Показатель отражает оборачиваемость запасов предприятия за анализируемый период:
Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат = Себестоимость / Среднегодовая стоимость запасов
ПО=365/КОз
- Анализ динамики прибыли.?
- Факторный анализ прибыли.?
- Анализ распределения и использование прибыли.?
23. Группы показателей рентабельности и факторы, влияющие на них.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются:
все активы предприятия;
инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства);
акционерный (собственный) капитал.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения.
|
При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:
Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.
Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
На величину рентабельности, рассчитанную на балансовой прибыли, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств.
Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышения качества выпускаемой продукции. Прирост прибыли в результате увеличения объема производства продукции можно рассчитывать по следующей формуле:
|
П=(QПЛ - Qб) / 100%
где Q пл и Qб – соответственно плановый и базовый объем производства в оптовых ценах предприятия;
Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли:
Па =((QПЛ а пл - Qб аб) (Rб – Rср)) / 100%
где апл, аб - плановый и базовый удельный вес изделий, рентабельность которых превышает средний уровень предприятию;
Rб, Rср – повышенная и средняя рентабельность изделий в процентах.
Если в результате структурных сдвигов увеличился удельный вес нескольких высокорентабельных изделий, то общий прирост прибыли определяется как сумма прироста прибыли по каждому изделию:
Па = Па1 + Па2 + … + Паi
Рентабельность является показателем, характеризующим использование основного капитала, поэтому на ее уровень большое влияние оказывают стоимость основного капитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.
При расчете рентабельности по чистой прибыли дополнительные факторы, влияющие на рост уровня рентабельности, обусловлены снижением абсолютной величины налога.
- Факторный анализ показателей рентабельности.
Факторный анализ показателей рентабельности проводится с целью установления процентного соотношения влияний различных факторов на рентабельность предприятия. Рентабельность, или прибыльность зависит от таких показателей, как:
|
• изменение структуры произведенного товара,
• себестоимость продукции и
• усредненных данных по ценам ее реализации.
Определение влияния факторов на рентабельность чаще всего производят методом цепной подстановки. Уровень прибыльности каждого из видов продукции напрямую зависит от изменений себестоимости С и средних цен реализации товара Ц.
R=(Ц-С)/С=Ц/С – 1
По приведенной формуле поочередно вычисляются уровни рентабельности все товаров. При расчетах необходимо учесть причины изменения среднереализационных цен и себестоимости товаров и методом пропорции определить их влияние на общий уровень рентабельности.
Подобные расчеты производятся для каждого вида продукции по отдельности, что дает возможность максимально точно оценить деятельность предприятия и размеры резервов динамики рентабельности на анализируемой организации.
Факторная модель показателя рентабельности продаж представляется в виде
R=П/В,
Где R – рентабельность продаж, П – прибыль от реализации.
Приведенные ранее факторы относятся к параметрам первого уровня. Для более детального и полного анализа показателей первого уровня недостаточно, необходимо рассмотрение факторов второго уровня. К ним относятся:
- балансовая прибыль
- стоимость основных фондов
- выручка от продажи продукции
- средние остатки финансовых средств
- затраты на единицу продукции
- капиталоемкость продукции
- и прочее.
Факторный анализ показателей рентабельности с учетом показателей более высокого уровня позволяет сделать выводы о влиянии на рентабельность всевозможных показателей, например, материалоемкости. На основании результатов факторного анализа возможно судить о действенности тех или иных принятых мер или вызванных обстоятельствами изменений, что, в свою очередь, дает возможность оптимизации хозяйственного процесса на предприятии.