Глава 4. Анализ собранных данных




химчистка прачечная конкуренция монополизация

Специфические особенности рынка химчисток и прачечных

Услуги в сфере химчистки и прачечных - один из немногих видов бизнеса, где вновь пришедшие игроки могут достаточно быстро занять свое место на рынке даже с небольшим, по современным меркам, бюджетом. Но желающих открыть новое дело немного: ведь отдачу от инвестиций раньше чем через три года ждать не приходится. Основной специфической особенностью ментальности населения является приобретение вещей невысокого качества и частая их смена. Одним из высказываний, полученных в ходе проведения исследования, стало: - «Лучше купить новую вещь, чем старую отдавать в химчистку. Лоска уже не будет». У населения не сформирована культура обращения с вещами, т.к. в целом сохраняется невысокое качество одежды, что само по себе требует частой замены.

Характерной особенностью рынка услуг химчисток и прачечных является постоянное сокращение занятых сотрудников вследствие повышения уровня технологической автоматизации предприятия.

Предприятие, оказывающее услуги химчистки и прачечной - одно из немногих в сфере бытовых услуг, для которого важно место расположения. Химчистка обязательно должна находиться вблизи крупных жилых массивов и районов.

Альтернативой этому, может быть филиал (не оборудованный) - пункт приема одежды, опять же расположенный в местах скопления населения (универмаги, продуктовые рынки и.т.д.).

Проблема химического сервиса - чистка немаркированных изделий (импортной одежды), которые ввозятся в страну в огромном количестве, в основном из Турции и Китая. При химчистке проявляются дефекты, из-за того, что изделия не являются оригиналом и могут быть сшиты из некачественного сырья. Подобные инциденты сформировали у населения стойкое отвержение услуг химической чистки.

Сегодня практически все химчистки в производстве используют химматериалы, которые хотя и не являются ядовитыми, но требуют аккуратного обращения.

Перхлорэтилен является основным реагентом для чистки, выведения пятен, антистатиком, и считается недорогим по стоимости, на которой базируется цена за услуги. Существует ряд передовых технологии и чистящих препаратов для химчисток (аквапрепарат, гидрокарбон), но их использование не оправдывает рентабельности услуг химчисток.

Одним из самых деликатных вопросов при создании химчистки и прачечной является соблюдение требований СЭС. Эти требования запрещают, в частности, расположение производства химической чистки и прачечной в месте продажи продуктов питания, т.е. в магазине. Запрещается расположение производства химической чистки и прачечной и на этажах выше первого, поскольку перхлорэтилен тяжелее воздуха и при наличии в помещении стекает вниз. Также существует ряд других жестких требований.

При открытии предприятия услуг химчистки и прачечной в Санкт-Петербурге и Ленинградской области остро встанет проблема персонала, а также процесс привлечения клиентов. Для привлечения клиентов придется использовать дополнительные виды рекламы, в которой необходимо сообщать о гарантиях сохранности вещей, о высоком качестве чистки, несравнимой с домашним уходом за одеждой.

Специфичность рынка клининговых услуг предопределяет его особую чувствительность к влиянию различных «групп влияния» или референтных групп на потребителя. Верный путь к успеху - найти клиентов, узнать, что они хотят и дать им то, что они предпочитают.

Анализ конкуренции, степень монополизации рынка

Индекс Херфинделя-Хиршмана (IHH) - показатель конкуренции отраслевого рынка или, иначе говоря, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка. Для расчета индекса индивидуальных долей рынка каждой фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфинделя-Хиршмана IHH получается сложением всех квадратов,

 

 


где: S1- удельный вес самой крупной фирмы.- удельный вес следующей по величине фирмы.- удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%.

 

Таблица 6. Доля участников рынка в Санкт-Петербурге

Наименование компании Доля на рынке, %
Мир чистоты  
Скорая клининговая помощь  
Немецкая марка  
Абсолютное качество  

 

Для Санкт-Петербурга индекс Херфинделя-Хиршмана выглядит следующим образом: IHH = 625 + 100 + 361 + 2116 = 3202

Это говорит о высокой степени монополизации рынка. В структуре конкуренции рынка наблюдается олигополистическая конкуренция, т.е. при небольшом количестве производителей услуги существует множество потребителей услуги.

В Ленинградской области наблюдается чистая монополия, на рынке присутствует один продавец и множество покупателей. Индекс Херфинделя-Хиршмана равен 10 000.

Несмотря на то, что рынок рассматриваемых областей поделен между несколькими игроками, насыщенности и наполненности рынка не ощущается. В настоящее время складывается ситуация, при которой использование услуги химчистки становится значимым событием, а не рядовым повседневным делом.

Анализ цен

Химчистки самостоятельно определяют цены на свои услуги, руководствуясь собственными расчетами производимых затрат с учетом всех своих производственных (постоянных / переменных) расчетов экономической деятельности и исходя из платежеспособности населения региона.

Так, в ходе проведения исследования было выявлено, что потребители услуг химчисток и прачечных в среднем за один поход в химчистку расходуют 1000 руб., максимально зафиксированная сумма за услуги химической чистки за одно посещение была определена в размере 3570 руб., минимальная - 231 руб.

Респонденты Санкт-Петербурга оценили среднемесячный расход на услуги химической чистки, и таким образом, минимальная сумма в месяц составила 60 руб., максимальная - 1050 руб., средневзвешенный показатель составляет 460 руб.

Респонденты Ленинградской области несколько иначе оценили свои затраты за услуги химической чистки и прачечной. Минимальной суммой за один поход в химчистку определено 315 руб., максимальной - 3150 руб., средневзвешенный показатель составил 844 руб. Т.е. при использовании услуг химчистки и прачечной в среднем клиент платит за услуги около 840 руб. Также в ходе проведения исследования было выявлено, что за одно посещение химчистки клиенты приносят несколько изделий, плата за чистку и стирку которых и составляет вышеуказанную сумму.

При оценке среднемесячных расходов на услуги химической чистки и прачечной респонденты назвали минимальное значение в сумме 20 руб., максимальное - 1260 руб., средневзвешенный показатель составил 160 руб.

 

Таблица 7. Ассортимент используемых услуг потребителями и единоразовая цена за услугу, руб. (по данным опроса)

  Регион
  Санкт-Петербург Ленинградская область
  MIN MEAN MAX MIN MEAN MAX
Стрика белья и сорочек         304,5  
Чистка подушек, перин   220,5   н/д н/д н/д
Деликатная химчистка   373,8   н/д н/д н/д
Химчистка меха и замши   1129,38     874,02  
Чистка и стирка спецодежды       н/д н/д н/д
Чистка ковров, шт.   652,68     495,81  
Чистка мягкой игрушки   258,93   н/д н/д н/д
Перекраска, тонирование         699,93  
Косметический ремонт н/д н/д н/д      
Нанесение водоотталкивающей композиции н/д н/д н/д      
Чистка салонов автомобилей            

 

Описание основных сегментов потребителей, потребительские предпочтения основных сегментов потребителей.

 

Таблица 8. Структура востребованности услуг химической чистки по видам услуг, %

Наименование Санкт-Петербург Ленинградская область
Чистка автомобилей, самолетов 1,3 1,1
Нанесение водоотталкивающей композиции   1,1
Косметический ремонт   2,2
Перекраска, тонирование 1,3 3,3
Чистка мягкой игрушки    
Чистка ковров   25,6
Чистка и стирка спецодежды 1,3  
Химчистка натурального меха 45,3 43,3
Деликатная химчистка 6,7 18,9
Чистка подушек 5,3  
Стирка белья 2,7 4,4

 

В ходе проведения исследования выявлено, что наиболее востребованными услугами химчисток являются: химчистка изделий из натурального меха, дубленок, изделий из натурального замша, нубука (в Санкт-Петербурге такие ответы респондентов составили 45,3%, в Ленинградской области - 43,3%).

Второй по популярности услугой стала чистка ковров и напольных покрытий: (Санкт-Петербург - 32%, Ленинградская область - 25,6%). Эти два вида услуг являются наиболее востребованными у населения рассматриваемых областей.

В целом выявлено, что клиентом химчистки и прачечной может быть каждый пятый городской житель.

По оценке участников рынка чаще всего чистят костюмы, куртки и пальто (в том числе из кожи и замши), шубы. Часто сдают постельное белье и сорочки. Спрос зависит и от сезона (весна/осень), и от региона (климат).

По проведенным наблюдениям, максимальное количество посетителей в химчистках наблюдается осенью, когда люди готовят к сезону зимние вещи. Соответственно, спад активности приходится на лето. В свою очередь среди респондентов наибольшее количество ответов пришлось на ответ «нет сезонности» (22,4% Санкт-Петербург, 20,7% Ленинградская область).

По мнению консультанта, это обусловлено редким посещением химчисток и прачечных, по факту максимального загрязнения вещей.

Важное значение для обеспечения высокого качества услуг имеет четко налаженная система технического контроля. Основными задачами технического контроля является строгое соблюдение хода технологического процесса с целью исключения возможности недоброкачественной обработки и порчи изделий, анализ причин, вызывающих отклонение от требований технической документации, участие в разработке мероприятий по устранению этих отклонений.

Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей и факторы, влияющие на спрос.

Обычно при выборе химчистки и прачечной клиенты ориентируются на территориальную близость и удобство расположения приемного пункта, поэтому основное внимание следует уделить размещению наружной рекламы. Итак, факторами, влияющими на покупательское поведение, а также на спрос услуг химчисток и прачечных, являются:

удобное расположение;

умеренные цены;

современное оборудование;

скорость и качество оказания услуги;

возможность комфортного проведения времени при ожидании услуги

Рассмотрена структура посещения химчисток и прачечных. Было выявлено, что среди клиентов Санкт-Петербурга 43,3% респондентов ответили, что посещают химчистку 1 раз в год, в Ленинградской области самый большой по численности показатель посещаемости наблюдался в категории «1 раз в полгода», но ответ 1 раз в год занимает 25% от общего количества опрошенных респондентов.

Категории и виды каналов продвижения продукции

Химчистки и прачечные в составе огромного потребительского рынка занимают одно из последних мест по обороту. Это отражается на довольно скромных возможностях бюджета химчисток и прачечных на рекламу. Поэтому эффективнее налаживать работу в сервисе и качестве предоставляемых услуг, то есть повышать лояльность клиентов.

 

Таблица 9. Источники получения информации об услугах химчисток и прачечных, %

Узнаю от: Санкт-Петербург Ленинградская область
коллег по работе 7,6 21,4
от друзей, знакомых 21,2 22,8
рекламы в магазинах, супермаркете 3,4 2,8
рекламы из справочников 0,8 0,9
рекламы в Интернете   0,5
транспортной рекламы 5,1  
раздаточных рекламных материалов 1,7 2,8
наружной рекламы 21,2 15,3
рекламы в журналах 5,1 1,9
рекламы в газетах 12,7 17,7
рекламы на радио 8,5 2,8
рекламы на ТВ 12,7 11,2

 

Наиболее распространенным источником были названы друзья, знакомые (21,2% - Санкт-Петербург и 22,8% Ленинградская область) - этот факт говорит о том, что один довольный клиент может сообщить информацию порядка 10-15 потенциальным клиентам.

Наружная реклама в классическом виде (билборд 3х6м) используется мало, не так часто на улицах появляются какие-то щиты или перетяжки с рекламой химчисток-прачечных.

Химчистки и прачечные предпочтительней используют локальную просветительскую рекламу, в местной прессе (газетах и журналах), имеющих широкую аудиторию.

Химчистки и прачечные не позволяют широко использовать рекламные услуги, к тому же в период кризисной экономики наблюдается снижение традиционных форм рекламы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: