Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
Возрастное ограничение: 12+
“Начали за здравие, кончили за упокой”. Эта фраза лучше всего подходит к описанию картины.
В начале фильма нам показывают группу юношей, которые, оказавшись изолированными от мира и запертыми в лабиринте, сумели сплотиться и создать довольно устойчивое общество, где каждый трудится по мере своих возможностей на общее благо.
В их иерархичном, но самое главное справедливом, коллективе есть группа бегунов, которые заняты изучением лабиринта и поиском выхода. Конструкция лабиринта меняется каждый день. Вдобавок в лабиринте обитают чудовища, которые убивают любого, кто останется в лабиринте на ночь.
Первую половину фильма смотреть интересно. Группа ребят, несмотря на всю сложность ситуации, демонстрирует взаимовыручку, поддержку, отвагу, трудолюбие, здравомыслие. Но в середине фильма все меняется, и сюжет превращается в бессмысленную цепочку событий, в ходе которой почти все погибают.
Положительного персонажа по имени Алби, которого главный герой несколько раз по ходу фильма спасает, рискуя своей жизнью, просто убивают монстры. Похожая участь ждет и большинство других ребят, которые по фильму демонстрировали лучшие человеческие качества.
В результате у зрителя создается впечатления, что все старания и героические поступки главных героев были абсолютно бессмысленными.
Те, кто сумел выйти из лабиринта, оказываются в новой ловушке. А наша планета оказывается уничтоженной. В общем “светом в конце туннеля” в картине и не пахнет.
Есть еще ряд моментов, которые следует назвать. По ходу фильма в различных ситуациях главные герои сталкиваются с фразой: “порок – это хорошо”. При этом эта фраза не имеет никакого отношения к развитию сюжета, и даже непонятно, “порок” – это название какой-то корпорации, или синоним слова “грех”.
Остается предположить, что создатели фильма хотели вложить тезис “порок – это хорошо” в сознание аудитории методом внушения (неоднократное повторение в ходе эмоционально-напряженных сцен). На самом деле порок – это плохо.
Также в фильме есть сцены с употреблением “горячительных напитков” молодыми ребятами, которым по внешнему виду нет 18 лет (по сюжету возраст не называется).
Чему учит фильм “Бегущий в лабиринте”?
Сюжет фильма во многом развивается нелогично. Главная несуразица заключается в том, что нескольких положительных героев, которые вели себя хорошо и правильно, и с которых можно было бы брать пример, по сюжету просто убивают, и эти убийства выглядят ненужными. В результате, нарушается причинно-следственная связь, и создается впечатление, что от поведения человека ничего не зависит, и твоя жизнь может в любой момент закончиться по воле неведомых сил.
Второй смысловой ряд фильма «Бегущий в лабиринте»
Главный герой по имени Томас – это персонаж с иным, может даже более прогрессивным, эволюционным, видением реальности, и он противопоставляется устоявшемуся обществу, существующему в рамках установленных правил, традиций и условностей. С одной стороны, эти правила – ответ на ту агрессивную среду, в которой ребята оказались. И появились эти правила на свет ценою ошибок и жизней, с другой стороны они – преграда для дальнейшего развития сложившейся общины. При этом главного героя можно сравнить с такими историческими личностями как Джордано Бруно, которых любознательность и сама диалектическая сущность мышления тянула заглянуть за горизонт, а истина была дороже собственной жизни. Некоторые следуют за такими людьми, а некоторые, настолько сильно вросшие в установившийся уклад жизни, не желающие ничего менять, сжигают на кострах.
Так и в фильме “Бегущий в лабиринте” община разделяется на две группы: одни поддерживают любознательного новичка, другие начинают люто ненавидеть и пытаются принести его в жертву гриверам – ужасным чудовищам из недр лабиринта. Но, в конечном итоге, нам зрителям понятно, что именно такой человек как Томас, способен освободить всю общину и найти выход среди бетонных катакомб.
Интересен на уровне второго смыслового ряда сам лабиринт. Он имеет восемь секторов, а выход из него, совпадение или нет, оказывается в секторе семь. Что же означают эти цифры 7 и 8? В чём их смысл на уровне второго смыслового ряда? Помним, что создатели фильма могли использовать эти цифры случайно без всякого умысла, а второй смысловой ряд может реализовываться в обход их сознания.
Цифра 8
Означает бесконечность и даже по написанию совпадает со знаком бесконечности. Что может для человека быть бесконечностью? Весь мир? Вселенная? Бог?
Цифра 7
Семёрка – это то число, которое в буквальном смысле пронизывает всю нашу культуру (и Западную, и Восточную, и любую древнюю) и описывает наши воззрения на мир. Чтобы не быть голословным несколько примеров:
· семь дней Творения Мира
· семь смертных грехов
· семь цветов радуги
· семь нот октавы
· семь дней недели
· семь архангелов Господних
· семь небес Ислама
· семь кругов ада
· семь чудес Света
· семисвечье в Иудаизме
· семь ангелов знамения Апокалипсиса
· семь врат сновидения
· семь чакр
· семь таинств Православной Церкви
· семь печатей и семь труб Апокалипсиса
· семь чаш гнева Господня
· семь гласных греческого алфавита
· семь арийских рас
· семь основных металлов алхимии
· семь планетарных духов алхимии
· семиричное строение человека в Буддизме
· семиричное строение человека по Парацельсу
· семь ступеней лестницы масонов
· семь великих ангелов Халдеи
· семиплането-сферный путь Гермеса
· семь Дев Индии
· семь Амешаспентов Персии
· семиконечная диадема Египетской Изиды
· семь Сефиротов Каббалы
· семиричная Египетская эволюция человека
· семь Библейских дочерей Йофора
· семь добродетелей Египетских жрецов
· семиструнная лира Орфея
· послание семи церквам в Асии
И это далеко неполный список того, где встречается эта загадочная цифра. Подробнее об этом можно ознакомиться в книге Ильи Чёрта «Сказка о Прыгуне и Скользящем», в разделе «Сведения о семи».
Таким образом, одним из возможных вариантов седьмого сектора на уровне второго смыслового ряда может быть вся наша культура, которая как герметик цементирует наше мировоззрение, не давая прикоснуться к бесконечности бытия (цифра 8, все восемь секторов). И именно освободившись от всех предрассудков, которыми страдает вся человеческая цивилизация, мы сможем выйти из лабиринта заблуждений и наконец-то прикоснуться к дремучим истинам мироздания.
Ещё один вариант прочтения цифры семь на уровне второго смыслового ряда: шумеры всегда изображали Землю 7-й по счету, т.е. счет вели не от Солнца, как делают современные астрономы, а наоборот. То есть цифра 7 – это планета Земля, 8 – Вселенная, и такие люди как Томас (Джордано Бруно) ведут нас к воссоединению со Вселенной через лабиринт невежества.
Заметьте сколько предрассудков связано с лабиринтом. Жители общины (бегуны) наделяют некоторые его части эпическими названиями типа «лезвия». Первый из таких предрассудков, что те, кто остаются в лабиринте на ночь обязательно погибают, Томас разрушает в первые дни своего пребывания в общине. Вскоре он разрушает и ещё одно заблуждение, что гривера нельзя убить.
Очевидным для многих жителей становится тот факт, что большинство правил придуманы лишь для того, чтобы приспособиться к жестоким реалиям и более-менее спокойно доживать свой век, не пытаясь стать свободными. И возникли эти правила скорее из-за страха и малодушия, нежели от желания жить по-настоящему и «дышать полной грудью». Хотя и нельзя не признать того, что они позволили проживать группе людей (подростков) в такой агрессивной среде довольно длительное время и при чём, крайне устойчиво существовать.
Поэтому полностью отрицать традиции и устои – плохая практика, которая может привести к гибели всей группы. Вот такое вот диалектическое противоречие. А именно диалектическое противоречие, согласно учению Гегеля, лежит в основе всякого развития. И это развитие началось: Изменение условий среды, а именно открытие всех ворот лабиринта и нападение гриверов, подталкивает лишь к одному решению: «Надо искать выход». И те, кто не может измениться и скинуть с себя оковы зомбо-программ, определяющих поведение (то есть не хочет покинуть привычное место обитания под названием «Приют») обречён на гибель.
Ко всем уже упомянутым недостаткам данной картины можно добавить следующее:
1. Казусность сюжета. Зачем было строить такой огромный лабиринт, выбрасывать на это такое количество ресурсов, только ради того, чтобы поместить группу ребят в экстремальные условия? Учитывая, как выглядит наша планета в будущем, по мнению создателей этой картины, достаточно было их просто выкинуть посреди пустыни. Иммунитет у них есть. Вот вам и экстремальные условия.
2. Появление девушки. Если главный герой остаётся без возлюбленной, то история – не история, Голливуд – не Голливуд, а западный кинематограф – не западный кинематограф. Ну, не могут они обойтись без Ромео и Джульетты. Скорее всего, в конце этой истории в живых останутся только они…
Наркотики
Употребление алкоголя подростками.
Секс
Отсутствует.
Насилие
Монстры, убийства, гибель положительных героев.
Мораль
Сюжет фильма во многом развивается нелогично. Главная несуразица заключается в том, что нескольких положительных героев, которые вели себя хорошо и правильно, и с которых можно было бы брать пример, по сюжету просто убивают, и эти убийства выглядят ненужными. В результате, нарушается причинно-следственная связь, и создается впечатление, что от поведения человека ничего не зависит, и твоя жизнь может в любой момент закончиться по воле неведомых сил.
Олег Ищущий
Дмитрий Раевский
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»: отчёт «победителям»?
Наркотики -
Секс -
Насилие +/-
Мораль -
В этом году вышел и сразу получил две награды «Серебряный лев» и «Зеленая капля» на международном кинофестивале в Венеции фильм Андрея Кончаловского Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына.
Я попытаюсь дать свою оценку увиденного. Сразу оговорюсь, фильм не произвёл на меня впечатления чего-то глубокомысленного, правдуматкового и животрепещущего. Не получит Кончаловский от меня похвал и за своё «высоко-творческое» жизнеописание простых людей, с корявым психологизмом сцен деревенского существования и лукавым исследованием человеческих душ.
Но давайте обо всех впечатлениях по порядку.
Из описания к фильму на сайте Кончаловского:
«В каждой деревне – свои судьбы, свои истории, свои традиции. Понять систему ценностей этих людей, научиться у них ответственности за то, что ты делаешь, – ради этого Андрей Кончаловский и задумал этот фильм».
Да в фильме есть и свои истории, и судьбы, и традиции, и ответственность главного героя перед другими, найденная им в качестве смысла жизни от безъисходности своего существования. Показана и вялая, нерешительная попытка его уйти от такой жизни, но, как и всё в картине режиссёра, его действия носят оттенок неполноценности.