Понятие пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим




 

Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты Впервые после 1917 года был принят основополагающий закон, закрепивший видовую классификацию государственной службы, - Федеральный закон от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[3].

В развитие его положений принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации". Тем самым в стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы.

Социальное обеспечение государственных гражданских служащих осуществляется на основе нормативных актов, среди которых определяющее значение имеют Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые основы социальной защиты и социальных гарантий, Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [4],, Федеральный закон от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[5], законы субъектов РФ о государственной гражданской службе. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственным служащим гарантируется соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.[6] Как было указано выше, в качестве правового основания пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих выступает Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет является одним из видов государственного пенсионного обеспечения. В зависимости от субъектов, которым эта пенсия назначается, различают следующие виды пенсий за выслугу лет:

· пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим;

· пенсия за выслугу лет военнослужащим;

· пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов;

· пенсия за выслугу лет гражданам из числа лётно-испытательного состава.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

феде­ральную государственную гражданскую службу;

государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Что касается государственной гражданской службы субъекта РФ, то законодательство не выделяет данную службу в качестве самостоятельного вида государственной службы – она наряду с федеральной гражданской службой относится к общему виду государственной службы – к гражданской службе. Поэтому к государственной гражданской службе субъекта РФ должны применяться общие принципы, установленные для государственной гражданской службы в целом, в т. ч. и в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 4 федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[7] на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

В предусмотренных законом случаях право на пенсионное обеспечение имеют также и члены семей указанных лиц. Назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности[8].

Понятие пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим можно сформулировать исходя из понятия пенсий по государственному пенсионному обеспечению, закреплённому в статье 2 ФЗ от 15. 12. 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

Это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 27. 07. 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих.

Государственный аппарат - это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима.

Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства..[9]

В юридической литературе неоднократно делались попытки определить понятие «государственный служащий». В результате большинство авторов пришли к выводу, что этот термин следует трактовать как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, занимающего ее. А в соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком же органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Государственными должностями РФ и государственными должностями субъектов РФ называются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые Конституциями (Уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов России. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»[10] должности гражданской службы имеют свою классификацию и подразделяются на категории:

руководители,

помощники (советники),

специалисты,

обеспечивающие специалисты,

а также на группы:

высшие должности гражданской службы;

главные должности гражданской службы;

ведущие должности гражданской службы;

старшие должности гражданской службы;

младшие должности гражданской службы.

К ним относятся, например: пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель аппарата помощника Президента Российской Федерации, федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации, помощник Председателя Правительства Российской Федерации, государственный таможенный инспектор, государственный налоговый инспектор, помощник руководителя государственного органа и т. д.

Пенсия за выслугу лет устанавливается государственным гражданским служащим к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[11]. Данное право на получение одновременно двух видов пенсии, в частности страховой пенсии по старости или инвалидности и пенсии за выслугу лет, регламентировано в ст. 4 данного Федерального закона, в которой указано, что в случаях, предусмотренных Законом, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии. Выплачивается пенсия за выслугу лет одновременно со страховой пенсией по старости или по инвалидности. Назначение, перерасчет и выплата пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим производятся Пенсионным фондом РФ.[12]

Перерасчет размера государственной пенсии за выслугу лет производится в случаях:

- изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности);

- увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы;

- при централизованном повышении денежного содержания (денежного воз​награждения) федеральных государственных служащих.

В остальных случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Индексируются государственные пенсии за выслугу лет при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных гражданских служащих в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что комментируемым Законом установлены некоторые ограничения в получении государственными гражданскими служащими пенсии за выслугу лет. В чем же заключаются данные ограничения?

В отличие от иных видов пенсий, назначаемых в соответствии с настоящим Законом, выплата пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим не производится в период нахождения гражданина на государственной службе. Исполнение иных трудовых обязанностей (работа по найму, индивидуальное предпринимательство и т.д.) на выплату пенсии за выслугу лет не влияет. Пенсия за выслугу лет может быть назначена государственному гражданскому служащему исключительно после прекращения служебного контракта и увольнения с государственной службы. Если гражданин уволился с государственной службы и пенсия за выслугу лет ему была назначена, но он вновь поступает на государственную службу, то выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается и возобновляется только после очередного увольнения гражданина с должности государственной службы, со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Гражданин, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность гражданской службы, обязан в течение пяти дней сообщить об этом в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, где принимается решение о приостановлении выплаты. После увольнения с государственной гражданской службы гражданин обращается в Пенсионный Фонд РФ с письменным заявлением о возобновлении выплаты и копией приказа об освобождении от должности государственной гражданской службы. В течение 14 дней со дня регистрации указанного заявления Пенсионный фонд РФ принимает решение о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет. Выплата пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях.[13]

Не все граждане, являющиеся бывшими государственными гражданскими служащими, имеют право получать государственную пенсию за выслугу лет.

Статья 7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает ряд условий, которые связаны с наличием определенного стажа государственной гражданской службы, замещения определенной должности федеральной государственной гражданской службы и срока такого замещения, определенного основания увольнения со службы.

Выделяется 3 варианта условий:

I вариант:

а) наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет;

б) замещение должности федерального государственного гражданского служащего не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;

в) наличие права на страховую пенсию по старости (инвалидности) на момент освобождения от должности;

г) увольнение с федеральной государственной гражданской службы по строго определённым основаниям

К таким основаниям относится увольнение:

1) по соглашению сторон служебного контракта;

2) в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта;

3) в связи с расторжением служебного контракта по инициативе гражданского служащего по одной из нижеуказанных причин:

а) по причине отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;

б) по причине отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

в) по причине отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

г) по причине отказа гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

4) в связи с расторжением служебного контракта в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

5) в связи с приостановкой служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.

Например, достижение федеральным государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

 

II вариант:

а) наличие стажа федеральной государственной гражданской службы не менее 15 лет;

б) замещение должности федерального государственного гражданского служащего не менее 1 полного месяца непосредственно перед увольнением (при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей должна составлять не менее 12 полных месяцев);

в) наличие права на страховую пенсию по старости (инвалидности);

г) увольнение с федеральной государственной гражданской службы по строго определённым основаниям, предусмотренным п. 1-3, 7-9 ч. 1 ст. 33, п. 1, 82, 83 ч. 1 ст. 37, п. 2-4 ч. 1 и п. 2-4 ч. 2 ст. 39 ФЗ от 27. 07. 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Например, отказ федеральным государственным гражданским служащим перевода в другую местность вместе с государственными органами; признание федерального государственного гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением.

 

III вариант:

а) наличие стажа федеральной государственной гражданской службы не менее 25 лет;

б) замещение должности федерального государственного гражданского служащего не менее 7 лет непосредственно перед увольнением;

в) увольнение с федеральной государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного служащего.

Что касается государственной гражданской службы субъекта РФ, то законодательство не выделяет данную службу в качестве самостоятельного вида государственной службы – она наряду с федеральной гражданской службой относится к общему виду государственной службы – к гражданской службе. Поэтому к государственной гражданской службе субъекта РФ должны применяться общие принципы, установленные для государственной гражданской службы в целом, в т. ч. и в области пенсионного обеспечения.[14]

При этом в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона от 15.12.01 № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

 

 

Условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим. Понятие, порядок исчисления и подтверждения стажа государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» под стажем государственной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих.

В этот стаж включаются периоды службы (работы) в указанных должностях, определённые Указом Президента РФ №1141 от 20. 09. 2010 г. «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»[15]. В нём предусмотрены следующие должности:

· Государственные должности РФ (Депутат Государственной Думы РФ)

· Должности федеральной государственной гражданской службы (работник налоговой инспекции)

· Должности государственной гражданской службы субъектов РФ (Депутат Областной Думы)

· Государственные должности гражданских служащих субъектов РФ (руководитель департамента социальной защиты Воронежской области)

· Должности прокурорских работников

· Должности сотрудников Следственного комитета РФ

· Воинские должности, должности Государственной Противопожарной службы, должности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

· Должности сотрудников Федеральных органов налоговой полиции

· Должности сотрудников таможенных органов РФ

· Муниципальные должности, замещаемы на постоянной (штатной) основе (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления)

· Должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы)

· Должности Федеральных судей

· Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности. Указанные периоды работы могут быть включены в стаж федеральной государственной гражданской службы в совокупности не более 5 лет. Все периоды, указанные в перечне, суммируются[16].

Стаж государственной гражданской службы необходим:

- для замещения определенных групп должностей гражданской службы;

- для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

- для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

- для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности.

Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 (ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».[17]

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) государственного служащего зависит сумма ежемесячной надбавки к его должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии.

Для исчисления стажа гражданской службы в государственных органах создаются специальные комиссии, которые рассматривают включение в стаж гражданской службы иных периодов работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы, предусмотренных должностным регламентом гражданского служащего[18].

Утвержденный Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1532[19] Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы регулирует вопросы, связанные с исчислением стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы Российской Федерации и зачетом в него иных периодов замещения должностей.

В стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в перечне периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ.[20]

Помимо периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, указанных в утвержденном Указом перечне, в стаж гражданской службы гражданских служащих субъектов РФ могут включаться (засчитываться), также другие периоды службы (работы), предусмотренные законами субъектов РФ.

На основании решения представителя нанимателя в стаж гражданской службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

При исчислении стажа гражданской службы государственного гражданского служащего Российской Федерации суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы)[21].

Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы регулируется отдельным приказом Минздравсоцразвития №1648н от 26.12.2011г. «Об утверждении порядка подсчёта и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»[22]. В соответствии с этим приказом исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением случаев исчисления выслуги лет военнослужащих. Основным документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка, в некоторых случаях – военный билет, а так же документы, выдаваемые государственными и муниципальными органами.

Во исполнение указа президента РФ[23] принято Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532»[24], в соответствии с которым включение (зачет) в стаж государственной гражданской службы периодов замещения должностей для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет осуществляется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, а в случае необходимости - на основании заключения Министерства здравоохранения и социального развития РФ по представлению представителя нанимателя.

В случае необходимости получения заключения Министерства здравоохранения и социального развития РФ представление о включении (зачете) в стаж государственной гражданской службы вносится в Министерство представителем нанимателя с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации, периоды замещения должностей в которой могут быть включены (зачтены) в стаж гражданской службы на основании письменного заявления гражданского служащего.[25]

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей. Впредь до принятия такого федерального закона в соответствии с ч. 11 ст. 71 комментируемого закона действуют правила исчисления стажа для назначения пенсии гражданским служащим за выслугу лет, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства РФ.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) устанавливается Правительством РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. N 570[26] определен порядок, согласно которому включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.

Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются на основании сведений, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы[27].

Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. N 1233 о реализации Указа Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755[28].

Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:

- ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в таких федеральных органах;

- увольнение с должностей, утверждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

- достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;

- обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению государственной службы;

- увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

При этом граждане должны замещать должности федеральной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной гражданской службы по вышеперечисленным основаниям.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней.

Согласно постановлениям Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан»[29], вопросы исчисления стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим центральных аппаратов и их территориальных органов иных периодов службы (работы), определения оснований для исчисления такого стажа отнесены к компетенции Минздравсоцразвития России.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. В субъектах РФ порядок подсчета стажа гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим субъектов РФ утверждены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Пенсионное обеспечение замещавшим должности государственных гражданских служащих на территории Воронежской области регулируется Законом Воронежской области от 05.06.2006 N 42-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области»[30].

Настоящий Закон Воронежской области регламентирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», законом Воронежской области «О государственной гражданской службе Воронежской области» основания, порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области.

Российской региональной власти, включая Воронежскую область, предоставлены широкие законодательные полномочия для установления государственным и муниципальным служащим зарплат, пенсий за выслугу лет, льгот и преференций. Средняя пенсия воронежского чиновника из исполнительной областной власти со стажем 15 лет и выше сейчас составляет примерно 80% от средней его зарплаты (49850 руб.). И чем выше занимает чиновник должность, тем выше его пенсия за выслугу лет, тем выше выплаты при уходе на пенсию и дополнительные ежегодные выплаты, а также дарованные областным законом чиновникам государственные услуги, льготы и преференции. Средства для них берутся из областного бюджета. В Законе Воронежской области № 42-ОЗ от 05.06.2006 г. уточняется, что пенсия за выслугу лет индексируется при дифференцированном повышении (установлении) в централизованном порядке должностных окладов государственных гражданских служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов.

Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

 

К представлению руководителя федерального государственного органа прилагаются такие документы, как: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности, представленной для рассмотрения, заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет.

Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской. Принятое Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации решение, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, направляется в кадровую службу федерального государственного органа, направившего представление.

Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.[31]

Указанными законами определены правовые аспекты реализации права государственных гражданских служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Отмечено, что в настоящее время в России сложилась система пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, которую, по мнению автора, следует считать не особой подсистемой в сфере российского пенсионного обеспечения, а, скорее, дополнительной подсистемой пенсионного обеспечения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Анализируя изменения законодательства о пенсионном обеспечении на федеральной государственной гражданской службе за последние 10 лет, автор отметил тенденцию последовательного ужесточения условий реализации права на пенсию за выслугу лет бывшим государственным гражданским служащим (увеличение стажа государственной службы, необходимой для получения пенсии за выслугу лет, установление перечня причин оставления государственной службы, дающих право претендовать на пенсию за выслугу лет).

Обращено внимание на имеющиеся в законодательстве необоснованные ограничени<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: