Текст как объект изучения лингвистики




Введение

Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью понятия межтекстовые связи и приёмов реализации межтекстовых связей в художественной литературе, и в частности, литературной сказке. Хотя жанр литературной сказки достаточно изучен, такой его подвид как христианская сказка до сих пор не освещался в исследовательских работах.

Все вышесказанное обусловило выбор в качестве объекта исследования межтекстовые связи, а в качестве предмета - типы и приёмы реализации межтекстовых связей в христианской сказке.

Цель данной работы - показать как и какие межтекстовые связи могут реализовываться в христианской сказке.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

- рассмотреть что такое текст и как возникают межтекстовые связи;

- дать определение межтекстовым связям;

- проанализировать основные приёмы создания межтекстовых связей;

- установить специфику христианской сказки как литературного жанра;

- изучить виды межтекстовых связей, возникающие в христианской сказке и приёмы их реализации.

Исследование проводится на материале сказки современного христианского автора И.А. Литвака «Спящее царство и золотой рожок», откуда методом сплошной выборки извлекались примеры для анализа.

В работе используются как общенаучные методы, такие как теоретико-методологический, логический анализ, метод систематизации, так и частно-лингвистические методы, такие как интерпретация и контекстуальный анализ.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает в себя 2 главы, ведение, заключение и список использованной литературы. В главе 1 раскрываются понятие текста, межтекстовых связей, приёмов реализации межтекстовых связей, даётся определение сказки и христианской сказке в частности. В главе 2 представляется биография автора и краткое содержание рассказа, необходимые для интерпретации произведения, затем межтекстовые связи разбиваются на тематические типы и в каждом типе анализируются приёмы их создания и основные функции.


 

Глава 1. Категория интертекстуальности в системе текстовых категорий

Текст как объект изучения лингвистики

 

Тексты издавна привлекали внимание как особый объект изучения. Изначально это касалось сакральных текстов, играющих центральную роль во всех крупнейших религиях. Позднее объектом изучения стали тексты других типов, в частности юридические и литературные. С конца 19 в. началось активное исследование текстов с этнологической и структурной точки зрения.

Современная лингвистика изучает текст с разных позиций, можно выделить 6 различных подходов [5, 8-9; 11, 7].

Во-первых, текст анализируется как грамматическое явление, рассматривая его как совокупность единиц, больших, чем предложение. Текст, в таком случае, понимается как «некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способные передавать определенным образом организованную и направленную информацию» [18, 11].

Во-вторых, текст может изучаться с культурологической точки зрения как комплексное явление культуры, в таком случае он может рассматриваться как «многослойное и семиотически неоднородное явление, способное вступать в сложные отношения с окружающим культурным контекстом» [9, 130-131].

В-третьих, существует коммуникативный подход к тексту как единице общения, с учетом ситуативных характеристик общения. Текст рассматривается как «язык в действии», то есть как результат использования языковой системы в речи [5, 8].

В-четвёртых, может проводится структурный анализ текста как целостного явления и устанавливаться типы связи между смысловыми и формальными частями текста.

В-пятых, может осуществляться типологический анализ текста, направленный на установление текстотипов как универсальных моделей текста [11, 7].

Наконец, активно развивается категориальный подход к тексту, имеющий целью установление текстовых категорий различного порядка, в том числе и категорий, являющихся необходимым и достаточным условием возникновения и существования текста [5, 8-9; 11, 7].

Несмотря на кажущиеся различия, все вышеперечисленные подходы взаимопересекаются и позволяют рассмотреть текст с различных точек зрения.

В нашей работе мы планируем комбинировать несколько подходов и и сходя из подобной многоплановости, в качестве рабочего принимаем следующее определение: текст - есть феномен культуры, представляющий собой выраженное в письменной или устной форме упорядоченное и завершенное словесное целое, заключающее в себе определенное содержание, соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: