Так мы подходим к завершению фильма. И что же в конце картины произошло с человечеством?




– Чудом спасшийся герой обнаруживает, что стал известной исторической личностью, как и его дочь (через которую он поведал тайны технологии). Он купается в почёте, его практически боготворят. С момента начала его экспедиции прошло около 90 лет, но благодаря замедленному ходу времени в его космических полетах, он всё ещё молод.

– Спасшиеся люди обитают на космических станциях, которые им помог создать антигравитационный прорыв.

– Что с Землей – непонятно. Ничего о родной планете нам в конце не сообщают. Но на ум приходит слоган фильма «Человечество родилось на Земле, но не обязано на ней умирать».

Согласно сюжету, родная планета могла прокормить лишь одно новое поколение, когда герой ее покидал. Прошло 90 лет, за это время могло смениться три поколения. Значит, прокормить их она никак не могла, ведь ни о каких лекарствах и экологическом прорыве в фильме не говорилось. Герои искали технологии антигравитации, чтобы люди могли улететь на другие планеты, и нашли, но! Ни о каких других мирах в конце речь не идет, и лишь умирающая дочь главного героя намекает ему, что он должен продолжить свою миссию и отправиться на обитаемую планету, где его коллега уже заложил «первый камень» новой колонии. Информация о том, что где-то есть иные колонизированные планеты, отсутствует.

Мы смотрим титры; расчувствовавшиеся и взволнованные зрители покидают зал.

А теперь раскроем те нравственные проблемы, которые как бы вскользь растворились и не оглашались по ходу действа:

1) Эксплуататорски-эгоистичный подход человечества к биосфере. Все понимают по ходу фильма, что именно люди довели Землю до бесплодия и экологической катастрофы. Но автор вместо набившего всем оскомину рассказа об очередной техногенной катастрофе всё сводит к неожиданно появившемуся мутагену, убивающему культурные растения. “Земля нас больше не терпит” – говорит один из героев.

Хочется спросить: “Мы что – паразиты?”. Получается, что так, ведь никакого изменения нравственности, переоценки своей политики по отношению к природе в фильме не показано. Конфликт просто разрешает “научная магия”, основанная на нагромождении пространственно-временных конструкций и маскирующая старый ход – «Deus ex machina» (латинское крылатое выражение, означающее «бог из машины», то есть «персона или событие, которое обеспечивает внезапное, неожиданное разрешение истории»). Выживание человечества свершается, по сути, без усилий со стороны людей. А значит, как люди относились к Земле, так будут относиться и к новым мирам. И всё будет повторяться. А потом опять герой всех спасет.

2) Эгоцентризм в отношениях. Все проблемы героев, сваливающиеся на них неприятности, происходят как раз из неумения договариваться и сотрудничать. Грубо говоря, нам показали, как кучка эгоистов, не способная согласовать свои действия и расставить приоритеты, противостоит обстоятельствам и чудовищным проблемам, ими же и порождённым. Сопровождает фильм великолепный и трогательный саундтрек Циммера.

Отдельно режиссер поднимает вопросы любви, семьи и привязанностей, и на эту тему герои не раз излагают свои мысли. Но что же на деле? Приведем пример: героиня Мерф редко встречалась с братом и его семьей и, когда узнала о болезни племянника, решила забрать его в подземное убежище. Там собрались «счастливчики» – врачи, учёные и «элита». Брат резко против. Чтобы отвлечь его и вывести племянника, она тайно поджигает кукурузное поле, принадлежащее брату. Иными словами, уничтожает его источник пропитания. И никак этот конфликт не разрешается, повествование о брате на этом просто заканчивается.

3) Решения о судьбе человечества принимаются тайно, или несколькими лицами. НАСА ничего не сообщили людям о потенциально обитаемых планетах и возможности их заселения, и это объясняется тем, что налогоплательщики против «затратных космических исследований». Но это совсем разные вещи, брать пробу грунта на метеоритах и найти новые пригодные для жизни миры. Об этом открытии общественности неизвестно, тайна сохраняется, чтобы не поднимать панику и спекуляции, пока якобы «технологии не позволят спасти с планеты всех».

И кто же занимается разработкой таких технологий? Научные отделы? Институты? Международные собрания ученых? Нет, проблему антигравитации, решение которой позволит спасти людей с Земли, конфиденциально решает всего один человек. Нельзя ли было огласить свою благородную цель и привлечь другие светлые умы (и не подозревающие об открывшейся возможности) к работе, отчего шансы на удачное завершение оной повысились бы? Нет, все секретно. Заставляет задуматься, не те ли силы, что «тайно от налогоплательщиков» финансировали космические исследования, так же тайно покинули планету со своими семьями и научно-техническим персоналом, переселившись на космические станции.

Вывод: великолепно в техническом, визуальном, звуковом плане исполненный фильм с нездоровой мировоззренческой начинкой, замаскированной под драму на фоне чёрных дыр и гипердвигателей.

Говорят, что фильм про «космическое путешествие». Про космическое путешествие второй Массэфект, Космическая Одиссея, а этот фильм – про снижение критичности мышления и сужение нравственных рамок человека пространственно-временными сдвигами и подготовку общества к спокойному принятию техногенного конца света, когда мы все должны будем постепенно угаснуть на поруганной истощённой Земле, а кучка предприимчивых дельцов сбежит с остатками ресурсов и технологий на орбиту Сатурна или в подземные бункеры. И подобные фильмы предлагают принять это как данность.

После таких фильмов всё чаще вспоминается фантастика Ефремова. Жаль, что его не экранизируют.

Наркотики

Есть несколько сцен с употреблением алкоголя положительными персонажами. В одной из сцен, где обсуждают предстоящее спасение мира, главный герой солидно похаживает с бокалом виски. И он пилот, от которого зависит жизнь миллионов.

Секс

Отсутствует.

Насилие

Присутствуют отдельные сцены без детализации агрессии и жестокости.

Мораль

Вместо анализа причин, которые могут привести человечество к истощению родной планеты, и необходимости изменения своего образа жизни, авторы картины подводят зрителя к мысли, что можно и дальше продолжать жить безответственно, уповая на супергероев и суперученых.

Антон Иванов

«Инферно» 2016



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: