Раздел 3. Праздничный площадной театр: от Киевской Руси до Московского государства (X – XVII вв.) Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.)




Особенностям городской праздничной культуры в разной степени посвящали свои исследования В.И.Чичеров, В.Я.Пропп, М.Г.Рабинович, М.Н.Шмелева, А.Ф.Некрылова, Л.Н.Семенова, О.Г.Агеева, Е.Э.Келлер, Д.Д.Зелов. Городская праздничная культура как отражение деревенской праздничной культуры. Влияние культуры нового времени на городскую праздничную культуру, появление новых праздников светского характера, появление новых элементов праздничной обрядности.

Специфика русской городской праздничной культуры. Официальные светские праздники послепетровского времени. Городская праздничная культура как отражение деревенской праздничной культуры. Влияние культуры нового времени на городскую праздничную культуру, появление новых праздников светского характера. Массовые праздники средневекового города и эпохи Возрождения. Расслоение праздничной культуры в средние века. Официальные праздники государства и церкви. Русский площадной театр и скоморошество. Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Время вытеснения языческих представлений. Активное существование обрядово-зрелищных форм деятельности. Взаимодействие праздника и театра. Понятие «праздничный площадной театр». Основной принцип построения «смеховых» произведений. Мир и «антимир». Смена «системы знаков». XVII век – переходный период российской истории от эпохи средневековья к Новому времени. Светскость культуры. Новый характер связей с культурами других стран. Бурное развитие традиций народного площадного театрального действа. Социальное расслоение в сфере потребления искусства. Понятие о мифе. Мифология как наука о мифах. Научные школы изучения мифологии. Понимание мифа в работах К.Юнга, А.Лосева, др. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Мифологическая картина мира. Структура мифа. Мифологические представления древних людей как способ понимания ими окружающего мира. Мифологическое мышление и сознание. Особенности мифологического познания. Мифотворчество.

Значение мифа в становлении и развитии религии, науки, искусства. Изучение мифов как корней народного художественного творчества в работах А.Н.Афанасьева, Е.В.Аничкова, А.С.Кайсарова, Н.И.Костомарова, Б.А.Рыбакова, т.д. Вера древних народов в тотемы. Анимистические культы. Понятие магии, магических культов (заклинания, ритуальные танцы, пение и др.). Основные виды мифов (космогонические, календарные, героические и т.д.). Языческая образная картина мира. Обожествление и олицетворение природных стихий; культ духов предков, тотемные животные; космизм. Связь мифологического сознания богов, духов и героев с семейно-родовыми отношениями в архаичных коллективах. Постепенное освоение и осмысление православной и языческой мифологии в условиях отечественной художественной практики. Мифология и фольклор. Исследования древнеславянской мифологии. Мифопоэтическая модель древних славян. Космические мифологемы: мировое древо, космическое колесо и т.д. Пантеон верховных богов. Неперсонифицированные, персонифицированные божества; духи.

Фольклор и фольклористика. Фольклористика как наука о фольклоре. Задачи и история развития фольклористики. Архаичный и сценический фольклор. Фольклор и любительское искусство. Развитие фольклора в современных условиях. Главные признаки фольклора. Устный способ создания и распространения фольклорных произведений. Проявление индивидуального начала в народных традициях. Семантика изображаемых явлений жизни и героев. Проблемы подражательности, вторичности в воспроизведении архаических фольклорных форм. Эстетика архаических видов фольклора. Художественно-эстетическая, социально-культурная значимость произведений фольклора. Творческая индивидуальность исполнителей народных произведений. Исполнители фольклора как хранители народных традиций. Источники и методы работы с ними. Формирование отечественных народных художественных традиций: от истоков к современной России.

Ранние формы развития художественной культуры. Условия и предпосылки возникновения индоевропейской культуры языковой общности. Специфика общеславянской, восточнославянской и русской художественных культур. Возникновение форм художественной культуры в период становления славянской общности.

Формирование народной художественной культуры в период ранней государственности. Особенности становления и развития общеславянских черт художественной культуры (I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). Особенности развития отечественной народной художественной культуры в домонгольский период. Взаимодействие славянских культур и культур аборигенов. Взаимоотношения Древней Руси и Византии: принятие христианской культуры. Процессы изменения социокультурного пространства будущей Восточной Европы: период монгольского нашествия. Состояние и развитие празднично-обрядовой культуры под влиянием художественных традиций народов тюркоязычной группы. Повышение роли княжеств Северной Руси, развитие ее городов и художественной культуры.

Развитие народной художественной культуры в период феодального средневековья (XIII – XVII вв.). Византийские традиции в отечественной художественной культуре. Роль и значение Московского княжества в исторической судьбе русских княжеств. Особенности московской художественной культуры. Исторический процесс «расслоения» НХК. Возникновение и развитие сословных художественных субкультур. Культура массовых гуляний и зрелищ. Формирование традиций уличной массовой праздничной культуры. Состояние и особенности развития народной художественной культуры в России (XVIII – XIX вв.). Характер социально-исторических перемен в России, их влияние на процесс изменения народной художественной культуры. Фольклоризм и его современные проявления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: