого, в дальнейшем станут основой для развития армянской архитектуры, в течение многих столетий. «Своё большое мастерство обработки камня, высокое искусство создания скальных храмов армянский народ в значительной степени унаследовал именно от урартов. Урартская архитектура вошла ценным вкладом в сокровищницу армянского зодчества»[1].

Армяне населяют одну из самых живописных стран. Благодаря богатой природе архитектура Армении очень хорошо вписывается в окружающую среду. Армянская архитектура многообразна и необычайно интересна. Памятники архитектуры свидетельствуют нам о высоком художественном развитии страны в разные периоды её истории.

С принятием христианства в 301 году, Армения вступила в новую эру своей истории. Первые четыре века нового периода для Армении – это время постепенной утраты самостоятельности и раздела Армянского царства между двумя могущественными соседями - Римской империей и Персидским царством, затем наступает время владычества Византии.

После многочисленных войн, на долгие годы приостановивших процесс развития армянского зодчества и искусства в целом, с конца IХ века наступает мирный период в истории Армении. В это время церковь продолжает сохранять господствующее положение, однако формируется и новое течение, выражающее интересы ремесленников и купцов. Постепенно начинает восстанавливаться и развиваться городская жизнь, и в связи с этим получает новый импульс и зодчество.

 

В 885 году, после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение. В главных городах строятся новые значительные сооружения, развивающие характерные приемы в строительной деятельности раннего средневековья в Армении. На основе стилистического единства развиваются архитектурные школы: Анийская, Сюникская, Васпураканская, Лорийская.

 

В это время на территории Армении образовывается одно из самых мощных царств - Анийское царство под предводительством княжеского рода Багратуни. Наиболее удачное географическое положение крепости Ани позволило превратить её в 961 году в столицу Армянского государства. Новый город рос быстро - первые городские стены появились уже в 946 году. Ани являлась долгое время духовным и культурным центром Армении.

После захвата византийцами армянских земель в 1045 году, а затем и многочисленных набегов турок в 1064 году, Анийское царство прекратило своё существование, как и княжеский род Багратидов. Хотя в начале XIII века значительная часть земель была освобождена от турок-сельджуков, однако в 1319 году произошло сильное землетрясение, вследствие которого город был полностью разрушен. «Развалины Ани — музей армянского искусства. В Ани лучше, чем где - либо сгруппированы образцы армянского искусства, но было бы неосновательно в сохранившихся памятниках видеть шедевры армянского зодчества и стенописи»[2]. Современники называли Ани городом 1001 церквей. Именно архитектурная школа Ани станет в дальнейшем ярким примером для строительства культовых сооружений по всей Армении, в том числе и для памятников монастырской архитектуры.

 

Памятники армянской архитектуры представляют собой наглядное доказательство высокого мастерства строителей, сумевших выработать соответствующие условиям эпохи конструктивные и композиционные приёмы. Несмотря на тяжёлые условия своего исторического существования, армянский народ сумел пронести, сохранить и приумножить традиции строительного искусства, сложившие на протяжении веков и передававшихся мастерами из поколения в поколение.

Среди многочисленных произведений армянского зодчества особое место занимают монастырские комплексы, которые возникают повсеместно в период с IX по XIV вв. При этом каждый монастырский ансамбль отличается уникальными архитектурными достоинствами.

При строительстве монастырских ансамблей, в каждом регионе создавались знакомые типы церквей, но при этом воплощали иные конструктивные и композиционные типы сооружений, придавая им новые художественные образы.

Монастыри выполняют важную религиозную и социально-культурную функцию просветительства, благотворительности, являясь хранителями духовного и художественного культурного наследия страны.

«Монастырский ансамбль рассматривается как динамично развивающаяся открытая система, включающая комплекс подсистем: ландшафтно-градостроительная среда монастыря, структурно-функциональные зоны его территории, архитектура храмов и отдельных зданий»[3].

Формирование монастырских ансамблей Армении происходило не сразу, а в течение многих столетий. Большое значение имели различные перестройки и реконструкции, которые в той или иной степени меняли архитектурно-художественный облик монастырских комплексов.

Композиция и функциональное ядро монастыря формируется из культовых объектов, которые занимают определенное положение в объемно-планировочной системе монастырского комплекса, при этом главный храм почти всегда доминирует.

К числу объемно-планировочных элементов, формирующих монастырскую застройку, относятся гражданские сооружения, функция которых определяла формы их взаимоотношения с главным центром монастырского ансамбля. Важное значение при строительстве некоторых монастырей имели и крепостные стены, иногда с башнями по углам, которые дополняли и формировали общий вид монастырского ансамбля, т.к. башни служили частью планировочной схемы монастырских ансамблей.

 

Выдающиеся архитектурные ансамбли Армении свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве армянских зодчих, которые основывались на опыте предшественников – «это благоприятствовало неуклонному совершенствованию особенностей архитектурно-художественного творчества армянского народа»[4]. Произведения армянского зодчества отличаются необычайной органичностью объемно-пространственной композиции, сочетающейся с широким применением средств изобразительного искусства, своеобразием архитектурных форм, смелостью художественного решения и оригинальностью конструктивных приемов.

На территории Армении действовало более 70 монастырей, сложившихся в IX-XIV веках. Каждый монастырь представлял собой сложный ансамбль со своими индивидуальными особенностями.

На сегодняшний день не все рассмотренные в работе армянские монастыри действуют. Многие служат лишь местом, куда стекаются поток туристов, путешественников и просто любителей армянской культуры.

В данной работе будут рассматриваться архитектурные монастырские комплексы IХ -XIV веков, расположенные по всей территории современной Армении. Для изучения выбраны лучше всего сохранившиеся на сегодняшний день памятники средневековой архитектуры. Важно отметить и тот факт, что большинство из рассматриваемых в работе монастырей доступны для осмотра. Учитывается и принадлежность монастырей к отдельным архитектурным школам, следовательно, различаются природное окружение и расположение архитектурных ансамблей, а также учитывается и весьма сложные композиционные приемы, которые применялись в строительстве тех или иных памятников.

 

Цель работы - исследовать закономерности развития монастырских архитектурных комплексов Армении с IX по XIV века и выявить общие композиционные приёмы построения средневековых армянских монастырей.

 

Задачи заключаются в том, чтобы классифицировать монастырские комплексы по объёмно-планировочному признаку, определить основные принципы, характерные для построения каждого ансамбля в целом и отдельных зданий на территории монастыря.

Важной частью данной работы является сравнение армянских монастырей с архитектурными комплексами соседней Грузии и Византии и выявление общих принципов построения монастырских ансамблей.

Глава 1

Историография

Высокие художественные достоинства архитектуры древней Армении издавна привлекали внимания путешественников со всего мира. Несмотря на многочисленные потери и различные войны, в Армении сохранилось большое количество монументальных сооружений, которые показывают нам сегодня мастерство средневековых армянских зодчих. «Ни одна область культурного наследия армянского народа не сохранилась в такой полноте, в таком богатом многообразии, как архитектура»[5].

 

Исследования армянской архитектуры стали возможными в конце XIX века, когда Восточная Армения вошла в состав Российской империи. До сих пор не было научных изысканий со стороны советских и зарубежных учёных по армянской архитектуре, которые были бы направлены на подробный анализ отдельных монастырских комплексов на территории Армении. Исследователи уделяли внимание лишь историко-архитектурным достоинствам того или иного памятника. Также малоизученность памятников стала причиной того, что многие исследователи сравнивали памятники Армении, Византии и Грузии, и приходили к выводу, что архитектура Закавказья имеет византийские корни.

В 1920 годах раскопки в Армении были на время приостановлены и возобновились лишь в 30-х годах ХХ века.

«Одни из первых зарубежный исследователей армянского зодчества были Ф. Дюбуа и Ш. Тексие, которые впервые познакомили западный научный мир с армянской архитектурой».[6]

В 1839 году Армению посетил Фредерик Дюбуа де Монпере, известный на тот момент французский археолог и этнограф. В своём шеститомном труде он отводит большое место армянской архитектуре. «Дюбуа был первым, кто подошел к армянской архитектуре как исследователь»[7]. Его труд долгое время занимал господствующее положение в западноевропейской научной мысли по изучению архитектурного искусства армян и кавказских народов. Дюбуа придерживался существующей в то время концепции, согласно которой истоки искусства восточных народов ранней христианской эпохи восходили к Византии. С 1840-х г. изучением армянской архитектуры стал заниматься французский ученый Шарль Тексие. В своем большом труде об Армении, Иране и Месопотамии значительное место он отводит рассмотрению памятников армянской архитектуры, «автор считает Армению родиной подковообразных арок, получивших в архитектурно-строительном искусстве широкое распространение»[8]. Почти одновременно с трудами Ш. Тексие вышли в свет работы советских авторов, которые сыграли большую роль в изучении армянского зодчества.

 

«Исследования зодчества и монументального искусства Армении неразрывно связано с именем академика Н.Я. Марра»[9], который предпринял раскопки в Ани с 1892 до 1917 годов. Автором были созданы специальные серии - «Памятники армянской архитектуры», «Анийская серия»[10]. А в 1934 году Н.Я. Марр выпустил свой большой труд «Ани». Этот город находился на стыке двух культур – христианской и исламской, поэтому для автора было важно исследовать именно эту территорию. Автор раскрывает в ней свою концепцию относительно древнеармянской архитектуры, указывал на самобытность развития архитектуры на территории Армении, учитывая быт, язык, религию и традиции этого народа. Н.Я. Марр говорит и о монастыре в Ани, которйы относится к 1215 году- так называемый Девичий монастырь, расположенный над Ахуряном. «Монастырь занимал склон Анийского плоскогорья, довольно обширное пространство, обнесенное высокой оградой. Сообщение с городом поддерживалось через крытую галерею, поблизости которой на скат расположены были кельи»[11]. В настоящее время Девичий монастырь - это груда развалин. Автор пишет и о небольших церквах, расположенных рядом с монастырём.

В работе над раскопками принимали участие многие русские учёные, архитекторы и художники.

«В трудах Н.Я. Марра особое место занимают проблемы раннесредневековой архитектуры Армении, - её истоки он видел в древних типах гражданского зодчества»[12]. Так же в архиве учёного сохранилось большое количество неопубликованных, но представляющих большой интерес материалов о памятниках средневековой Армении.

В это же время публикуются труды выдающегося востоковеда Иосифа Орбели, посвященные различным вопросам архитектуры и материальной культуры армянского народа. Однако фундаментальное изучение армянской архитектуры связано с именем Тороса Тораманяна, деятельность которого развернулась с начала XX века. В его работах освещаются почти все вопросы, связанные с возникновением и последующим развитием армянской архитектуры. «Тороса Тораманян считают основателем архитектурной науки в Армении»[13].

Как и Н.Марр, Т. Тораманян связывал архитектуру древней Армении с историей страны, что позволило ему определить место армянской архитектуре в сокровищнице мировой культуры. Т. Тораманян предпринял попытки исследования монастырей Мармашен, Оромос, где он работал в 1903 году. В 1926 году Т. Тораманян приступил к написанию своего капитального труда по истории армянской архитектуры. «Эта работа - монументальное исследование, обобщающее его наблюдения, открытия, гипотезы, взгляды на армянское зодчество»[14].

 

Одним из важнейших работ по изучению армянской архитектуры считается труд А.Л. Якобсона. В своей книге «Очерк истории зодчества Армении V –XVII веков»[15], он пишет об архитектуре Армении в целом, при этом указывает на то, что именно в зодчестве полнее и ярче всего проявилась художественная культура средневековой Армении. Автор приходит к выводу, что Армения, начиная с Х века, была своего рода школой зодчих не только для соседних стран Ближнего Востока, но и для Византии.

Что касается монастырских комплексов Армении, Якобсон пишет, что «монастырские ансамбли, как правило, возникают не сразу. К основным зданиям, и, прежде всего к собору, постепенно пристраивали остальные, причём эти постройки, вне всякой зависимости от естественных условий местности, лепились друг к другу без всякого соблюдения какой – либо симметрии»[16].

Так же у А.Л. Якобсона есть небольшая статья, посвящённая Татевскому монастырю, где автором был произведен подробный обмер плана монастырского комплекса. В работе подробно описываются композиционные и декоративные особенности отдельных сооружений монастыря, так же об истории формирования Татева на протяжении многих столетий и о реконструкциях памятников.

 

Большой вклад в изучение армянских памятников внёс В.М. Арутюнян.

В соавторстве с С.А. Сафаряном В.М. Арутюняном была издана книга «Памятники армянского зодчества»[17]. В ней авторы описывают ряд архитектурных ансамблей средневековой Армении, дают краткие характеристики каждому монастырскому комплексу в целом и описывают здания в отдельности, находящиеся на территории монастыря, выявляют определённые черты каждого сооружения.

В своей работе «Преемственность в развитии зодчества средневековой Армении».

В.М. Арутюнян пишет о преемственности начала развития армянского средневекового зодчества. Зодчие стремились создать гармонию между природой и архитектурой. Эта задача становится неотъемлемым свойством архитектурного стиля времён развитого средневековья в Армении. Различные поиски новых стилей привели зодчих к созданию оригинальных монастырских архитектурных ансамблей. «Это помогло архитектурно-строительным достижениям на всех основных этапах развития зодчества при соблюдении принципа преемственности сохранить его самобытность, ярко выраженное национальное своеобразие армянского средневекового зодчества»[18]. Исследователь пишет и о некоторых гражданских сооружениях, которые основываются на традициях народного строительства, о том, что стремление зодчих создавать гармонию между архитектурой и окружающей средой выразилось в строительстве монастырских комплексов Армении. «Вырабатываются определённые закономерности застройки монастырских комплексов, в которых стройная гармония форм и объемных композиций с мастерством сочетаются с окружающей природой, составляю взаимодополняющие компоненты единого ансамбля»[19].

 

Впервые обобщающий труд по армянской архитектуре написал Н.М. Токарский: «Архитектура Армении IV –XIV вв.»[20]. Работа имела большое значение для определения места армянской архитектуры в мировой истории. Автор пишет, что, несомненно, армянские зодчие, которые поддерживали тесные экономические отношения и культурные взаимосвязи со своими соседями, попадали под их влияние. Армянские зодчие использовали опыт зарубежных архитекторов, но при этом они перерабатывали архитектурные формы и вкладывали новое содержание в своё творение. Автор описывает наиболее известные архитектурные ансамбли средневековой Армении. Указывает, на то, что трапезные и притворы в монастырских ансамблях представляли собой новыми выдающимися архитектурными сооружениями того времени. Н.М. Токарский отмечает, что установившиеся в церковном зодчестве основные типы сооружений, за исключением двухэтажных церквей – усыпальниц, не претерпевают существенных изменений в IX- XIII веках.

 

С.Х. Мнацаканян в соавторстве со Н.С. Степанян в альбоме «Памятники архитектуры в Советской Армении», описывая средневековые ансамбли Санаина, Ахпата, Татева, Нораванка, пришли к выводу, что в армянском зодчестве есть своеобразные черты, присущие только Армении. В качестве примеров, авторы привели наиболее характерные монастырские комплексы, которые имели большое значение в армянской истории.

Авторы пишут, что «монастырские комплексы средневековой Армении, можно считать своеобразной архитектурной школой, которая, создавалась столетиями и складывалась постепенно»[21]. Каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел своих предшественников, поэтому монастырские ансамбли были выдержаны в одном стиле, не нарушая общий вид ансамбля.

 

Особое внимание изучению архитектуры Армении уделил О.Х. Халпахчьян.

В своей работе, посвящённой Санаину, автор подробно описывает каждое здание монастырского ансамбля, при этом указывает, что «несмотря на длительный период создания Санаина, в течение 300 лет, монастырский комплекс при этом сохраняет целостность восприятия общей композиции»[22].

В книге «Архитектурные ансамбли Армении», автор описывает армянское зодчество с VIII века до н.э. и до ХIХ в. н. э. Он уделяет большое внимание монастырским комплексам, показывает план каждого ансамбля. О.Х. Халпахчьян начинает с описания древнейшего памятника на территории монастыря, затем подробно описывает каждый памятник в отдельности. Автор пишет, как, «в зависимости от места нахождения, от окружающей природы и других факторов, располагались монастырские комплексы»[23].

В основу работы «Гражданское зодчество Армении»[24], положен материал, собранный автором в его многочисленных поездках по Армении. Автор рассматривает вопросы градостроительства в средневековой Армении, в связи с этим говорит и о планировочной структуре монастырских зданий. В книге помимо некоторых вопросов планировки и застройки монастырских комплексов рассматриваются жилые и общественные здания на территории монастыря (школы, книгохранилища, трапезные, караван-сараи, гостиницы, бани и родники), которые в большинстве своем не исследовались специалистами по армянскому зодчеству. «Чтобы более наглядно показать особенности исторического развития этих незаслуженно обойденных вниманием типологических групп архитектурных сооружений, их своеобразие и значение для формирования монументальных памятников, они рассматриваются раздельно в хронологическом порядке, что позволяет также выявить характерные черты самобытности армянского средневекового гражданского зодчества»[25].

 

Ещё один крупный исследователь армянского средневекового зодчества - О.А. Тораманян, автор весьма значимого труда «Композиция монастырских комплексов Армении X- XIII вв.»[26]. Исследователь выявляет общие композиционные принципы построения средневековых монастырей Армении - «Монастырь анализируется как архитектурная структура, формированная под воздействием ряда факторов объективных и социально-культурных с интерпретацией их в конкретных композиционных проявлениях»[27].

«Авторская гипотеза состоит в том, что в монастырях средневековой Армении существовали устойчивые композиционные закономерности»[28]. Автор считает, что важное значение при строительстве монастырей имеет свободное пространство, которое выступает в качестве связи между существующими объектами и является важным каноническим компонентом в литургическом действии. Это определяет контакт свободных участков с культовыми объектами. Также О. А. Тораманян указывает на то, что объёмно-пространственная целостность комплекса достигалась благодаря механическим соединениям разновременных строений, а также является свидетельством профессионально – логического мышления мастеров того времени. Автор приходит к выводу, что монастырские комплексы Армении X- XIII вв. при всей своей архитектурно- художественной индивидуальности имеют общие композиционные особенности, идейно-функциональное содержание и объёмно-планировочную постановку.

Тораманян установил, что общая архитектурная композиция армянских монастырей складывалась из нескольких обязательных параметров: идейно-функциональное содержание монастыря, координированная организация пространства и соотношение объемно-планировочных схем и зрительного восприятия.

Значение данной работы заключается в том, что впервые даётся четкая структура формирования большинства средневековых монастырских ансамблей Армении. «В результате своего исследования автор пришёл к выводу, что выявление закономерностей архитектурных ансамблей суммирует весь спектр замыслов и профессиональных приемов древних авторов»[29].

Важной работой О.Тораманяна является статья «Некоторые закономерности планировки монастырей Армении X-XIII веков»[30]. В работе автор подробно описывает как взаимодействуют между собой гражданские и культовые постройки монастыря, в частности уделяет большое внимание трапезным и книгохранилищам, пишет о том, каким образом гражданские сооружения располагались по отношению к главному центру ансамбля, приводит различные примеры расположения общественных зданий в монастырях и за её приделами. А в статье, посвящённой «Роли соборных площадей в формировании монастырских комплексов Армении X-XIII веков»,[31]исследователь говорит о формировании общей монастырской площади, о взаимосвязи между храмом и близлежащими земельными участками, имеющие закономерные геометрические формы, которые диктуют планировку монастырей.

 

Однако большинство научных изысканий со стороны советских и зарубежных исследователей армянских архитектурных комплексов направлялись лишь на анализ отдельных монастырских ансамблей, при этом объемно- планировочные элементы сооружений изучались чаще всего вне общей взаимосвязи. В первую очередь уделялось внимание историко-архитектурным достоинствам того или иного памятника и приводилась детальная характеристика отдельных сооружений. Почти не затрагивались композиционные особенности и закономерности построения монастырских комплексов. Таким образом, до сих пор не изучены наиболее известные монастыри Армении (на основе их объемно-планировочных данных и общих архитектурных принципов). Полностью отсутствуют исследования по сравнительному анализу композиционных закономерностей нескольких архитектурных комплексов средневековой Армении.

 

 

Глава 2.

Средневековые армянские монастыри. Происхождение и основные элементы монастырских ансамблей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: