Анализ макро-маркетинговой среды компании




 

Макро-маркетинговая среда фирмы представлена факторами широкого плана и включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы: политические, экономические, социально-культурные, природные, демографические и научно-технические. Эти силы могут открыть компании новые возможности, либо грозить новыми опасностями. Они не поддаются контролю, однако компания должна внимательно следить за такими факторами, приспосабливаться к происходящим изменениям, защищаться от возможных угроз.

Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиальных момента.

Во-первых, все факторы макро-маркетинговой среды взаимосвязаны между собой и активно влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.

Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности.

Характеристика составляющих макросреды салона красоты «Гавайи» включает:

- описание политико-правовых факторов;

- описание экономических факторов;

- описание социально-культурных факторов;

- описание природных факторов;

- описание научно-технических факторов;

- описание демографических факторов.

Подробная информация о макросреде салона красоты представлена в таблице 9.


Таблица 9 - Анализ макро-маркетинговой среды салона красоты «Гавайи»

Факторы Характеристика Выводы и примечания
  Общая Специфика  
1. Политико-правовой
1.1 Состояние законодательства регулирующего деятельность по предоставлению косметологических и парикмахерских услуг Деятельность в сфере услуг на территории РФ регулируется Федеральным Закон РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с требованиями законодательства салон красоты «Гавайи» действует на основании лицензии. Салон красты «Гавайи» работает под собственной маркой и названием «Гавайи». Для этого предприятие получило Свидетельство на торговое название №25431 от 28.10.2003. Торговое название защищает парикмахерские услуги от подделок и гарантирует высокое качество услуг потребителю. Одним из неблагоприятных моментов является то, что, благодаря существующему законодательству, оказывается существенное налоговое давление на салон красоты, а выплаты в этой сфере достаточно велики. Политическая обстановка в России не может не влиять на положение дел организации малого бизнеса, при чём она оказывает как косвенное, так и непосредственное влияние. Косвенное влияние заключается в том, что через ухудшение экономической ситуации в стране ухудшилось состояние потребителя - снизилась его покупательная способность. Прямое выражается в появившейся нестабильности и неопределённости.
2. Экономический
2.1 Уровень инфляции Уровень инфляции напрямую влияет на покупательскую способность граждан, а также на стоимость услуг, оказываемых различными организациями. Уровень инфляции в стране приводит к постоянному повышению расходов организаций, занимающихся предоставлению косметологических и парикмахерских услуг. В настоящее время уровень инфляции в стране высок. В связи с этим происходит постоянное удорожание стоимости предоставляемых косметологических и парикмахерских услуг при сохранении их качества на прежнем уровне.
2.2 Цены на энергоносители Нестабильность мировых цен на энергоносители сказывается на уровне цен на российском рынке. Наибольшей составляющей стоимости. Увеличение затрат на предоставление услуг в связи с ростом энергорасходов влечет за собой увеличение стоимости косметологических и парикмахерских услуг по подстрижке волос.
3. Научно-технический
3.1 Уровень научно-технического развития В данной сфере научно-техническая среда имеет свою специфику. Так как деятельность парикмахерского салона фактически заключается в продаже потребителю парикмахерских и косметологических услуг, коэффициент участия предприятия в производстве самого продукта очень высок. Каждый год совершенствуются технологии и оборудование для салонов красоты. Предприятие в своей работе использует современное оборудование и прочее.
4. Демографический
4.1 Численность населения Если оценивать, насколько существенно влияют на салон красоты «Гавайи» демографические изменения в Архангельске, то можно сказать, что это один из важных факторов, позволяющий оценивать приблизительные объёмы продаж парикмахерских и косметологических услуг. Чем больше население Архангельска, тем больше уровень продаж парикмахерских и косметологических услуг в рассматриваемом салоне красоты «Гавайи». Уровень продаж парикмахерских и косметологических услуг напрямую зависят от спроса конкретных потребителей.

 

Таким образом, мы можем видеть, что основные факторы внешней среды - политико-правовой, демографический, научно-технический и демографический, оказывают существенной влияние на уровень спроса и продаж парикмахерских и косметологических услуг в салоне красоты «Гавайи».

салон красота спрос маркетинговый

Анализ методом SWOT

 

Метод SWOT является методом стратегического развития компании в целом.

Основными задачами проведения анализа в данной работе являются:

- Определение слабых, но важных сторон компании.

- Определение сильных сторон, которыми можно укрепить слабые. Сильные и слабые стороны - это те, которые поддаются изменению.

- Разработка проекта мероприятий, позволяющих укрепить слабые стороны и защитить их от угроз при помощи привлечения возможностей.

Общая характеристика сильных и слабых сторон, угроз и возможностей компании приведена в таблице 10.

 

Таблица 10 - Общая характеристика сильных и слабых сторон, возможностей и угроз салона красоты «Гавайи»

Сильные стороны Слабые стороны
- высокий уровень квалификации персонала - известность и репутация парикмахерского салона - широкий ассортимент парикмахерских услуг - высокое качество предоставляемых парикмахерских и косметологических услуг - высокое качество обслуживания - наличие постоянных клиентов - большой опыт работы в сфере предоставления парикмахерских и косметологических услуг - высокая прибыльность - наличие устойчивых связей с посредниками - широкая рекламная деятельность - расположение салона красоты в центре города Архангельска - неудачные расположение салона красоты по отношению к подъездным путям и остановкам общественного транспорта - отсутствие свободных оборотных финансовых средств у салона красоты в данный момент; - сильное налоговое давление на организацию в силу существующего законодательства России - отсутствие программы стимулирования персонала, социального обеспечения - высокая себестоимость предоставляемых парикмахерских и косметологических услуг
Угрозы Возможности
- обострение конкуренции - потеря постоянных клиентов - ухудшение экономической ситуации - снижение платежеспособности потенциальных клиентов - угроза появления новых конкурентов, интенсивность конкуренции - изменение потребностей и требований покупателей парикмахерских и косметологических услуг на рынке - регулярное повышение квалификации персонала - увеличение разнообразия предлагаемых парикмахерских и косметологических услуг - проведение маркетингового исследования - более глубокое проникновение на рынок - улучшение сервиса и сокращение времени на обслуживание - удержание клиентов - выход на новые сегменты рынка - активизация рекламной деятельности

 

После представления общей характеристики необходимо проанализировать полученные данные и оценить сильные и слабые стороны, учитывая их важность, как для салона красоты «Гавайи», так и для потенциальных клиентов.

 

Таблица 11 - Оценка важности сильных и слабых сторон салоном красоты «Гавайи»

Сильные стороны Оценка Важность
  Очень сильная Сильная Нейтральная Сла бая Очень слабая Высо-кая Сред-няя Низ-кая
для сводной матрицы                
1. МАРКЕТИНГ
1.1 Широкая известность компании Высокая репутация компании +         +    
1.2. Индивидуальный подход к клиенту   +         +  
1.3. Наличие клиентской базы   +       +    
1.4. Активная реклама     +     +    
1.5 Высокое качество обслуживания +         +    
1.6 Программа стимулирования   +         +  
1.7. Выгодное расположение +         +    
2. ФИНАНСЫ
2.1. Высокая прибыльность   +       +    
2.2. Финансовая устойчивость     +     +    
2.3. Удобные для клиентов условия оплаты товаров бытовой химии   +         +  
2.4. Простота финансового учёта     +       +  
2.5. Наличие собственных денежных средств       +   +    
2.6. Высокая рентабельность продаж парикмахерских услуг   +       +    
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
3.1. Просвещенное руководство   +       +    
3.2. Уровень квалификации персонала   +       +    
3.3. Опыт работы в сфере парикмахерского дела +           +  
3.4. Распределение обязанностей +         +    
3.5. Связи с посредниками +         +    
3.6. График работы +         +    
4. ПРОИЗВОДСТВО/РЕАЛИЗАЦИЯ
4.1. Высокая квалификация персонала   +       +    
4.2 Использование современных технологий   +         +  
4.3. Новое оборудование   +         +  
4.4. Разработка новых направлений     +     +    
4.5. Широкий ассортимент парикмахерских услуг +         +    

 

Далее необходимо свести полученные результаты в сводную матрицу (таблица 12), которая четко покажет разделение сильных и слабых сторон по их важности для клиентов и для салона красоты «Гавайи».

 

Таблица 12 - Сводная матрица

  Оценка
  Очень слабая Слабая Нейтральная Сильная Очень сильная
Важность Высокая   2.5 1.4. 2.2 4.4 1.3 4.1 2.1 2.6 3.1 3.2 1.1 3.6 4.5 1.5 1.7 3.4 3.5
  Средняя     2.4 1.2 4.2 1.6 4.3 2.3 3.3
  Низкая       2.9  

 

Проанализировав данные сводной матрицы, можно сделать вывод, что салон красоты «Гавайи» имеет достаточно сильные позиции по маркетингу и по организации деятельности.

Но есть и слабые стороны такие как, например, наличие денежных собственных средств. Данные показатели представляют высокую важность для функционирования фирмы и удержания своих позиций в данной нише.

Относительно маркетинговой деятельности можно отметить наличие как сильных, так и слабых сторон. Сильными, достаточно важными сторонами являются высокая доля на рынке, а также высокое качество обслуживания клиентов и известность и репутация салона красоты «Гавайи» на рынке города Архангельска.

К слабым сторонам можно отнести, например, отсутствие программы стимулирования персонала, а также неудобное расположение салона красоты «Гавайи» к остановкам общественного транспорта и отсутствие парковки для личных автомобилей клиентов

Дополнительный анализ сводной матрицы показывает, что необходимо обратить внимание на активизацию рекламной деятельности. Её важность объясняется тем, что она может оказать влияние на степень информированности клиентов и объем продаж парикмахерских и косметологических услуг салоном «Гавайи».

Исходя из полученных данных, можно спланировать мероприятия по укреплению слабых позиций салона красоты «Гавайи» за счет имеющихся у неё сильных сторон. Возможные варианты представлены в таблице 13.


Таблица 13 - Анализ сильных и слабых сторон салона красоты «Гавайи»

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Мероприятие по укреплению слабых сторон
1. Маркетинг 1.1 Известность компании 1.2 Репутация компании 1.3 Высокое качество предоставляемых парикмахерских услуг 1.4 Высокое качество обслуживания клиентов 1.5 Информационная обеспеченность потенциальных клиентов 1.1 Доля рынка в Архангельске 1.2 Осведомленность о деятельности конкурентов 1.3 Программа стимулирования персонала 1.4 Расположение салона красоты к остановкам общественного транспорта 1.5 Активная реклама 1.6. Информационная обеспеченность потенциальных клиентов 1. Привлечение специалистов в области маркетинга для тщательного изучения рынка парикмахерских услуг в городе Архангельске 2. Разработка программ стимулирования персонала 3. Выход на новые рынки Архангельска 4. Увеличение объема рекламных материалов о различных направлениях парикмахерской деятельности в СМИ, на радио и ТВ.
2. Организация 2.1 Просвещенное руководство 2.2 Уровень квалификации персонала 2.3 Распределение обязанностей 2.4 Связи с посредниками 2.5 Тщательный подбор персонала 2.6 Опыт работы в сфере парикмахерского дела 2.7 Возможность повышения квалификации 2.8 Низкая текучесть кадров 2.1 График работы персонала 2.2 Маленькое помещение, занимаемое салоном красоты «Гавайи» 1. Корректировка часов работы 2. Улучшение сервиса и оптимизация времени обслуживания клиентов 3. Предложение парикмахерских услуг, оптимальным образом отвечающих требованиям и запросам клиентов в качестве и цене 4. Предложение дополнительных услуг 5. Расширение помещения, занимаемого салоном «Гавайи»
3. Финансы 3.1 Удобные для клиентов условия оплаты услуг 3.2 Высокая прибыльность 3.3 Возможность привлечения кредита 3.4 Рентабельность продаж 3.1 Себестоимость парикмахерских услуг 1. Привлечение новых клиентов 2. Участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что салон красоты «Гавайи» имеет достаточно ресурсов и возможностей для укрепления своих слабых позиций. Осуществление предложенных мероприятий будет салона красоты «Гавайи» на рынке парикмахерских и косметологических услуг, позволит привлечь потенциальных клиентов, увеличить объемы продаж.

Далее необходимо провести анализ угроз и возможностей компании. Такой анализ необходим для выявления мер избежания угроз, разработки мероприятий, позволяющих защитить слабые стороны салона красоты «Гавайи» при помощи привлечения возможностей.

 

Таблица 14 - Анализ угроз и возможностей

Угрозы Меры избежания угроз Возможности Меры привлечения возможностей
1. Зависимость от посредников 2. Обострение конкуренции. Угроза появления новых конкурентов, интенсивность конкуренции 3. Потеря постоянных клиентов 4. Ухудшение экономической ситуации. Снижение платежеспособности потенциальных клиентов 5. Изменение потребностей и требований покупателей на рынке Проведение оценки и тщательный отбор организаций, предоставляющих посреднические услуги Активное наблюдение за деятельностью конкурентов, тщательное изучение рынка, повышение качества своей деятельности Поддержание высокого качества обслуживания, удовлетворения потребностей клиентов Отслеживание рыночной ситуации, разработка мер, предотвращающих негативное влияние внешних факторов Тщательный анализ, изучение потребностей, запросов потенциальных клиентов; отслеживание появления новых направлений 1. Регулярное повышение квалификации персонала 2. Увеличение разнообразия предоставляемых парикмахерских услуг Создание ассортимента парикмахерских услуг, оптимальным образом отвечающих требованиям и запросам клиентов в цене и качестве Предложение дополнительных услуг 3. Проведение маркетингового исследования рынка парикмахерских салонов, предоставляющих парикмахерские услуги на территории Архангельской области 4. Удержание клиентов 5. Выход на новые сегменты рынка Посещение специализированных семинаров, конференций, курсов, мастер-классов Тщательное изучение потребностей и спроса на конкретные виды парикмахерских услуг. Развитие новых направлений Привлечение независимых высококвалифицированных экспертов для проведения исследований Создание программ стимулирования, разработка специальных предложений Разработка новых направлений, ориентированных на различные сегменты рынка

 

Результатом проведенного анализа сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей компании является составление маркетинговой программы на текущий год. Предлагаемые мероприятия, а также эффект от их реализации представлены в таблице 15.

 

Таблица 15 - Маркетинг-программа на 2009 год

Мероприятия Сроки Исполнитель Затраты, руб. Эффект
1. Привлечение специалистов в области маркетинга для проведения исследования рынка май Генеральный директор 10 000 Выявление особенностей конъюнктуры рынка, предпочтений и потребностей потенциальных клиентов, потенциала компании и конкурентов.
2. Увеличение объема рекламных материалов в различных СМИ, радио и ТВ май - август Генеральный директор 100 000 Привлечение потенциальных клиентов, увеличение доли рынка, рост объема продаж.
3. Заказ - презентационного ролика - создание интернет - сайта парикмахерского салона май Генеральный директор 4 000 Повышение известности компании на территории Архангельска. Привлечение целевой аудитории, увеличение объема продаж услуг.
4. Повышение квалификации персонала октябрь Генеральный директор 15 000 Повышение качества обслуживания, применение новых подходов в обслуживании.
Общая сумма затрат     129 000  

 

Оценить эффект от проведения предложенных мероприятий можно исходя из соотнесения суммарных затрат на их осуществление и средних цен на парикмахерские услуги в салоне красоты «Гавайи».

Суммарные затраты на мероприятия составят 129 000 рублей, средняя цена парикмахерские услуги в области модельной стрижки волос для женщин - 500 рублей, следовательно полученный эффект равен 258. Сравнивая получаемый эффект с емкостью рынка компании в натуральном выражении, приходим к выводу, что затраты составляют 9,9% от данного показателя.

Таким образом, салон красоты «Гавайи» обладает необходимой суммой денежных средств для реализации мероприятий, нет необходимости сокращать размер затрат.

Результатом проведенного анализа является определение угроз и возможностей, а также сильных и слабых сторон салона красоты «Гавайи».

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что положение салона красоты «Гавайи» может быть улучшено после проведения мероприятий, представленных в таблице 15.

 

 


Заключение

 

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

Планирование маркетинга позволяет предприятию ответить на вопросы: какую ценовую политику проводить, как не потерять старых и привлечь новых клиентов, как рекламировать продукцию и добиться эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

В конечном итоге планирование позволяет добиться целей, поставленных предприятием. Без плана маркетинга успешная работа предприятия будет затруднена.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, будь они покупатели, продавцы или рядовые граждане. Маркетинг стремится к достижению максимально возможного потребления товаров и услуг, через удовлетворение покупателей, предоставляя им максимально широкий выбор и повышение качества жизни.

Экономический же смысл маркетинга состоит в ускорении отдачи производственных фондов предприятия или организации, повышению конкурентоспособности на рынке, мобильности производства.

Совершенно ясно, что многим фирмам нужно совершенствовать официально принятые у них системы планирования и контроля. Постоянное принятие разного рода решений не заменяет собой планирования. Для фирмы планирование является деятельностью высшего порядка, которая нередко приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей.

В рамках глобальной стратегии развития компании направленной на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию рекламы и промоушена в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.

С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четко представление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороны компании, обладать информацией о рынке - знать возможности которые он предлагаем, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке (так например SWOT - анализ).

Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков, средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.

Таким образом, эффективное использование средств маркетинговых коммуникаций позволяет решать стратегические и тактические задачи фирмы, связанные с глобальной миссией компании на рынке.

 

 


Список источников

 

1 Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст] / И.Л. Акулич, И.З. Герчиков. - М.: Интерпрессервис; Мисанта, 2003. - 532 с.

2 Голубков, Е.П. Основы маркетинга [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: ФИНПРЕСС, 2008. - 468 с.

Данько, Т.П. Управление маркетингом [Текст] / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 377 с.

Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2001. - 712 с.

Кретов, И.И. Организация маркетинга на предприятии [Текст] / И.И. Кретов. - М.: Юристъ, 2001. - 410 с.

Крицкая, В.В. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» всех форм обучения [Текст]. - Архангельск: Издательство АГТУ, 2008. - 81 с.

Маркетинг [Текст] / Под ред. А.Н. Романова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 624 с.

Маркетинг [Текст] / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ЭКСМОС, 2007. - 549 с.

Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы [Текст] / Е.П. Пешкова. - М.: «Ось-89», 2008. - 467 с.

Федько, В.П. Основы маркетинга [Текст] / В.П. Федько - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 483 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: