Однозначно минусовая тема. Идеального мужчину, Тайлера Дердена, называют в фильме «террористом системы обслуживания». Работая киномехаником, официантом на банкетах и производителем мыла, герой предпочитает заниматься откровенным вредительством. Он вклеивает порно-кадры в фильмы, которые смотрят дети (к слову, очень напоминает деятельность одной компании), ужасным образом портит еду, которую разносит клиентам, а мыло делает из человеческого жира, который подбирает в мусорных баках липосакционной клиники – «мы продавали богатым женщинам их собственные жирные задницы». Всё это производится культовым Тайлером Дерденом (а реально – главным героем, который из-за бессонницы вредительствует по ночам на всех этих работах) под лозунгами… Да, не под какими лозунгами. К этой части «крутой», протестной деятельности супер-персонажа не добавлено никаких пламенных речей. Социальное вредительство именуется просто «интересной возможностью».
Стоит ли подробно разъяснять, что тут не так?
Также здесь важно то, что вредительствуя по отношению к другим, Тайлер всё равно продолжает потреблять какие-то услуги: к примеру, частенько пьёт пиво – которое произведено и продано ему кем-то. Будет неудивительно, если вместо пива Тайлер весь фильм пьёт мочу какого-нибудь радетеля вроде себя. Ведь если человек занимается вредом по отношению к другим людям, то в итоге он получит то же самое по отношению к себе.
Настоящий мужчина окружен единомышленниками (-/+)
«Бойцовский клуб» изображает, как вокруг главного героя постепенно собирается большое количество людей, поддерживающих его идеи, и как все вместе они объединяются для масштабных действий в обществе.
|
С одной стороны, тема идейного единства очень хороша, это то, чего крайне не хватает человечеству на данном этапе его существования. Однако, с другой – в фильме снова присутствуют противоречия, поскольку участники Бойцовского клуба и проекта «Разгром» зачастую больше походят на безмозглых солдат-последователей харизмы Тайлера/героя Нортона, чем на полноценных его единомышленников.
Интересно, что ещё одной из смысловых предпосылок возникновения Тайлера, были постоянные призывы найти себе «позитивное партнерство» (partners in positivity) в группах поддержки, которые посещал герой Нортона.
Пообщавшись с Бобом, Марлой, соседкой в самолёте, другими людьми и не найдя в них того самого позитивного партнерства, главный герой просто создал себе партнёра-галлюцинацию. И хоть парадоксальным образом герой Нортона время от времени печально причитает на тему своего одиночества («Люди, встречающиеся мне во время перелетов – одноразовые друзья. Мы проводим вместе время от взлета до посадки и не более того», «Когда думают, что ты умираешь, тебя действительно слушают, а не просто ждут своей очереди заговорить», «Я жутко одинок. Отец меня бросил. Тайлер меня бросил. Я — разбитое сердце Джека»), по-настоящему решать эту проблему он и не собирался. Любые идеи реальных партнерства/дружбы в фильме просто «сливаются» – один претендент на позитивное партнерство погибает, и во многом по вине главного героя (Боб), второй более-менее «живой» персонаж в его окружении оказывается ни за что изуродованным – опять же главным героем («блондин»).
|
Таким образом, тема единомыслия в фильме, как и тема антипотребительства, является по большей части привлекательной фикцией. Один из круга единомышленников главного героя – нереален, второй – погибает из-за него, третий – изуродован им, а все остальные больше похожи на картонные фигуры, выставленные простой массовкой, хоть и в рамках некоего прогрессивного секретного движения.
Т.е. с точки зрения собираемого фильмом образа крутого мужчины подобная подача темы подразумевает, что правильный мужчина как бы должен быть окружен единомышленниками – да, но при этом «по качеству» они могут быть какими угодно (главный соратник героя Нортона оказывается галлюцинацией + бесхарактерные и глупые участники бойцовских клубов и проекта «Разгром» + любые идеи дружбы в фильме «сливаются»), что, по сути, создаёт и продвигает эффект «одиночества в толпе» и единомыслия понарошку.
Настоящий мужчина – «половой гигант» (-/+)
Фильм обнаруживает секс-программирование сознания, нацеленное на мужскую аудиторию.
Здесь свою специфическую роль на пути героя Нортона от безвольности к необходимой мужественности играет Марла Сингер. Она появляется в жизни центрального персонажа, когда тот, рыдая, прижимается к груди падшего культуриста, что создает такую смысловую комбинацию: ненастоящий мужчина (герой Нортона), обнимающий ненастоящую женщину (Боб с грудью), внезапно видит реальную женщину, эффектную и притягательную. По реакции главного героя и тому, что далее внушительная часть его внимания постоянно сфокусирована на ней, становится понятно, что Марла его «зацепила». Герой всячески показывает свою неприязнь или равнодушие к ней, однако ряд предпосылок даёт понять, что на самом деле он испытывает иное.
|
На одном из сеансов направленной медитации в качестве своего животного силы главный герой видит её – призывно сидящую в его воображаемой пещере. В другом моменте герой возвращается к этому видению – теперь ему представляется, как он собирается её поцеловать. Ну и, собственно, Тайлер Дерден, альтернативная личность героя, разрешающая различные его внутренние дилеммы, легко и уверенно вступает в интимные отношения с этой женщиной.
Всё это подразумевает, что главный герой на самом деле испытывает не отторжение к Марле, как показывает, а сексуальное влечение, но при этом не только не готов иметь дело с этим фактом, но и не готов его даже осознать, реализуя всё через теневую личность.
В целом, через сложную схему отношений главного героя, Марлы и Тайлера создателями картины завуалированно продвигается понимание настоящего мужчины через его сексуальную реализованность. Как это формируется?
– Изображено, что сексуальные отношения происходят между Марлой и второй личностью героя, Тайлером, однако сюжет постоянно возвращается к выяснению отношений между Марлой и непосредственно главным героем, вытесняющим свои симпатии к ней – и выясняются отношения, грубо говоря, на тему «мужик или не мужик» главный герой.
– Демонстрируется, что между сеансами секса с Тайлером Марла, до конца не понимающая раскола героя Нортона на двух человек и видящая перед собой реально одного и того же человека, пытается «раскачивать» непосредственно главного героя – холодного, асексуального парня – на тему влечения к ней. Она зазывно хватает его за нужные зоны, просит проверить её грудь на наличие уплотнений (двусмысленно спрашивая при этом – «чувствует ли он что-нибудь» / “Feel anything?”, “You feel nothing?”), но герой никак не поддаётся. При этом он одновременно и заинтересован в Марле, и отторгает её, т.е. заперт между «да» и «нет» в своей внутренней борьбе насчет неё.
– В одном моменте герои обсуждают разделение групп поддержки между собой, чтобы не видеться, и снова поднимается вопрос, является ли герой Нортона мужчиной:
Главный герой: Насчет рака яичек разговора быть не может, верно? (Подразумевается, что раз группа мужская, то и посещать её должен он, а не Марла)
Марла: Но скорее я имею право там появляться, у тебя-то яйца на месте.
Главный герой: Шутишь?
Марла: Не знаю. Что, нет? (Т.е. «мужик» главный герой или нет – есть у него яйца или нет в образном смысле)
– Снова акцентируя ту же основную тему в их взаимоотношениях – «мужик или нет», Марла в одном эпизоде предлагает главному герою, вновь отказывающемуся откликнуться на её сексуальные призывы, поносить её платье.
– Когда главный герой и Тайлер обсуждают, что второй переспал с Марлой, заметно, что первый чувствует себя задетым. При этом он произносит про себя: «Да, он справился с этим» (!). Тайлер справился с тем, с чем хотел справиться сам главный герой – иметь сексуальные отношения с понравившейся женщиной.
– В финальной сцене, когда главный герой и Марла наконец вместе, на экране проскакивает кадр с эрегированным мужским органом, подтверждая наконец, что герой переродился в «мужика».
Странным любовным треугольником в «Бойцовском клубе» зрителю транслируется идея, что в таком положении, осознанно не вступая с Марлой в сексуальные отношения (которых хотел бы и сам герой, но подавляет своё желание и реализует через вторую личность, и которых хотела бы и сама Марла, всячески стимулируя его на эту тему), герой Нортона – не «мужик».
Однако постепенно он всё больше интегрируется со своей теневой личностью – тем самым, подразумевается, что и он такой же, как Тайлер, имеет все те же черты и способности. В итоге все продемонстрированные на экране половые подвиги Тайлера оказываются подвигами главного героя. Марла, подтверждая идею важности понимания мужественности через сексуальные возможности, говорит герою Нортона в одном из последних эпизодов, что он отличный любовник.
Тем самым, фильм содержит соответствующее секс-программирование сознания, нацеленное на мужчин. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной, говорит фильм, ты обязан быть половым гигантом (аналогично интегрировать в себе личность героя-задохлика с личностью секс-гиганта). Пока же ты не являешься таким типажом, не ведёшь крышесносящие сексуальные отношения с криками от оргазмов на весь дом, то ты среди тех, у кого нет яиц, и можешь поносить платье.
Линия с отношениями Марлы и главного героя частями выглядит романтично, в неё даже вкладывается смысл восстановления целостности героя – Тайлер запрещает главному герою обсуждать его в разговорах с Марлой – т.е. каким-то образом она нарушает этот психологический раскол героя, способствуя целостности и воссоединению с собой. Но всё же по своему основному наполнению эта сюжетная линия не является ни любовной, ни спасительной, а проводит идеи секса и понимания мужественности через сексуальные «достижения».
Настоящий мужчина готов испытывать боль (-/+)
Специфика этой темы в «Бойцовском клубе» напоминает уже многие вышеописанные темы: озвучивается хорошая мысль, но реализуется неадекватно.
Тайлер учит главного героя, что для личностного прогресса важно испытать боль, и далее бьёт его, ставит ему химический ожог, бросает в автоаварию, рассказывает, что без боли не было ничего, и в результате получается некий обманчивый парадокс. Идея, что нужно быть готовым пройти через ту или иную боль, широко известна, но она связана с достижением каких-то важных целей и задач. Ради чего же боль нужна здесь?
Ярче всего смысл необходимости боли в «Бойцовском клубе» прослеживается в эпизоде с химическим ожогом. Там Тайлер объясняет главному герою, что это жёсткое испытание нужно ради смирения с тем, что тот когда-нибудь умрёт. Перед автоаварией, которую Тайлер организует для себя, героя Нортона и пары ребят из «Разгрома», он вновь заводит разговоры о неминуемой смерти. Т.е. во многом боль героями испытывается как подготовка к тому, что однажды придётся умереть.
Если посудить здраво, есть ли действительная надобность в боли такого характера и с такими причинами? Герои «Бойцовского клуба» не терпят боль, воюя за Родину или справедливость, спасая кого-то или банально совершенствуя себя в чём-то, а, устремившись мыслями к смерти, организуют некие целенаправленные болевые процедуры.
Таким образом, касательно боли фильм в целом передаёт идею, что даже если за переживаемой тобой болью не скрываются хоть сколько-нибудь благородные причины, ты всё равно крутой и смелый человек, вкусивший опасность и прошедший по краю пропасти. Честно говоря, следуя за логикой главных героев, можно просто порезать себе руки лезвием и уже почувствовать себя настоящим «мужиком». А теперь взгляните на эмо и готов, практикующих совершенно аналогичные Тайлеру-сотоварищам болевые «спа-процедуры», и осознайте, насколько близко такая боль к понятию мужественности. Без чего-то истинно высшего такие испытания болью, как в «Бойцовском клубе» – это просто абсурд.
Как и противоречивый антиматериализм, специфическая тема боли также логичным фрагментом встраивается в глобальное мировоззрение Тайлера, о котором речь пойдет чуть позже.
Настоящий мужчина отрицает вышестоящих и забирает их материальные блага (-/+)
Тема дублируется в фильме дважды: через отношения главного героя со своим шефом и в эпизоде разборки Тайлера с владельцем таверны, в подвале которой был организован первый бойцовский клуб. В первом случае главный герой берёт верх над своим руководителем, избив себя и выставив это делом его рук, в результате чего тот вынужден платить герою, чтобы отвести от себя специфический шантаж. Другой упомянутый эпизод – сцена с дракой Тайлера и Лу, владельца таверны – очень близок по смыслу. Герой, дав избить себя и показав, что он не держится за свою жизнь, получает от впечатленного Лу необходимое разрешение продолжать встречи клуба в подвале таверны, проводившиеся до этого незаконно.
В обоих эпизодах прослеживается непризнание вышестоящего человека, соответствующая смена иерархии и «выбивание» снизу нужных материальных благ.
Сама по себе тема отрицания вышестоящих может подразумевать и позитивные идеи, когда человеческое должно ставиться выше социального, на глубинном уровне все равны и т.п., но – очевидно, негативных смыслов тут больше. Подаётся абсолютно справедливым то, что герои за свои эксцентричные восстания получают психологическую победу над вышестоящим и некие незаслуженные блага от него – деньги в случае главного героя и права на материальную собственность в случае Тайлера, т.е. здесь явно продвигается позитивность мошенничества.
Связывается описанное опять же с образом мужества. Правильный, влиятельный мужчина по «Бойцовскому клубу» не подчиняется никому (+/-), имеет право забрать у кого угодно что угодно (-), причём через аутоагрессию/мазохизм (-). Комбинация странноватая, тем более если оценивать с точки зрения формирования мировоззрения зрителя.
Настоящий мужчина активно влияет на мир, в котором живёт (-/+)
Здесь всё так же, как и в большинстве пунктов – противоречия с перевесом негативных идей.
С одной стороны, своими действиями Тайлер показывает главному герою, что всегда можно и нужно влиять на мир, в котором живёшь. Выдавая участникам бойцовского клуба домашние задания и устраивая акции в рамках проекта «Разгром», Тайлер пытается перенести свои взгляды на общество и начать в нём процессы желаемых им изменений. Пример такого масштабного энтузиазма в воздействии на окружающий мир, как демонстрирует фильм, конечно, впечатляет.
Однако снова проблема в содержательной стороне темы – что именно меняет Тайлер? Фактически, им просто производится глобальная порча материальной собственности общества, причём без особого смысла и пользы. Влияя на мир, герой просто приводит всё к бестолковой ветхости, которая представляется ему идеалом:
«В мире, который мне видится, ты (главный герой) охотишься на лосей в пропитанных влагой лесах, окружающих руины Рокфеллер-центра. На тебе одежда из шкур, одна до конца жизни. Ты взбираешься на верхушку небоскрёба Тиерз-тауэр и видишь оттуда крохотные фигурки людей, которые молотят зерно и раскладывают узкие полоски мяса на автомагистрали».
Задаешься вопросом: что же он хочет увидеть дальше, после этого якобы просветляющего регресса цивилизации? Если вспомнить девиз героя «самосовершенствование – это онанизм», а саморазрушение – то, что надо, к чему мы ещё вернемся, то движение к идеальному миру по его видению так и будет совершаться в обратную сторону, всё ближе к пещерной жизни, а финальное становление амёбой в конце пути, похоже, окажется божественным откровением по Тайлеру.
Влиять на мир, который тебя окружает, как изображается в фильме – необходимо бесспорно. Но то, какие конкретно изменения общества производятся со стороны энтузиастов «Бойцовского клуба», – это катастрофа и банальный вандализм («Дезинформация – Ущерб – Поджог» – значится на папках с бумагами в штабе проекта Тайлера, а на двери штаба написано «Война»). Разрушая даже финансовую систему, какой несправедливой она не была бы, и, не предусмотрев никакой замены/изменения, проект «Разгром» занимается чистой воды анархизмом.
Настоящий мужчина ответственен за свои действия (+)
Редкая однородно позитивная тема, появляющаяся ближе к концу истории. Герой Нортона, узнав, что Тайлер – это его альтернативная личность, принимает на себя всю ответственность за поступки, совершённые им в ипостаси Тайлера, и пытается остановить затеянный в беспамятстве теракт.
Эту тему дополнительно подчеркивает момент в конце истории, когда главный герой осознает, кто на самом деле «ведёт» события в их тандеме с Тайлером – он, а не какая-то иллюзорная личность, и мысленно перехватывает у того управление пистолетом.
Готовность отвечать за свои действия играет в эволюции главного героя хорошую роль, позитивно дополняя портрет настоящего мужчины в фильме.