Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям.




При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных и частично-поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. На практических занятиях могут применяться следующие формы работы: фронтальная, где все студенты выполняют одну и ту же работу; групповая, где одна и та же работа выполняется группами из 2-5 человек; индивидуальная, когда каждый студент выполняет индивидуальное задание. В структуре практического занятия традиционно выделяют следующие этапы: организационный этап, контроль исходного уровня знаний (обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию; исходный контроль (тесты, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.), коррекция знаний студентов), обучающий этап (педагогический рассказ, предъявление алгоритма решения заданий, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик и др.), самостоятельная работа студентов на занятии, контроль конечного уровня усвоения знаний, заключительный этап. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы. К критериям оценки работы студента относятся: соответствие темы и содержания материалов, подготовленных студентом, заявленным цели и задачам практического занятия, раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач, целесообразность включения художественных текстов с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников, точность и достоверность приведенной информации, отражение современного уровня развития науки, культуры и искусства, профессиональная направленность докладов, связь с профилем подготовки студентов.

Раздел 6. Российский праздничный календарь конца XX – начала XXI вв. Синкретичность современной праздничной культуры: праздники советские, новые государственные праздники и традиционная система праздничной культуры.

Синкретичность современной праздничной культуры. Обосновывается необходимость обращения к традиционной праздничной обрядности при создании новой системы праздников. Становление и развитие «нового» праздничного календаря. Методы оценки и научного анализа праздника. Сущность и значение массового праздника. Праздничный календарь в условиях социально-политических и экономических изменений. Рождение новых праздников. Активное возрождение церковных праздничных традиций, традиционных праздников народов. Развитие профессиональных праздников. Детское праздничное движение. Становление и развитие праздничного календаря ХХ1в. Методы оценки и научного анализа современного праздника. Проблемы и перспективы повышения роли народной художественной культуры в современном информационно-образовательном пространстве. Актуальные задачи сохранения и тенденции развития празднично-обрядовой культуры в современных условиях. Понятие о художественной деятельности (художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве). Понятия «культура», «народная культура», «этническая художественная культура», «этнос», «народность», «традиции», «художественная деятельность», «художественные субкультуры» и др. Понятие о художественных субкультурах: возрастных, религиозных, сословных, этнических и т.д. Этнохудожественное сознание как, по определению Л.Н.Гумилева, воплощение и проявление пассионарной энергии этноса. Проблемы научного понимания определяющей роли народного художественного сознания энергии этноса. Проблемы научного понимания определяющей роли народного художественного сознания в работах философов В.Гусева, В Бычкова, М.Лотмана, др. Концепция К.Юнга о национально-культурных архетипах.Особое место празднично-обрядовой культуры в сфере народной художественной культуры и народного художественного творчества. Утрата части произведений народного художественного творчества. Народное художественное творчество: традиции и новации; его семиотические аспекты. Понятие традиций. Многообразие направлений, стилей, видов и жанров современного народного художественного творчества. Эстетическое своеобразие древнерусского народного творчества. Воплощение в праздниках и обрядах совокупности художественных ценностей и идеалов этноса. Художественный текст и художественные коммуникации, и народное искусство. Празднично-обрядовая культура и менталитет, национальный характер, ценности общества. Основные функции народной художественной культуры (аксилогическая, художественно-эстетическая, социокультурная, т.д.). Принципы народной художественной культуры (этничности, целостности, двуединства этнохудожественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности, междисциплинарного подхода). Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое руководство народным творчеством.

Деятельность ЮНЕСКО по сохранению и созданию коллекций народного искусства, праздников и обрядов (Нормативные акты). Проблемы возрождения и сохранения фольклорных традиций. «Рекомендации о сохранении фольклора», другие нормативные документы, принятые в целях привлечения внимания государств-членов этой организации к проблемам сохранения празднично-обрядовой культуры как составной части народной художественной культуры. Региональные, областные целевые программы по развитию и сохранению культуры в регионе, области, крае и т.д. Задачи, формы, мероприятия, ориентированные на сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры в федеральных проектах и программах РФ. Роль Республиканского центра русского фольклора и его научно-методических изданий в сохранении и развитии традиций народной культуры. Народное художественное творчество. Любительское направление в системе народной художественной культуры.Любительское (самодеятельное) художественное творчество как неспециализированная художественная деятельность и как исторически сложившаяся массовая, общедоступная форма участия населения в художественных процессах (создании и исполнении фольклора, классического и современного искусства).Организация коллективов народного художественного творчества в учреждениях культуры, образования, системе дополнительного образования, частных организациях. Организация и научно-методическое руководство народным творчеством. Виды коллективов народного художественного творчества по жанрам. Определение целей и задач деятельности коллектива народного художественного творчества. Организационные формы коллективов. Подбор участников. Опыт различных регионов России в развитии празднично-обрядовой культуры.

Понятия «образование», «художественное образование», «этническая культура», т.д., их соотношение и взаимосвязь. Этнохудожественное образование как система, процесс и результат изучения традиционной художественной культуры того или иного народа. Цели, задачи и роль этнохудожественного образования в современных условиях. Общее, дополнительное и специальное этнохудожественное образование. Функции фольклорных традиций празднично-обрядовой культуры в воспитании и развитии детей дошкольного и школьного возраста. Педагогические возможности празднично-обрядовой культуры и художественного творчества. Значение смотров, конкурсов, фестивалей народного художественного творчества в решении социально-педагогических задач. Воспитание интереса к художественному творчеству, удовлетворение потребностей художественной деятельности в сфере празднично-обрядовой культуры. Приобщение участников коллектива к национальным художественным традициям праздников и обрядов. Проблемы и перспективы повышения роли празднично-обрядовой культуры в современном информационно-образовательном пространстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: