Армянские монастыри в контексте монастырского строительства в Византии и Грузии




Первые христианские монастыри были образованы в IV–VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы, помещения для жилья, трапезные. Ближний Восток сохранил не только свидетельства библейских событий, но и множество уникальных памятников, начала времён христианства. Древние города, первые христианские храмы и монастыри дают отчётливое представление о жизни и культуре первых христиан.

 

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство.

Византия существовала более тысячи лет, с IV века до 1453 года, когда она была завоевана турками. Во времена своего расцвета Византия была сильным государством, она сумела противостоять натиску арабов. В ее состав входили обширные территории, включавшие Малую Азию, весь Балканский полуостров, Сирию, Палестину, Египет. Византийская культура представляла собой нечто новое в мировой истории. Истоками византийского искусства были старые традиции эллинистических государств и еще более древние традиции Ближнего Востока. Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI веке при императоре Юстиниане. «К IX – X вв. происходит заметный подъём византийских городов, после многовекового политического и экономического упадка. К этому времени в Византии сложилась художественная специфическая средневековая система, претендующая на новую качественную ступень развития»[114]. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин в Х веке, главными объектами строительства становятся монастыри, которые начинают играть роль религиозных центров и одновременно крепостей.

Появляются новые крупные монастыри, в которых относительно небольшие по объему храмы как бы срастались между собой, образуя разномасштабные, пластичные архитектурные объёмы с возвышающимися над ними куполами на барабанах.

 

 

«Композиционной основой и объединяющим началом этих построек служило их сложнорасчленённое, иерархичное по своей структуре внутреннее пространство»[115].

Византийские монастыри являлись не только религиозными, но и образовательными центрами. «По свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 тысяч»[116]. Монастыри были императорские, патриаршие, епархиальные, частные, независимые. Для Византии характерны два типа монастырей: сельский и городской. Монастыри ведали общественной благотворительностью – руководили больницами и странноприимными домами, помогали бедным и устраивали школы. «В крупных монастырях имелся определенный штат служащих, в том числе эконом, который отвечал за монастырское хозяйство, хартофилакс, который ведал монастырской документацией, библиофилакс, заведующий монастырской библиотекой, скевофилакс, то есть хранитель священной реликвии и церковной утвари»[117].

Многие монастыри основывались в середине X века, в том числе в Греции, такие как Осиос Лукас (Фокида), Дафни (Афины), монастыри на Афоне.

Святой Афон расположен на полуострове Халкидики в восточной Греции. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, вошедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове

Когда-то на Афоне насчитывалось около 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи Афон получил в 972 году.

На сегодняшний день на Святом Афоне действуют 20 монастырей, среди которых есть русский, сербский и болгарский.

 

Одним из самых первых монастырей на Афоне была Лавра святого Афанасия - древнейшая и самая большая по размеру обитель - известная еще и как Великая Лавра. Она находится на юго-восточной стороне у подножия Афонской вершины. «Монастырь находится на месте античного г. Акрофоон, или Акрофои, в местности, в византийскую эпоху называвшейся Мелана»[118].

Лавра была основана в 963 году св. Афанасием Афонским, выходцем из Каппадокии, но основной ансамбль монастырских построек был сооружен на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия и других византийских правителей с XI по XV века. Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая большое количество владений. В лучшие годы в нём насчитывалось более семисот монахов. Однако пиратские набеги, землетрясения, налогообложение, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, способствовали нарастанию кризисного состояния монастыря. Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19-вне ее.

 

Главный собор, находящийся на территории монастыря, построен в честь св. Богородицы и датируется концом Х веком. «Кафоликон, расположенный в центре монастырского двора, представляет собой сложный комплекс, результат перестроек и дополнений, произведенных в разное время, его современный вид сложился в 1814 г. «В кафоликоне Великой Лавры по сторонам нартекса в начале XI века появились купольные приделы, оба имели форму маленьких церквей типа вписанного креста»[119] с куполом на граненом барабане, опиравшемся на 4 колонны. В дальнейшем для расширения здания были разобраны арочные заполнения боковых стен и пристроены боковые апсиды (ок. 1002), превратившие храм в триконх. Основательные перестройки кафоликона были произведены после землетрясений 1526, 1584-1585 гг., а также при восстановлении Великой Лавры в 1628 году»[120].

К юго-востоку от кафоликона находится параклис в честь св. Михаила. Сооружение представляет собой однонефное здание с полукруглой апсидой и большим куполом, построенное в 1641 году на основе более раннего сооружения.

 

Справа и слева от притвора главного храма находятся две часовни - Святителя Николая Чудотворца и Сорока мучеников. В часовне, посвященной сорока мученикам, находится гробница с мощами Афанасия, покрытая покрывалом с образом святого.

Кроме двух этих часовен собора, Лавра располагает 15 другими, которые находятся на территории монастыря.

Из прочих часовен наиболее значительнымой является часовня Святого Афанасия рядом с ризницей,

Ризница располагается в отдельном здании к востоку от монастырского собора. В ней хранится церковная утварь, богослужебные книги в драгоценных окладах, предметы шитья

Библиотека первоначально располагались в одном из храмовых помещений, затем на верхнем этаже башни Цимисхия. С 1870 году вместе с ризницей они размещены в одноэтажном здании, находящемся к востоку от кафоликона. Библиотека Св. Лавры считается самой богатой на Афоне, в ней хранится около 3 тыс. рукописей (в основном на греч. языке). Во дворе монастыря стоит крестообразное здание трапезной.

 

Над всем комплексом возвышается старинная величественная башня Цимисхиева. Башня - квадратная в плане и занимает юго-западный угол территории с монастырскими кельями. Вход в монастырь обрамляет портик с четырьмя колоннами. Кроме главного входа имеются также небольшие ворота на южной стороне. По образцу его построены и все остальные соборы афонских монастырей.

Величественно возвышаясь над главными вратами, башня является опорным пунктом монастыря. Многоэтажные здания расположены закрытым четырехугольником, отчего монастырь издалека выглядит как маленький укрепленный город. Монастырю часто приходилось отражать удары пиратов и других захватчиков, поэтому оборонительная функция монастыря была очень важна для монахов и прихожан монастыря. Монастырь окружен высокими каменными стенами. На сегодняшний день Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19-вне ее. Монастырь внешне представляет собой комплекс многоэтажных зданий, расположенных по четырехсторонней схеме, с большим двором посредине, где находятся собор, часовни, трапезная, а также ряд других сооружений.

 

Греческий монастырь Осиос Лукас, расположен на западных склонах горы Геликон в 37 километрах от города Дельфы. Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, отшельником, который поселился на склонах Геликона около 946 года. Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, когда Византия вновь стала мощной державой. «Вряд ли можно подвергнуть сомнению прямое участие в его создании константинопольских мастеров. Тем интереснее сразу же бросающееся в глаза своеобразие этого храма, сделавшееся потом отличием особой греческой школы внутри средневизантийской архитектуры»[121].

Комплекс монастыря в целом хорошо сохранился. В настоящее время монастырь состоит из двух больших, соединенных между собой храмов с криптой, трапезной, башней-звонницей, келий со вспомогательными помещениями.

Древнейшим храмом монастыря является церковь Св. Варвары (Св.Богородицы), которая была построена в 946 — 955 годах. «Храм Св. Богородицы является самым ранним твердо датированным примером из сохранившихся крестовокупольных зданий Греции»[122], это храм на четырёх колонках, он имеет три апсиды и увенчан куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. «Компактность, симметрия кристаллической формы, пластическая определенность, граненность объемов, цельность композиции - вот главные отличительные свойства внешнего убранства храма»[123].

Главный храм монастыря – кафоликон, посвященный св. Луке, построен около 1012 года и непосредственно примыкает к храму Св. Богородицы с её южной стороны. Представляет собой тип крестовокупольного храма и имеет сводчатый нартекс, украшенный мозаиками и мрамором, выдающуюся на восток центральную апсиду и огромное зальное пространство в центре наоса. «Его среднее квадратное звено перекрыто 16-метровым в диаметре куполом на тромпах, ширина которых здесь уравнена с величиной основных подпружных арок. Огромный купол властно подчиняет себе все остальные формы храма»[124]. Тяжесть купола несут восемь стен барабана, связанные четырьмя большими арками, которые, в свою очередь, соединяются четырьмя огромными парусами.

«Под кафоликоном находится крипта, которая была местом первоначального захоронения Святого Луки, а потом стала фундаментом кафоликона. Она представляет собой крестообразное помещение с четырьмя угловыми компартиментами и мраморным иконостасом»[125].

Вокруг главного храма расположены многочисленные кельи и служебные здания. Из старинных келий сохранились некоторые в нижнем этаже западной и северной сторон. Они представляли собой 3-4 метровые помещения с узким окном и маленьким арочным дверным проемом.

К северу от главного храма находилась трапезная XI века, которая была разрушена в 1943 году. У западной стены от Св. Богородицы находится 2-х этажная звонница, которая также датируется XI веком.

«Монастырский комплекс Осиос Лукаса относится к столичной традиции в строительстве церквей. Однако здесь наблюдается необычная планировка комплекса. Две церкви частично примыкают друг к другу, но со значительным сдвигом: южная из них пристроена так, что её наос сообщается с нартексом первой церкви»[126]. «Взаимосвязь структур замечательна в Осиос Лукас тем, что здесь оба типа храма соседствуют. Может быть, не случайны даже следующие равенства - ширина основного пространства кафоликона равна ширине церкви Богородицы, равны по ширине и рукава креста обоих помещений. Если из кафоликона вычленить квадратный наос с алтарями, то размеры этой ячейки окажутся почти подобными церкви Богородицы. Масштаб и грандиозность форм делают храм самым величественным, самым ярким и самым качественным из всех сохранившихся до наших дней памятников архитектуры Византии X- XII вв.»[127]

Главный вход в монастырь ранее находился в северо-восточном углу восточного двора. Теперь посетители входят через небольшие арочные ворота в южной части монастырских стен.

 

Таким образом, как писал А.И. Комеч, «монастырские комплексы Византии имели замкнутый характер: жилые и хозяйственные постройки располагались по периметру большого двора, в центре находилась соборная церковь (кафоликон) или группа церквей. Такая структура напоминает группировку помещений внутри двора в больших жилых домах (сохранившихся в Афинах), эгейских по происхождению»[128]

 

В художественной культуре средневековья важное место занимает зодчество народов Закавказья. С начала IV века в Армении, Грузии, а затем и Албании (северная часть Азербайджана) распространилось христианство, что способствовало сохранению и развитию культурных связей Закавказья с Сирией, Малой Азией, Византией.

С конца IX – начала X происходит возрождение государственности и культуры в Грузии после арабского завоевания.

«Как и в Армении X –XI веке в Грузии получили широкое распространение тип небольших круглых центральнокупольных храмов, выработанный ещё в VII веке»[129].

Зодчие Грузии и Армении должным образом разрешили архитектурно-композиционные и конструктивные задачи, выдвинутые новой эпохой. Развитие архитектурных форм шло в двух основных творческих направлениях. С одной стороны, это местные, народные традиции, с другой стороны привнесение извне новых архитектурных форм. «Основой для широкой и передовой строительной деятельности служила новая производственная база, опирающаяся на соответствующие производительные возможности общества»[130].

Если в эпоху возникновения и первого расцвета архитектуры Грузии и Армении наблюдается близкое родство композиционных форм, берущих своё начало в народном и античном зодчестве, то в эпоху нового подъёма архитектуры, в силу новых социально-политических причин, мы получаем две стилистически различные школы, создавшие и отшлифовавшие новые стили в искусстве.

 

В качестве примера монастырского ансамбля этого времени рассмотрим один из выдающихся монастырских комплексов Грузии Гелати, построенный на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, в 5-6 верстах от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Монастырь был основан святым благоверным царем Давидом IV Строителем в 1106 году «как иноческая обитель, усыпальница грузинских царей, при Баграте III»,[131] воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над сельджуками в долинах Алгетки.

Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. В Гелатском монастыре сохранились три основных храма.

В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери (1106-1025 гг.). Собор представляет собой широко распространенный в эпоху зрелого средневековья тип центральнокупольного здания. Снаружи строение вписано в прямоугольник с тремя выступающими гранеными апсидами и поставлено на ступенчатый цоколь. Церковь с южной, западной и северной сторон окружена пристройками разного времени: нартексом с запада и притворами с приделами с юга и севера. Храм имеет шесть приделов: во имя святых Иоакима и Анны, великомученицы Марины, апостола Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, святителя Николая Чудотворца и святой мученицы Ирины. Основной корпус здания имеет пять наружных арочных входов: по одному в северном и южном рукавах и три в западном. Центральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола прорезан шестнадцатью крупными окнами.

 

С западной стороны от главного храма находится самая маленькая надвратная церковь во имя святого Георгия Победоносца. «По преданию храм, основан на том самом месте, где святому царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма. Никаких сведений о времени построения церкви в литературных источниках не сохранилось»[132]. Храм относится к купольным типам построек и её можно отнести к рубежах XII—XIII веков. По бокам главного алтаря располагаются небольших размеров жертвенник и ризница. Юго-западный и северо-западный угловые отрезки выделены из рукавов креста арками. Снаружи здание вписано в прямоугольник, а с запада вплотную к храму возведен портик. Высокие и стройные архитектурные формы церкви святого Георгия противопоставлены несколько приземистому по пропорциям большому храму.

С восточной стороны в 9 метрах от нартекса главного храма расположена двухэтажная небольшая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, которая была возведена на рубеже XIII—XIV веков. «Церковь принадлежит типу так называемого «свободного креста», особенностью которой является определенное соотношение подкупольного квадрата и высоты купола со всем зданием»[133]. Своеобразие церкви святого Николая заключается в том, что она имеет два этажа, из которых нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом, открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой небольшую купольную церковь, которую освещают восемь окон купола и по одному в восточном, южном и северном рукавах, а также небольшое окно над дверью. Интерьер здания имеет стройные и гармоничные формы, оба этажа создают единый архитектурный организм, что подчеркивается общим ритмом арок, проходящим от низа до наличников барабана купола.

 

Во второй половине XIII века над родником была возведена каменная колокольня, узкая и высокая, с остроконечной кровлей, открытая арками внизу и с прозрачным киоском наверху. Эта небольшая, но монументальная постройка включается в ансамбль Гелати как еще один из его неотъемлемых компонентов.

На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. Здание академии находилась к западу от главного собора и датируется второй половиной XIII века. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и переводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе.

 

Возвышающийся в центре двора главный храм является вертикальной доминантой ансамбля. Характерной особенностью построения ансамбля Гелати является пластическое развитие архитектурных форм его трех храмов и колокольни ввысь, с развитыми по горизонтали, окружающими их постройками. Главный храм, как по своему общему решению, так и в деталях оказал очевидное влияние на памятники, возведенные после него. Цельность и единство ансамбля обусловлена, кроме того, временем.

В постановке Гелати в окружающем его ландшафте четко выявлена закономерность решения со стратегической, климатической и эстетической точек зрения. Территория была обнесена двойным кольцом стен — наружное, широко охватывающее, и внутреннее, меньшее, в которое были включены здание академии и, ныне отсутствующие, другие постройки: трапезная, кельи монахов. Средняя, основная территория получила таким образом лишь небольшой уклон, а в окружающем кольце, где почва резко понижается, были созданы террасы. С юга располагалась гостиничная площадь, отгороженная высокой стеной от монастыря, где был устроен фонтан, и, очевидно, имелись гостиничные здания. Отсюда через ворота был вход в монастырь.

 

 

Архитектурные ансамбли всегда выступают как художественная система и всегда сохраняют свои основные признаки, хотя в каждом из них присутствуют те или иные специфические закономерности, связанные с конкретным решением формы в разных странах.

Общность религии определила культурные связи Армении и Грузии с Византией, кроме того, значительная часть Армении входила в состав Византийской империи. «IX –XI век – единственный момент, в истории, когда Армения и Византия общались без посредников и даже сотрудничали в борьбе против халифата. Это был период расцвета экономики и культуры Армении в эпоху Багратидов»[134]. В это время стали возможными заимствования некоторых архитектурных черт.

С Грузией Армению связывали в этот период социальные, культурные и политические условия, в связи с этим процесс развития и становления архитектуры в этих странах шел почти одинаково, в течении многих веков.

Армения была связана и с Сирией. «Архитектурным связям Сирии и Армении способствовала общность природных условий в обеих странах, определивших самый материал монументальных построек - камень (туф, базальт) и близость технических приёмов (кладка стен), а также, вероятно, социальные условия строительства, которое велось вольнонаемными артелями каменщиков, переходящими с места на место в поисках выгодного подряда»[135]

 

Монастыри Византии, Армении и Грузии имели свободную и разнообразную планировку монастырских ансамблей, которые складывались в течение многих веков. Монастырские комплексы формируются не сразу. Часто постройки являются разновременными, что естественно отражается на их композиционных особенностях.

 

В состав монастырского ансамбля византийских, грузинский и армянских монастырей непосредственно входят главная церковь, которая является доминантой в архитектурном ансамбле. В зависимости от месторасположения главной церкви, располагаются другие сооружения монастыря. Важной составной монастырского ансамбля являются колокольня, усыпальницы и учебные заведения, если монастырь является просветительскими и научным центром страны.

К главной церкви в армянских монастырях всегда примыкает гавит, который играет важную роль в формировании ансамбля. Иногда на территории одного монастыря может быть два гавита.

 

Архитектурным центром ансамбля в Армении и Грузии всегда была основная группа, представлявшая собой, как правило, асимметричное сочетание различных сооружений вокруг главного храма, служившего в большинстве случаев высотным ориентиром. Колокольни армянских, как и грузинских, монастырей своими небольшими объемами и высотой усиливали доминирующее значение главного храма. Однако, «несмотря на черты, общие с христианской архитектурой, грузинское зодчество сохраняет присущее ему своеобразие и ярко выраженный национальный характер»[136].

Важным отличием армянских монастырей от Византийских является их месторасположение. В Армении монастыри строятся непосредственно в сельских местностях, т.е. в отдалении от столицы или большого города. В Византии же, монастыри часто являются городскими.

 

В большинстве своём монастыри были культурными и духовными центрами страны. Для того, чтобы реализовывать данную деятельность, на территории монастырских комплексов, часто строятся книгохранилища, где создавались и хранили ценные манускрипты и другие ценные произведения литературы. Поэтому одной из основных функций монастырей была оборонительная, так как приходилось постоянно защищаться от набегов иноземных захватчиков, и поэтому большинство монастырских комплексов окружались крепостными стенами(иногда с башнями), вдоль стен располагались кельи, трапезная, колокольня и другие сооружения.

 

 

Заключение

Архитектура Армении - необычайное явление, которое удивляет своим многообразием.

За свою многовековую историю армянский народ внес весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.

На протяжении всего средневековья процесс становления и формирования армянского зодчества протекал в сложных исторических условиях. Иноземные нашествия приносили Армении огромные бедствия. Большой ущерб наносился экономике. Страна неоднократно опустошалась, приходило в упадок земледелие и ремесленное производство, разрушались не только рядовые, но и уникальные архитектурные сооружения. Временами завоевателям удавалось замедлить и нарушить прогрессивное развитие культуры армянского народа, и всё же никому не удалось остановить это развитие постепенно, но неравномерно продолжавшееся во всех областях Армении.

Многочисленные памятники армянского зодчества представляют собой наглядное доказательство высокого мастерства народных строителей, сумевших выработать новые архитектурные формы.

Армянское средневековое зодчество не было изолировано от общего процесса развития архитектуры в эпоху феодализма. Наоборот, «тесный контакт с архитектурой сопредельных стран и религии в целом, их взаимовлияния вырабатывали внутренние закономерности своего развития, собственные строительные приёмы применения традиционного для Армении материала – естественного камня, соответствующие композиционные решения и средства архитектурно-художественной выразительности»[137].

Особое место в истории Армении занимают монастырские комплексы, которые являлись не только духовными центрами, но и просветительскими, культурными, а порой и местом защиты горожан от наземных захватчиков. Начиная с Х века, постепенно складываются и развиваются архитектурные ансамбли, среди которых весьма трудно выделить наиболее значимые. Каждая из них отличается своеобразием общей пространственной композиции. Часть из них складывается уже в Х – XI веках, некоторые продолжают расти в последующие века. «Монастырские комплексы средневековой Армении можно считать своеобразной архитектурной школой. Создаваясь столетиями, они складывались постепенно, росли как живой организм, в каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел своих предшественников. Расположение новых сооружений вокруг существующих было всегда исполнено такта и не мешало древнейшему памятнику, но как будто помогало его полному восприятию»[138].

Однако при этом архитекторы вносили и существенные изменения в создании культовых сооружений, что касается планировки и архитектурно-художественных изменений, продиктованными запросами того времени. «Наряду с освоением и совершенствованием традиционных планировочных композиций изменений пропорций планов и введения новых элементов, в IX –XI вв. изменяется пропорциональный строй церковного здания в целом»[139].

 

Основные сооружения, входящие в состав монастырского комплекса, объединяются на основе архитектурно - стилистического сходства. Типологическое единство, подразумевая общность формообразования основных монастырских строений, обозначало создание гармонической архитектурной среды. Общая композиция монастырей формируется на основе первоначально возникшего сооружения, таким образом, согласованность архитектуры во многом достигалась симметричным распределением строительных объемов относительно общего центра равновесия. «Однако объёмно-пространственная цельность комплексов достигалась не только за счёт чисто механического соединения разновременных и разнозначимых строений, но прежде всего как результат профессионально-логического мышления»[140].

Гармония монастырской архитектуры зависела не только от пропорциональных отношений отдельных объемов, но и от создания общего объемно-пространственного равновесия, т.е. равномерного распределения строительных объёмов вокруг главного центра.

 

Большое внимание при строительстве монастырских комплексов зодчие уделяли влиянию природных условий определенного региона Армении на составление объемно-планировочных схем (рельеф, климат, панорама), а так же историческим и социально – общественным условиям. Учитывались и функции монастырей: это культовая, учебно-просветительская, хозяйственная и оборонительная. Именно поэтому культовые сооружения группируются вместе, составляя основное ядро комплекса. Остальные сооружения компонуются в соответствии со своим функциональным назначением. Как правило, местоположение и композиционное значение гражданских построек в монастырской застройке находилось в строгой зависимости от культовой группы, которая выступала в качестве архитектурной доминанты, определяла направление и место для возведения гражданских построек.

Так книгохранилища, обеспечивая прежде всего духовно - интеллектуальные запросы местного духовенства, располагались в непосредственной близости к главной церкви (при этом стремились изолировать книгохранилище от места массового движения).

Трапезные, наоборот, выносятся, вплотную, к основной трассе движения посетителей. В монастырях, где существовало ограждение, трапезные становятся его составным элементом.

Таким образом, в монастырских ансамблях можно было разнообразить компоновку объемов, допуская строительство в нескольких направления.

«Если на территории монастыря возникало два неравнозначных по вертикали объема, то последующий занимал промежуточную отметку, общее композиционное решение не дробилось, а планомерно направлялось на соподчинение второстепенного от главного, в данном случае от культового центра, строившегося в свою очередь по тому же принципу»[141]. Вследствие этого вместо хаотического нагромождения определяется основная черта армянских монастырей - многоступенчатый каскад объемно-пространственных форм, поступательно развивающихся направлений явно выраженной вершины.

Монастырские комплексы Армении IX -XIV веков, при всей своей архитектурно-художественной индивидуальности имеют общие композиционные особенности, так как они возникали на единой базе композиционного решения, следовательно, сложный и многообразный процесс становления и завершения ансамбля подчинялся определённым, повсеместно существующим правилам в Армении.

«Характерной чертой монастырей является многоплановость и высокая плотность. это максимально осложняет восприятие отдельных элементов комплекса с единственной зрительной точки. Объемно-пространственная структура рассчитывалась на целенаправленное движение, в процессе которого зритель составлял полное представление об архитектуре монастыря»[142].

 

Гражданские сооружения Армении объединяет не только общность их художественных особенностей, но и общность технических приемов строительства. В армянском зодчестве получили широкое распространение сооружения, характерные только для Армении - это (гавиты) притворы, которые объединяли главный храм с другими строениями, таким образом зодчие стремились к созданию более жесткой планировочной схемы в монастырских комплексах. Строительство притворов, или жаматунов воплотивших в себе своеобразие национальной архитектуры, утвердилось в Армении с X века.

Школьные здания, книгохранилища и трапезные в соответствии с общим характером социального развития в эпоху средневековья в основном находились при монастырях, благодаря чему они стали составной частью монастырских ансамблей, обогатив и дополнив их своей выразительной и оригинальной архитектурой. Эти сооружения наглядно показывают, как зодчие, творчески переработав специфические особенности армянской народной архитектуры, сумели создать произведения, уникальные по своим художественным качествам. Отражая условия своего времени, эти здания вместе с тем демонстрируют устойчивость на протяжении многих столетий строительных традиций и свидетельствуют о высоком подъеме искусства архитектуры в средневековой Армении. Они характерны и своими многообразными связями с общим развитием культуры, вызвавшим к жизни эти своеобразные, значительные по размерам и богатые по архитектуре сооружениям.

 

Центром сооружаемого монастырского комплекса неизменно служил главный храм, объемом доминировавшим над всем комплексом. Весь монастырский комплекс иногда обводился прочной каменной стеной, превращавшей его в неприступную крепость.

 

Новое нашествие кочевых племён в XIV –XV веках привело к окончательному упадку экономики страны и вместе с этим к полному прекращению всякого монументального строительства. И лишь в XVII веке, когда в районах, находящихся под владычеством Персии, намечается определённый подъём экономики, наблюдается некоторое оживление в области строительства, возводится ряд монастырских комплексов. Однако во всех этих сооружениях нет того творческого взлёта, который был так характерен для армянского зодчества X-XIV веков. Плановые, конструктивные и композиционные формы прошлого повторяются, а декоративные орнаменты, вопреки конструктивной структуре зданий, покрывают сплошным ковром все элементы.
XVII век- это время заката армянского средневекового искусства и одновременно – начало нового этапа культуры с новыми задачами и требованиями. В системе искусств теперь ведущим становится не архитектура и связанная с ней декоративная скульптура, а живопись и различные виды прикладного искусства. Именно в эту эпоху творят замечательные художники, работы которых легли в основу дальнейшего развития армянского искусства Нового времени.

Используя богатую разноцветными камнями природу, армянские зодчие с большим искусством и художественным вкусом вписывали свои архитектурные произведения в живописный пейзаж Армении, превращая страну в музей под открытым небом. Созданные в разное время и в разных частях страны, эти великолепные творения архитектуры восхищают современников, ценителей искусства и туристов со всего мира.

 

 

Список использованной литературы

1.Агабабян Р.Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950.

2. Арутюнян В.М. Преемственность в развитии зодчества средневековой Армении. Ереван, 1978.

3. Арутюнян В.М., Сафарян С.А. Памятники армянского зодчества. М., 1951.

4.Арутюнян-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона X-XI веков. Результаты взаимодействия культур. М., 1994.

5.Асатрян М.М. Очерк армянской архитектуры. М., 1985.

6. Асатрян М.М. Кечарис. Ереван, 1981.

7. Асатрян М.М. Архитектурные комплексы Сюника XVII-XVIII вв. автореф. диссерт. на соиск. уч.степени кандидата архитектуры. Ереван, 1996.

8. Афанасьев К. О соразмерности в архитектурных ансамблях Армении. Ереван, 1978

9. Григорян Г.М. Очерки истории Сюника IX—XV вв. Ереван, 1990.

10.Григорян А. Проблемы визуального восприятия средневековых армянских архитектурных ансамблей. Ереван, 1978.

11. Джалалян А. Архитектурный комплекс Арича // Историко-филологический журнал. Ереван, 1986. № 2.(на арм.языке).

12. Ильвицкая С.В. Традиции византийского зодчества. // «Русский Альбом». Вып. 6, К.,2002

13. Каджан А.П. Византийский монастырь XI–XII вв. как социальная группа. М, 1968.

14. Казарян А. Ю.Архитектура Византии. Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004.

15. Казарян А.Ю. Поперечное развитие композиций византийских храмов и монастырских ансамблей: к особенностям столичной школы // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Др. Руси и Западной Европы. Материалы научной конференции. М., 2009.

16. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб, 2004.

17. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х –XIIвв. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.

18. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006.

19. Кондаков Н.И. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб.,1890

20. Крашенинникова Н.Гелатский монастырь. М., 2003.

21. Марр Н.Я. Ани, столица древней Армении. Историко-археологический набросок. СПб, 1898.

22. Маркарян Д.А. Ландшафты как эстетическая основа объектов Православной церкви. Краснодар, 2010.

23. Мнацаканян С.Х. Проблемы зодчества Армении в трудах Н.Я. Марра. И.Ф.Ж., 1985 №1. (на арм).

24. Мнацаканян С.Х. Степанян Н.С. Памятники архитектуры в Советской Армении. Л, 1971.

25. Оганесян К.Л. Санаин - Ахпат. Ереван, 1975 (на арм., русс., англ. языках).

26. Оустерхаут Р. Византийские строители. Киев-М., 2005

27. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., 2004

28. Саинян А.А. Архитектурные памятники Гарни и Гегард. М., 1958

29. Саркисян А.Г. Большой притвор Ахпата. Историко-философский журнал. Ереван,1975.

30. Токарский Н.М. Архитектурв Армении IV –XIV вв. Ереван, 1961

31. Токарский Н.М. Гегард (Армения). М.,1948.

32. Тораманян О.А. Композиция монастырских комплексов Армении. Автореф. диссерт. на соиск. учён. степени кандидата архитектуры. М., 1989.

33. Тор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: