химчистка прачечная конкуренция монополизация
Специфические особенности рынка химчисток и прачечных
Услуги в сфере химчистки и прачечных - один из немногих видов бизнеса, где вновь пришедшие игроки могут достаточно быстро занять свое место на рынке даже с небольшим, по современным меркам, бюджетом. Но желающих открыть новое дело немного: ведь отдачу от инвестиций раньше чем через три года ждать не приходится. Основной специфической особенностью ментальности населения является приобретение вещей невысокого качества и частая их смена. Одним из высказываний, полученных в ходе проведения исследования, стало: - «Лучше купить новую вещь, чем старую отдавать в химчистку. Лоска уже не будет». У населения не сформирована культура обращения с вещами, т.к. в целом сохраняется невысокое качество одежды, что само по себе требует частой замены.
Характерной особенностью рынка услуг химчисток и прачечных является постоянное сокращение занятых сотрудников вследствие повышения уровня технологической автоматизации предприятия.
Предприятие, оказывающее услуги химчистки и прачечной - одно из немногих в сфере бытовых услуг, для которого важно место расположения. Химчистка обязательно должна находиться вблизи крупных жилых массивов и районов.
Альтернативой этому, может быть филиал (не оборудованный) - пункт приема одежды, опять же расположенный в местах скопления населения (универмаги, продуктовые рынки и.т.д.).
Проблема химического сервиса - чистка немаркированных изделий (импортной одежды), которые ввозятся в страну в огромном количестве, в основном из Турции и Китая. При химчистке проявляются дефекты, из-за того, что изделия не являются оригиналом и могут быть сшиты из некачественного сырья. Подобные инциденты сформировали у населения стойкое отвержение услуг химической чистки.
Сегодня практически все химчистки в производстве используют химматериалы, которые хотя и не являются ядовитыми, но требуют аккуратного обращения.
Перхлорэтилен является основным реагентом для чистки, выведения пятен, антистатиком, и считается недорогим по стоимости, на которой базируется цена за услуги. Существует ряд передовых технологии и чистящих препаратов для химчисток (аквапрепарат, гидрокарбон), но их использование не оправдывает рентабельности услуг химчисток.
Одним из самых деликатных вопросов при создании химчистки и прачечной является соблюдение требований СЭС. Эти требования запрещают, в частности, расположение производства химической чистки и прачечной в месте продажи продуктов питания, т.е. в магазине. Запрещается расположение производства химической чистки и прачечной и на этажах выше первого, поскольку перхлорэтилен тяжелее воздуха и при наличии в помещении стекает вниз. Также существует ряд других жестких требований.
При открытии предприятия услуг химчистки и прачечной в Санкт-Петербурге и Ленинградской области остро встанет проблема персонала, а также процесс привлечения клиентов. Для привлечения клиентов придется использовать дополнительные виды рекламы, в которой необходимо сообщать о гарантиях сохранности вещей, о высоком качестве чистки, несравнимой с домашним уходом за одеждой.
Специфичность рынка клининговых услуг предопределяет его особую чувствительность к влиянию различных «групп влияния» или референтных групп на потребителя. Верный путь к успеху - найти клиентов, узнать, что они хотят и дать им то, что они предпочитают.
Анализ конкуренции, степень монополизации рынка
Индекс Херфинделя-Хиршмана (IHH) - показатель конкуренции отраслевого рынка или, иначе говоря, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Для расчета индекса индивидуальных долей рынка каждой фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфинделя-Хиршмана IHH получается сложением всех квадратов,
где: S1- удельный вес самой крупной фирмы.- удельный вес следующей по величине фирмы.- удельный вес наименьшей фирмы.
Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%.
Таблица 6. Доля участников рынка в Санкт-Петербурге
Наименование компании | Доля на рынке, % |
Мир чистоты | |
Скорая клининговая помощь | |
Немецкая марка | |
Абсолютное качество |
Для Санкт-Петербурга индекс Херфинделя-Хиршмана выглядит следующим образом: IHH = 625 + 100 + 361 + 2116 = 3202
Это говорит о высокой степени монополизации рынка. В структуре конкуренции рынка наблюдается олигополистическая конкуренция, т.е. при небольшом количестве производителей услуги существует множество потребителей услуги.
В Ленинградской области наблюдается чистая монополия, на рынке присутствует один продавец и множество покупателей. Индекс Херфинделя-Хиршмана равен 10 000.
Несмотря на то, что рынок рассматриваемых областей поделен между несколькими игроками, насыщенности и наполненности рынка не ощущается. В настоящее время складывается ситуация, при которой использование услуги химчистки становится значимым событием, а не рядовым повседневным делом.
Анализ цен
Химчистки самостоятельно определяют цены на свои услуги, руководствуясь собственными расчетами производимых затрат с учетом всех своих производственных (постоянных / переменных) расчетов экономической деятельности и исходя из платежеспособности населения региона.
Так, в ходе проведения исследования было выявлено, что потребители услуг химчисток и прачечных в среднем за один поход в химчистку расходуют 1000 руб., максимально зафиксированная сумма за услуги химической чистки за одно посещение была определена в размере 3570 руб., минимальная - 231 руб.
Респонденты Санкт-Петербурга оценили среднемесячный расход на услуги химической чистки, и таким образом, минимальная сумма в месяц составила 60 руб., максимальная - 1050 руб., средневзвешенный показатель составляет 460 руб.
Респонденты Ленинградской области несколько иначе оценили свои затраты за услуги химической чистки и прачечной. Минимальной суммой за один поход в химчистку определено 315 руб., максимальной - 3150 руб., средневзвешенный показатель составил 844 руб. Т.е. при использовании услуг химчистки и прачечной в среднем клиент платит за услуги около 840 руб. Также в ходе проведения исследования было выявлено, что за одно посещение химчистки клиенты приносят несколько изделий, плата за чистку и стирку которых и составляет вышеуказанную сумму.
При оценке среднемесячных расходов на услуги химической чистки и прачечной респонденты назвали минимальное значение в сумме 20 руб., максимальное - 1260 руб., средневзвешенный показатель составил 160 руб.
Таблица 7. Ассортимент используемых услуг потребителями и единоразовая цена за услугу, руб. (по данным опроса)
Регион | ||||||
Санкт-Петербург | Ленинградская область | |||||
MIN | MEAN | MAX | MIN | MEAN | MAX | |
Стрика белья и сорочек | 304,5 | |||||
Чистка подушек, перин | 220,5 | н/д | н/д | н/д | ||
Деликатная химчистка | 373,8 | н/д | н/д | н/д | ||
Химчистка меха и замши | 1129,38 | 874,02 | ||||
Чистка и стирка спецодежды | н/д | н/д | н/д | |||
Чистка ковров, шт. | 652,68 | 495,81 | ||||
Чистка мягкой игрушки | 258,93 | н/д | н/д | н/д | ||
Перекраска, тонирование | 699,93 | |||||
Косметический ремонт | н/д | н/д | н/д | |||
Нанесение водоотталкивающей композиции | н/д | н/д | н/д | |||
Чистка салонов автомобилей |
Описание основных сегментов потребителей, потребительские предпочтения основных сегментов потребителей.
Таблица 8. Структура востребованности услуг химической чистки по видам услуг, %
Наименование | Санкт-Петербург | Ленинградская область |
Чистка автомобилей, самолетов | 1,3 | 1,1 |
Нанесение водоотталкивающей композиции | 1,1 | |
Косметический ремонт | 2,2 | |
Перекраска, тонирование | 1,3 | 3,3 |
Чистка мягкой игрушки | ||
Чистка ковров | 25,6 | |
Чистка и стирка спецодежды | 1,3 | |
Химчистка натурального меха | 45,3 | 43,3 |
Деликатная химчистка | 6,7 | 18,9 |
Чистка подушек | 5,3 | |
Стирка белья | 2,7 | 4,4 |
В ходе проведения исследования выявлено, что наиболее востребованными услугами химчисток являются: химчистка изделий из натурального меха, дубленок, изделий из натурального замша, нубука (в Санкт-Петербурге такие ответы респондентов составили 45,3%, в Ленинградской области - 43,3%).
Второй по популярности услугой стала чистка ковров и напольных покрытий: (Санкт-Петербург - 32%, Ленинградская область - 25,6%). Эти два вида услуг являются наиболее востребованными у населения рассматриваемых областей.
В целом выявлено, что клиентом химчистки и прачечной может быть каждый пятый городской житель.
По оценке участников рынка чаще всего чистят костюмы, куртки и пальто (в том числе из кожи и замши), шубы. Часто сдают постельное белье и сорочки. Спрос зависит и от сезона (весна/осень), и от региона (климат).
По проведенным наблюдениям, максимальное количество посетителей в химчистках наблюдается осенью, когда люди готовят к сезону зимние вещи. Соответственно, спад активности приходится на лето. В свою очередь среди респондентов наибольшее количество ответов пришлось на ответ «нет сезонности» (22,4% Санкт-Петербург, 20,7% Ленинградская область).
По мнению консультанта, это обусловлено редким посещением химчисток и прачечных, по факту максимального загрязнения вещей.
Важное значение для обеспечения высокого качества услуг имеет четко налаженная система технического контроля. Основными задачами технического контроля является строгое соблюдение хода технологического процесса с целью исключения возможности недоброкачественной обработки и порчи изделий, анализ причин, вызывающих отклонение от требований технической документации, участие в разработке мероприятий по устранению этих отклонений.
Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей и факторы, влияющие на спрос.
Обычно при выборе химчистки и прачечной клиенты ориентируются на территориальную близость и удобство расположения приемного пункта, поэтому основное внимание следует уделить размещению наружной рекламы. Итак, факторами, влияющими на покупательское поведение, а также на спрос услуг химчисток и прачечных, являются:
удобное расположение;
умеренные цены;
современное оборудование;
скорость и качество оказания услуги;
возможность комфортного проведения времени при ожидании услуги
Рассмотрена структура посещения химчисток и прачечных. Было выявлено, что среди клиентов Санкт-Петербурга 43,3% респондентов ответили, что посещают химчистку 1 раз в год, в Ленинградской области самый большой по численности показатель посещаемости наблюдался в категории «1 раз в полгода», но ответ 1 раз в год занимает 25% от общего количества опрошенных респондентов.
Категории и виды каналов продвижения продукции
Химчистки и прачечные в составе огромного потребительского рынка занимают одно из последних мест по обороту. Это отражается на довольно скромных возможностях бюджета химчисток и прачечных на рекламу. Поэтому эффективнее налаживать работу в сервисе и качестве предоставляемых услуг, то есть повышать лояльность клиентов.
Таблица 9. Источники получения информации об услугах химчисток и прачечных, %
Узнаю от: | Санкт-Петербург | Ленинградская область |
коллег по работе | 7,6 | 21,4 |
от друзей, знакомых | 21,2 | 22,8 |
рекламы в магазинах, супермаркете | 3,4 | 2,8 |
рекламы из справочников | 0,8 | 0,9 |
рекламы в Интернете | 0,5 | |
транспортной рекламы | 5,1 | |
раздаточных рекламных материалов | 1,7 | 2,8 |
наружной рекламы | 21,2 | 15,3 |
рекламы в журналах | 5,1 | 1,9 |
рекламы в газетах | 12,7 | 17,7 |
рекламы на радио | 8,5 | 2,8 |
рекламы на ТВ | 12,7 | 11,2 |
Наиболее распространенным источником были названы друзья, знакомые (21,2% - Санкт-Петербург и 22,8% Ленинградская область) - этот факт говорит о том, что один довольный клиент может сообщить информацию порядка 10-15 потенциальным клиентам.
Наружная реклама в классическом виде (билборд 3х6м) используется мало, не так часто на улицах появляются какие-то щиты или перетяжки с рекламой химчисток-прачечных.
Химчистки и прачечные предпочтительней используют локальную просветительскую рекламу, в местной прессе (газетах и журналах), имеющих широкую аудиторию.
Химчистки и прачечные не позволяют широко использовать рекламные услуги, к тому же в период кризисной экономики наблюдается снижение традиционных форм рекламы.