Интересно, что на первый взгляд в «Бойцовском клубе» гораздо заметнее, против чего выступает герой-идеолог Тайлер Дерден, чем за что он, собственно, выступает. Реальные ценности культового персонажа несколько ускользают от внимания, а ближе к фокусу оказываются красочные протесты и разрушения. Однако быть против чего-то – это одно, а быть за что-то – совсем другое. Герой Нортона так говорит о своей теневой личности: «У него был план. Вполне осмысленный, если смотреть на всё глазами Тайлера – без страха, без смятения, отринуть всё, что не имеет подлинной ценности». Что же имеет эту подлинную ценность с точки зрения Тайлера?
Если сказать кратко, за какие ценности радеет Тайлер, то это – обесценивание жизни. Звучит несколько парадоксально, но именно так: ценность, за которую осознанно борется Тайлер, – это приведение своей жизни, жизни других и понятия жизни в принципе к нулевой ценности. Это, пожалуй, наиболее центральная тема фильма, его основная философия, к которой сюжет постоянно обращён. Наиболее яркие цитаты и моменты:
> «Самосовершенствование – это онанизм, а вот саморазрушение!»
> «Я считаю, к черту совершенство, к черту преуспевание. […] Пора эволюционировать» – эволюция здесь противопоставляется совершенству, т.е. от противного: эволюция = антисовершенствование, регрессирование.
> «Эй, и Мона Лиза потихоньку разрушается!» – «ничто не вечно» как оправдание саморазрушения.
> Тайлер: «В защиту Марлы – она до конца пойдёт» – до последней черты, до конца саморазрушения. «Согласно её мировоззрению, она могла умереть в любой момент. Трагедия в том, говорила она, что этого не происходит» - как активно саморазрушающийся человек, Марла – молодец, с точки зрения Тайлера.
|
Герой Нортона: «А я что нет?»
Тайлер: «Как перья не цепляй, цыпленком не станешь» – иначе говоря, ты ещё недостаточно саморазрушенный субъект, что плохо.
> Та же «качественно» саморазрушающаяся Марла говорит главному герою «Скользи» в его галлюцинации, т.е. спускайся, падай – как было продемонстрировано пингвином в предшествующем видении. Падение – именно это и предлагается в фильме как похвальная модель поведения.
> «Ты должен смириться, ты должен признать, без страха признать, что ты когда-нибудь умрёшь. Лишь утратив всё до конца мы обретаем свободу» – с аморазрушение и смерть = свобода.
> «Ты лишь кучка испражнений жизни» - человек = биомусор.
> То, что всё живое – просто биомусор поддерживается и созданием Тайлером мыла из человеческого сырья. Также появляется схожее короткое сообщение с призывом использовать умерших домашних животных как вторсырье.
> «Слушайте, недоноски, вы не уникальны. Неповторимая красота снежинки – это не про вас. Вы разлагающаяся органическая масса. Как и всё вокруг. Все мы – часть одной большой навозной кучи» – о бесценивание человеческой жизни, человеческого мира.
> Тайлер после намеренной автоаварии: «Мы были на волосок от жизни!» – жизнь – это смерть.
> «Умерев, участник проекта «Разгром» обретает имя» – с мерть как обретение имени, признания.
> Герой Нортона: «Черт подери, цель проекта «Разгром» – не смертоубийство!»
Тайлер: «Все здания пусты, в службе охраны наши парни. Мы не убиваем, а освобождаем». Взрывы 10 огромных зданий, на которые к тому же завязана система финансов, всё равно убили бы многих людей, так или иначе. В этом свете упоминание «не убиваем, а освобождаем» опять же ведёт к равенству смерть = свобода.
|
> Герой Нортона: «Боба нет! Застрелили в голову!»
Тайлер: «Не разбив яиц, омлет не приготовишь». Снова обесценивание человеческой жизни, особенно если учесть, что под приготовляемым омлетом реально подразумевается введение человеческого сообщества в хаос и разруху.
> Посещая группы поддержки, главный герой никому не сострадает, его не трогает чужое горе, а лишь интересно с его помощью справиться со своей проблемой.
> Более того, образы людей в беде намеренно представлены здесь уничижительно (Постоянное упоминание и описание «титек Боба», кошмарный секс-монолог умирающей больной Клои, отталкивающие рыдания мужчин, упоминание, что погибший в автоаварии был толстяком – его горелый жир сравнивается с искусством авангардизма и т.п.) – фильм создаёт крайне отталкивающий образ людей, попавших в беду, подводя к тому, что сочувствовать никому из них и не нужно. Т.е. снова видим обесценивание человеческих жизней.
> «На большом отрезке времени шансы каждого из нас на выживание близки к нулю» - рассуждения героя Нортона о безысходности и смерти.
> «Когда самолёт делал резкий крен при посадке или взлёте, я начинал надеяться, что он упадёт, столкнётся с другим и разобьется». Главный герой мечтает о смерти. Важный символизм этого будет разобран далее.
> «Мир скоро пойдёт ко дну» – вера Тайлера в скорый апокалипсис – что далее подкрепляется и соответствующими его действиями.
|
Сюда очень логично добавляются и радикальный антиматериализм Тайлера с проповедуемой им необходимостью боли, которые не скрывают за собой, как уже было сказано выше, никаких духовных и высоких причин, но зато легко объясняются с точки зрения философии обесцененной жизни. Если жизнь ничего не стоит, то действительно, зачем нуждаться в какой-либо материи, в том числе в своем теле, которое куда лучше пожечь химикатами или бросить в аварию. Феномен подготовок к смерти в «Бойцовском клубе» становится гораздо понятнее с точки обесцененной жизни. По мировоззрению Тайлера – из жизни, со всей её материей, нужно выбираться в смерть, и чем экстремальнее, тем лучше.
Также очень важно отметить такой момент. Судя по всему, наиболее существенной причиной к возникновению иллюзорной личности – Тайлера Дердена – послужило влечение главного героя к смерти.
В начале фильма мы видим, что герой Нортона потерялся в жизни, ничего в ней не понимает, не понимает, кто он («Я листал каталоги, задаваясь вопросом: какой сервиз может служить характеристикой моей личности?», «Тут нет имени, кто ты? Корнелиус? Руперт? Тревис? Какое из дурацких придуманных имен?») и что ему делать. Можно говорить о том, что он не видит ценности не только в жизни, которую для себя выстроил, но и в принципе не видит ценности в жизни как таковой. Как демонстрирует фильм, герой Нортона – что-то вроде живого мертвеца, которого не радует и не трогает практически ничего в жизни. За всё повествование самые позитивные эмоции и большую заинтересованность герой Нортона проявляет в общении с Тайлером, несуществующим человеком.
Перед тем, как появляется Тайлер, главный герой красочно представляет себе авиакрушение самолета, в котором летит – это то, чего он, еле живой персонаж, хотел бы для себя. И появившийся Тайлер предлагает герою целую привлекательную философию «прохождения до последней черты», что, по сути, представляет и реализует это желание смерти как что-то правильное и необходимое. Таким образом, теневая личность, Тайлер Дерден, срабатывает для главного героя как механизм рационализации:
Рационализация – бессознательный механизм психологической защиты, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы (например, желание себе смерти). Рационализация работает как объяснение себе своего поведения наиболее приемлемыми мотивами (например, что человек – просто биомусор. Просто донеси мусор до урны, да и всё, больше ничего со своей жизнью делать нечего). Это помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.
Тайлер, наполняя жизнь своего носителя нетривиальными событиями и философией обесцененной жизни, реально просто красочно оправдывает желание смерти главного героя. Герой Нортона как хотел крушения самолета, на котором летит, так это желание после появления Тайлера и остается, только обретает большие масштабы: «крушение личного самолета» теперь просто задевает больше жизней, инфицирует через Тайлера и его смерторационализирующую философию целый мир. То, что Тайлер – что-то вроде вышедшего из-под контроля вируса, подтверждает и вопрос полицейского главному герою, есть ли у него враг, который мог бы взорвать его квартиру. Разрушающая главного героя субличность – враг-рационализация – не воспринимается им как опасность.
Также важно, что Тайлер не только оправдывает бессознательное желание смерти главного героя, но и фактически подводит его к ней. Финал, очевидно, выглядит противоречивым: два героя находятся в одном теле – и если герой Нортона выстрелил в себя по траектории, которая не была для него смертельна, то почему же погиб Тайлер? Посему очень вероятно, что это намек на суицидальный финал для главного героя – реализация нужной «последней черты» и воплощение мечты о смерти в реальность, что здесь выглядело бы более логично, чем «хэппи энд». Хотя счастливый конец намеренно позитивирует центральную философию фильма. Вид победителя и финальные слова главного героя: «Всё хорошо», «Мы встретились в странный период моей жизни» – лишний раз подтверждают зрителю, какие «правильные» ценности транслируют производители фильма.
«Бойцовский клуб» представляет собой, по сути, очень талантливо сделанную оду саморазрушению. Жизнь героя Нортона подобна красивому горению мотылька. Его путь «сгорания» подаётся эффектно и привлекательно, под соусом просветления и восстановления мужественности, однако реально демонстрируется не просветление и прогресс личности, а её падение под видом просветления.
Соединяя же две глобальные темы «Бойцовского клуба» – 1. необходимость вернуть утраченную мужественность, переродиться из слабака в настоящего мужчину и 2. вера в то, что человеческая жизнь ничего не стоит, а человеческий мир – это просто навозная куча – получаем неутешительный вывод, что фильм, по сути, учит стать мужественным, чтобы обесценить и разрушить свою жизнь. Через соответствующие взгляды, различные варианты саморазрушения, насилие и девиации, что далее, видимо, должно переноситься на реальное общество. Иначе зачем ещё голливудским дельцам настолько привлекательно и талантливо транслировать подобные идеи в массы?
Капитализм и корпорации (-/+)
Фоном событиям фильма подаётся идея несправедливого строя современного общества, из-за которого, как подразумевается, местные мужчины и утратили своё мужество:
· Тайлер: «Я вижу в бойцовском клубе самых сильных мужчин на свете. Огромный потенциал. И он растрачивается. Черт возьми, мы вкалываем на фабриках и в ресторанах, гнем спины в офисах. Нас дразнят, рекламируя одежду. Мы работаем в дерьме, чтобы купить ненужное дерьмо. Мы пасынки истории, ребята. Мы не востребованы. Нет ни великой войны, ни великой депрессии. Наша война – война духовная. Наша депрессия – наша судьба. Телевидение внушило нам веру в то, что все мы станем миллионерами, звездами кино и рока. Все вранье. И мы начали это осознавать. И это приводит всех в ярость»;
· Герой Нортона: «Когда люди выйдут в глубокий космос, то присвоят всему названия корпораций. Созвездие Ай-Би-Эм. Галактика Майкрософт. Планета Старбакс»;
· Потребительский, быстрый оборот материи, характерный для капитализма: «Повсюду, где я бываю, миниатюризованный быт. Разовые порции сахара, разовые порции сливок, разовые порции масла, полуфабрикат “Корден-Блю” для микроволновки, мини-наборы шампуня и кондиционера, микроскопические кремы, крохотные кусочки мыла»;
· Один из самых основных моментов, связанных с обращением фильма к недостаткам современного общества – это компания, в которой работает главный герой. Он так объясняет тонкости своей работы: количество выпущенных машин умножается на вероятную долю машин с неисправностями, полученное умножается на стоимость урегулирования вопроса без суда. Если итог меньше затрат на доработку, то возврата модели машины на доработку не будет. Также герой упоминает, что в его компании используют «опоры для передних сидений, которые не прошли испытаний, тормоза, вылетающие через тысячу миль, и топливные инжекторы, которые загораются, и люди сгорают заживо». Чётким приоритетом решений в его компании поставлена финансовая выгода, а не интересы и безопасность покупателей. Характерная черта капиталистического общества – всё решает прибыль;
· Интересный монолог Марлы на тему потребительских привычек общества: «Я купила это платье за один доллар. Платье для подружки невесты. Кто-то им целый день любовался, а потом выкинул. И с елками также. Стоят, блестят… И, бам, валяются на задворках, поблескивая обрывками мишуры. Подобно жертвам маньяка»;
· Призыв Тайлера к герою Нортона, пытающемуся остановить взрывы небоскребов: «А чего (ты) хочешь? Вернуться на поганую работу? В вонючем кондоминиуме смотреть сериалы? Я не согласен» – также отчасти обращается к недостаткам социума, в т.ч. и под влиянием которых главный герой выстроил для себя фальшивую жизнь.
Так или иначе, изъяны капиталистического общества создатели «Бойцовского клуба» обозначают пунктиром и по большей части всерьез критиковать их не стремятся, а просто используют в своих целях. Как имеющий три глобальные темы – 1) перерождение слабака в мужчину, 2) обесценивание своей жизни, 3) недостатки капиталистического общества – фильм выстраивает всё в такую цепочку:
Недостатки капиталистического общества –> являются причиной утраченной мужественности мужчин –> за этим следует призыв восстановить или нарастить необходимую мужественность –> мужественность при этом призывается понимать во многом неправильно (многочисленные деструктивные образы мужества, описанные выше в первой главе) –> недостатки общества остаются просто предпосылкой проблем, фильм их всерьез не рассматривает и исправлять, конечно, не призывает –> в итоге, после того как готовы 1. псевдомужественность и 2. понимание несовершенного общества как злой среды, отбирающей мужественность –> во всей красе появляется философия обесцененной жизни –> и заканчивается всё призывом эту философию применить на практике, поддерживая свои действия псевдомужественностью и восприятием несовершенного общественного строя как зла, которое надо не корректировать, а сокрушить –> если всё применено на практике – “game over”, жизнь как не имеющая никакой ценности заканчивается в двух масштабах: жизнь личности; жизнь общества (т.к. общество – это сумма личностей).
По этой структуре смыслов хорошо видно, что «Бойцовский клуб» просто использует имеющиеся недостатки общества как отправную точку и реалистичное оправдание для продвижения деструктивной философии обесцененной жизни и саморазрушения в массы. Это подтверждается и тем, что всячески несовершенная автомобильная корпорация, где трудился главный герой, в итоге спонсирует его разрушительную деятельность в обществе. Т.е. недостатки общества просто получают свое продолжение благодаря главным героям. Поверхностную же критику корпораций, навязывающих людям бездумное потребление, трудно воспринимать всерьёз в виду скрытого продвижения товаров в «Бойцовском клубе», что уже подробно упоминалось выше в первой главе.
Отсылки к сатанизму (-)
Трудно обойти вниманием некоторые отсылки к сатанизму в «Бойцовском клубе». Можно справедливо считать, что «Бойцовский клуб» – фильм отчетливо антирелигиозный и антихристианский. Как уже видно из всего вышеописанного, история красочно подменяет белое чёрным, и таким же образом подменяет Бога дьяволом.
Соответствующие моменты и цитаты:
· собственно, центральная идея фильма – обесцененная жизнь уже подразумевает сатанинские ценности. Жизнь – ничто, человек – биомусор, гори оно, мироздание, ярким пламенем.
· Тайлер, продвигая бесценок человеческой жизни, практикует поцелуй-ожог, который ставит своим последователям на руку. Это крайне напоминает, так называемую, печать или метку зверя. Получается, что участники огромного движения, занимающегося разрушением Божьего создания – человека и человеческого мира, все имеют специфическую отметину, которая дополнительно подчеркивает их веру в саморазрушение как свободу. Это опять же имеет сатанинский оттенок.
· Бойцовский клуб сравнивается с церковью. «Истеричные выкрики на неведомых языках, как в церкви пятидесятников», «Рикки сравнялся с Богом, когда колошматил метрдотеля из соседнего кафе», «Бой заканчивался, вопросы оставались неразрешенными, но ничто уже не имело значения. После боя мы чувствовали, что обрели спасение». Спасение – одно из христианских понятий. Спасение в христианстве находится в Боге, в бойцовском же клубе спасение оказывается не в Боге, а в саморазрушении, мазохизме, аутоагрессии.
· после получения задания от Тайлера подраться на улице, один из участников клуба дерётся с духовным лицом, бросает на землю Библию, которую тот нёс, и поливает водой.
· Далее же упомянутое духовное лицо оказывается уже участником бойцовского клуба и проекта «Разгром», мелькая в массовке, что как бы должно подразумевать, на какой стороне находится духовность – на стороне Тайлера с его демоническими ценностями.
· первый волонтёр в проект «Разгром» бреет голову в ванной перед свечой с иконой, которую показывают мельком.
· Тайлер проповедует: «Каждый представлял отца Богом, а отец тебя бросил. Признайся, что Богу ты не нужен. Скорее всего, он тебя не хотел. Он тебя, похоже, ненавидит, и это не самое страшное в жизни», «Он (Бог) не нужен нам. Плевать нам на ад и на рай плевать», «Мы нежеланные Божьи дети, ну и пусть!».
· Тайлер хотел бы подраться со своим отцом (Отец как Бог, тема богоборчества).
· Герой Нортона хотел бы подраться с Ганди – духовным деятелем.
· Герой Нортона говорит: «Мы верили в Тайлера». В оригинале это звучит “In Tyler we trust” – изменённая фраза “In God we trust” – верим в Бога. Т.е. Тайлер, проповедующий демонические ценности, становится новым Богом для местных людей.
· Тайлер практикует специфические «жертвоприношения»/”human sacrifices” (в фильме употребляется именно этот термин).
Демонстрируется эпизод с угрозами Тайлера человеку, который не доучился на ветеринара и торгует в магазине. Герой угрожает ему смертью, если тот в течение недели не продолжит обучение. Практикуя такие «жертвоприношения», герой играет в Бога и нарушает принцип свободы воли человека.