Задание № 1. Определение уровня локуса контроля подростка




Возрастная психология зима

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

 

Тема: Методы изучения развития личности в подростковом возрасте

Цель: Определение уровня контроля подростка, изучение мотивации учебной деятельности подростка, определение направленности личности школьника, изучение уровня коммуникативного контроля в общении.

Основные понятия: чувство взрослости, направленность личности, противоречия подросткового возраста, рефлексия, самосознание, самооценка, идеал, интимно-личностное общение, полоролевая дифференциация, логическое мышление, познавательный интерес, кризис подросткового возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности подростка.

2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте.

3. Формирование направленности личности в подростковом возрасте. Самооценка и образ «Я».

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Форма проведения занятия: опрос

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- проверочная работа (на знание основных понятий);

- обсуждение теоретических вопросов;

- работа в малых группах;

- просмотр презентаций;

-решение психологических задач;

- индивидуальная и групповая работа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

В основу представленных психологических методов изучения личности подростка положена концепция комплексного подхода к изучению человека, что означает познание связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуаций его развития, определяющих целостность и саморегуляцию объекта.

Представленные методики являются реализацией некоторых принципов комплексного психодиагностического изучения личности. Данные психологического обследования личности на первоначальном этапе (при переходе от младшего школьного возраста к подростковому) выступают в качестве ориентировочной информации, знакомят нас с подростком, что дает нам возможность в дальнейшем строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Применение комплексных психодиагностических методов позволит изучать изменения в структуре личности подростка, с целью их направленного формирования, самоанализа и самопознания.

Задание № 1. Определение уровня локуса контроля подростка

Подросток вынужден решать для себя вопрос, что определяет поведение человека: его убеждения, воля, внутренние факторы или обстоятельства, стечение внешних факторов. В зависимости от того, как подростков оценивает соотношение своей воли, внутренних убеждений и внешних обстоятельств применительно к разрешению различных ситуаций, можно судить о локусе контроля и уровне его развития у подростков – одного из важных компонентов в структуре развивающегося самосознания личности. Показательно, что внешний локус контроля (экстернальность) часто корреализует с низким уровнем самоконтроля, а внутренний локус (интернальность) – его высоким уровнем.

Инструкция: Вам предъявляется ряд высказываний. Если вы с ними согласны, ставьте знак «+», не согласны – знак «–«.

Если у вас нет определенного мнения, ставьте «0».

1. Успех в работе больше всего зависит от стечения обстоятельств, чем от усилия и способностей человека.

2. Хочешь расположить к себе людей – сам прояви к ним интерес.

3. То, что со стороны кажется удачей, есть результат многих усилий.

4. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.

5. Мои отметки больше зависят от обстоятельств, настроения учителя.

6. От меня не зависит, будут меня уважать или нет.

7. Я знаю свои недостатки и сумею с ними справиться.

8. Выполнение моих желаний чаще зависит от везения, обстоятельств.

9. То хорошее, что я делаю, оценивается всегда по достоинству.

10. За поступки детей прежде всего отвечают родители.

11. Я верю, что смогу осуществить свои планы.

12. Думаю, что случай или судьба не играют роли в моей жизни.

13. Я не строю долгих планов, все будет, как будет.

14. Мои успехи зависят прежде всего от меня.

15. Правильнее, чтобы ученик сам определил, что стоит учить, а что – нет.

16. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает достичь успеха.

17. Если я захочу, то смогу достичь того, что запланировал.

18. В своих неприятностях виноват я сам.

19. В моих неприятностях виноваты другие.

20. Кто не смог ничего добиться, виноват в этом сам.

21. Столкнувшись с трудностями, важно их преодолеть самостоятельно.

22. Хорошие поступки все равно никто не замечает.

23. Успех приходит случайно к тому, кому везет.

24. Когда обстоятельства против меня, мне стыдно отступать.

25. Если видишь несправедливость, ничего изменить нельзя.

26. Человек, который надеется на других и ничего не делает сам, мне неприятен.

 

Ключ: нет (–): 1, 4, 5, 6, 8, 10, 13, 16, 19, 22, 23, 25.

да (+): 2, 3, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 26.

 

Обработка данных: Просуммируйте все ответы, совпадающие с ключом. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровне самоконтроля (интернальность), если сумма меньше 12, можно говорить о низком уровне самоконтроля (экстернальности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: