Возрастная психология зима
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Методы изучения развития личности в подростковом возрасте
Цель: Определение уровня контроля подростка, изучение мотивации учебной деятельности подростка, определение направленности личности школьника, изучение уровня коммуникативного контроля в общении.
Основные понятия: чувство взрослости, направленность личности, противоречия подросткового возраста, рефлексия, самосознание, самооценка, идеал, интимно-личностное общение, полоролевая дифференциация, логическое мышление, познавательный интерес, кризис подросткового возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические особенности подростка.
2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
3. Формирование направленности личности в подростковом возрасте. Самооценка и образ «Я».
Методические рекомендации для подготовки к занятию
Форма проведения занятия: опрос
Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- проверочная работа (на знание основных понятий);
- обсуждение теоретических вопросов;
- работа в малых группах;
- просмотр презентаций;
-решение психологических задач;
- индивидуальная и групповая работа.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
В основу представленных психологических методов изучения личности подростка положена концепция комплексного подхода к изучению человека, что означает познание связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуаций его развития, определяющих целостность и саморегуляцию объекта.
Представленные методики являются реализацией некоторых принципов комплексного психодиагностического изучения личности. Данные психологического обследования личности на первоначальном этапе (при переходе от младшего школьного возраста к подростковому) выступают в качестве ориентировочной информации, знакомят нас с подростком, что дает нам возможность в дальнейшем строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
|
Применение комплексных психодиагностических методов позволит изучать изменения в структуре личности подростка, с целью их направленного формирования, самоанализа и самопознания.
Задание № 1. Определение уровня локуса контроля подростка
Подросток вынужден решать для себя вопрос, что определяет поведение человека: его убеждения, воля, внутренние факторы или обстоятельства, стечение внешних факторов. В зависимости от того, как подростков оценивает соотношение своей воли, внутренних убеждений и внешних обстоятельств применительно к разрешению различных ситуаций, можно судить о локусе контроля и уровне его развития у подростков – одного из важных компонентов в структуре развивающегося самосознания личности. Показательно, что внешний локус контроля (экстернальность) часто корреализует с низким уровнем самоконтроля, а внутренний локус (интернальность) – его высоким уровнем.
Инструкция: Вам предъявляется ряд высказываний. Если вы с ними согласны, ставьте знак «+», не согласны – знак «–«.
Если у вас нет определенного мнения, ставьте «0».
1. Успех в работе больше всего зависит от стечения обстоятельств, чем от усилия и способностей человека.
|
2. Хочешь расположить к себе людей – сам прояви к ним интерес.
3. То, что со стороны кажется удачей, есть результат многих усилий.
4. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.
5. Мои отметки больше зависят от обстоятельств, настроения учителя.
6. От меня не зависит, будут меня уважать или нет.
7. Я знаю свои недостатки и сумею с ними справиться.
8. Выполнение моих желаний чаще зависит от везения, обстоятельств.
9. То хорошее, что я делаю, оценивается всегда по достоинству.
10. За поступки детей прежде всего отвечают родители.
11. Я верю, что смогу осуществить свои планы.
12. Думаю, что случай или судьба не играют роли в моей жизни.
13. Я не строю долгих планов, все будет, как будет.
14. Мои успехи зависят прежде всего от меня.
15. Правильнее, чтобы ученик сам определил, что стоит учить, а что – нет.
16. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает достичь успеха.
17. Если я захочу, то смогу достичь того, что запланировал.
18. В своих неприятностях виноват я сам.
19. В моих неприятностях виноваты другие.
20. Кто не смог ничего добиться, виноват в этом сам.
21. Столкнувшись с трудностями, важно их преодолеть самостоятельно.
22. Хорошие поступки все равно никто не замечает.
23. Успех приходит случайно к тому, кому везет.
24. Когда обстоятельства против меня, мне стыдно отступать.
25. Если видишь несправедливость, ничего изменить нельзя.
26. Человек, который надеется на других и ничего не делает сам, мне неприятен.
Ключ: нет (–): 1, 4, 5, 6, 8, 10, 13, 16, 19, 22, 23, 25.
да (+): 2, 3, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 26.
Обработка данных: Просуммируйте все ответы, совпадающие с ключом. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровне самоконтроля (интернальность), если сумма меньше 12, можно говорить о низком уровне самоконтроля (экстернальности).