Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям.




Целью семинарского занятия является развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачами семинарского занятия являются: закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующейтеме дисциплине; формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем; совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений; демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Функциями семинарского занятия являются: познавательная, воспитательная, развивающая, контрольная. Особенностями семинара являются: постоянное присутствие на нем элементов дискуссии, живого диалога преподавателя со студентами и между ними; учебные вопросы, выносимые для обсуждения на семинаре, не должны дублировать материал лекции, но должны сохранять тесную связь с ее принципиальными положениями. В начале курса проводятся собственно семинарские занятия, тематически прочно связанные с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем. После прослушивания лекции и самостоятельного изучения литературы по заданной теме, обучаемые начинают подготовку к семинару в соответствии с его планом. Работа студентов по подготовке к семинару осуществляется в следующей последовательности: определяется тема и содержание учебных вопросов; студенты подбирают, просматривают и изучают литературу; перед просмотром литературы на каждый вопрос подготавливается карточка, озаглавленная наименованием вопроса, на которой записываются относящиеся к нему источники информации. Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение по данному вопросу, определить структуру и содержание ответов, так в зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студента результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана ответа, тезисов ответа или полного текста доклада. При недостаточном опыте выступлений на семинарах, студентам полезно перед занятием воспроизвести свое выступление в устной форме. Критериями оценки работы студентов на семинарском занятии: соответствие содержания ответа поставленному вопросу; качество плана выступления; рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, культуры; степень полноты раскрытия темы, детальность рассмотрения отдельных вопросов, степень студента рассуждать, дискутировать, степень сформированности студента приемов и методов самостоятельной работы с литературой.

 

Раздел 2. Русская традиционная праздничная культура. Специфика русского народного календаря. Соотношение народных и церковных праздников. Семейно-обрядовые праздники. Православный обрядово-праздничный календарь.

Древнейшая обрядность славян (традиции и обычаи, мифы, праздники). Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников. Сложность объекта изучения - календарного праздника. Календарные праздники и обряды. Календарные народные праздники и обряды на Руси. Связь календарных народных праздников с зимним и летним солнцеворотами, с циклами сельскохозяйственных работ, т.д. Система церковных праздников. Виды календарей. Языческая основа календарной обрядности. Календарные праздники и обряды на Руси. Зимние святки, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и т.д. Годовой цикл календарных праздников и обрядов. Семейно-бытовые праздники и обряды. Особенности домашней жизни и нравов на Руси. Крестьянские посиделки, песни и развлечения. Художественные элементы и функции. Обряды рождения и крещения ребенка. Древний обычай «играть свадьбу». Погребальная обрядность на Руси (языческая и христианская). Создание годового праздничного календаря. Праздники годового цикла. На основании трудов (искусствоведов А.Д.Авдеева, Т.С. Семеновой, т.д.; фольклористов и культурологов Б.Н.Лутилова, Б.В. Асафьева, т.д.; этнографов В.Л.Алексеева, А.К.Байбурина, М.М.Громыко, Г.А.Левинтона, В.С.Мюшера, В.Я.Проппа, В.Н.Торопова, А.С.Фаминцина, В.И.Чичерова,) определяются особенности русской праздничной культуры: традиционность, влияние народного православия.

Обозначается роль праздника в народной культуре: консолидация людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале; укрепление родственных связей, развитие родственной взаимопомощи; обмен новостями, получение новых знаний о далеких странах, событиях в стране; передышка в тяжелом труде крестьянина, психологическая разрядка; поддержание иллюзии равенства всех людей; демонстрация творческих возможностей, талантов и способностей индивида; трансляция в сжатом виде культуры предков (через танцы, песни, систему социального взаимодействия); забота о продолжении рода (давая возможность общения молодежи из разных регионов и снимая естественную напряженность между молодыми людьми). Вводятся понятия: основные праздники, к каковым следует относить прежде всего двунадесятые; малые или полупраздники; воскресные дни; предпраздник, попразднество. Определяется значимость семейных праздников.

Особенности домашней жизни и нравов на Руси. Родины и крестины, таинство крещения, древний обычай «играть свадьбу», погребальная обрядность на Руси. Крестьянские посиделки, песни и развлечения. Современное состояние обрядовых традиций. Художественные элементы семейно–бытовых обрядов и ритуалов, их магические, художественно–эстетические, игровые, утилитарные функции. Обряды рождения и крещения ребенка. Древний обычай «играть свадьбу». Поэтика свадебных песен. Эстетика одежды, атрибутики. Эстетика свадебной одежды и атрибутики. Погребальная обрядность на Руси (языческая и христианская), погребальные и поминальные плачи, скоморошьи свистопляски, церковный обряд отпевания, заупокойные церковные песнопения. Крестьянский и городской досуг: ярмарки, посиделки, др. Особенности художественного быта городских сословий. Определяются принципы создания народного календаря. Народный календарь как отражение жизни русского народа: будни и праздники, недельный, годовой ритм жизни крестьянина и его отражение. Праздники годового цикла. Раскрывается обрядовая наполненность праздников народного календаря, особое внимание уделяется праздникам: Иван постный, Покров, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвиженье, Никола зимний, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Власьев день, Иванов день (9 марта), Обретенье, Сороки, Благовещение, Егорьев день, Борис и Глеб, Никола летний, Иванов день (Иван Купала), День Петра и Павла, Кузьма и Демьян, Казанская, Ильин день, Спасы, Успенье, Фрол и Лавр. Традиции переходящих праздников. Раскрывается значение, временные границы и обрядовая наполненность таких праздников как Масленица, Средокрестье, Вербное воскресенье, Чистый (Великий) четверг, Пасха, Красная горка, Радоница, Вознесение, Семик, Троица, Духов день. «Местные» праздники: престольные или храмовые, заветные или обетные, обретенные или явленные, общественные; праздники-гуляния, праздники-обряды. Ярмарки. Обозначение основных исследований по данной проблематике (М.М.Громыко, М.И.Васильев) и недостаточной теоретической проработанности этого вопроса. Обосновывается использование для обозначения локально отмечаемых праздников термина «местные» праздники. Определяются два подхода к классификации местных праздников. Историко-генетическая классификация (на основе происхождения праздников) выделяет престольные, заветные, обретенные или явленные и общественные. Согласно структурной классификации выделяются праздники-обряды и праздники-обычаи. К первым следует относить праздники, основным содержанием которых являются обрядовые действия, направленные на избежание повторения какого-либо бедствия, случившегося когда-то в этом селении. Структура праздников-обрядов подразумевает отказ от таких элементов праздничной обрядности как гуляние и прием гостей. К праздникам-гуляниям относят праздники, которые включают все элементы праздничной народной культуры - праздничной стол, гощение родственников и знакомых, религиозные обряды и службы, а также гуляние. Обознается возможность перехода праздника из одной системы в другую, и определяются причины происходящего.

Раскрывается значение этого элемента праздничной культуры, история его появления и распространения. Особое внимание уделяется ярмарке в Новгородской губернии: их общая численность, происхождение самых известных из них. Определяются сущностные отличия городской и сельской ярмарки: масштабность, характер рыночной торговли. Обозначается система организации ярмарки. Уделяется внимание культурному аспекту ярмарки. Как элементы ярмарочных гуляний рассматриваются такие культурные формы, свойственные культуре XIX - начала ХХ вв., как медвежья комедия, кукольный театр, раек или потешная панорама, балаганы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: