Недостаточное финансирование образования




Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, которое уже перестало быть тоталитарным, но еще не стало демократическим, готовы платить лишь за “прямые услуги” - евроремонт, еврохимчистку, евролечение - даже за образование, обычно довольно низкого уровня, но которое обещает быстрое обогащение (экономическое, юридическое, менеджерское и т.п.). А за математическое, естественно-научное, инженерное образование, уровень которого в России давно уже выше европейского или американского, общество платить не желает. Может быть, именно такое образование следует назвать “еврообразованием”, чтобы его ценили?

Существенным пороком нашего общества является терпимость к нарушению авторских прав и использованию ворованных программных продуктов. Некоторые преподаватели не считают зазорным проводить занятия с помощью ворованного дорогого программного обеспечения (при наличии лицензионных дешевых или бесплатных аналогов) и тем самым вынуждают студентов покупать пиратские компакт-диски. Эти диски свободно продаются во многих вузах вопреки правилам торговли и законам Российской Федерации. Удивительно, что общество не понимает, что западные компании не защищают свои программные продукты от незаконного копирования просто потому, что они используют компьютерное пиратство как демпинг, т.е. как одно из самых эффективных средств продвижения своих товаров на наш рынок и уничтожения российских конкурентов. Еще более удивительно, что даже некоторые официальные школьные и вузовские учебники и учебные пособия написаны так, что для их изучения требуется использование пиратских программных продуктов. Несоблюдение авторских прав и использование ворованных программных продуктов лишает учебные заведения огромных средств, которые бы они имели при надлежащей оплате производимой ими интеллектуальной продукции и оказании дополнительных учебных услуг, связанных с компьютерной поддержкой обучения. Кроме того, компьютерное пиратство является одним из главных препятствий на пути компьютеризации образования.

Можно утверждать, что эти причины, в отличие от объективных, которые мы анализировали в предыдущих разделах, носят временный характер и порождены историческим наследием. Однако, преподаватели и вся система образования не могут ждать, пока общество очнется и поймет, что за все надо платить, и в первую очередь - за образование, без которого нет будущего ни у страны, ни у ее граждан.

Поэтому мы предлагаем несколько видов деятельности, позволяющих изменить позицию общества в отношении образования, привлечь в образование дополнительные средства и одновременно способствующих повышению его уровня. Оговоримся, что эти виды деятельности очевидным образом вытекают из сказанного выше и о каждом из них подробно уже было сказано. Мы имеем в виду следующее.

  • Создание и внедрение в учебный процесс учебной литературы нового типа (учебные комплексы, пособия типа книга+дискета, рабочие тетради для студентов).
  • Изготовление и распространение (за плату) электронных учебников и учебных пособий для компьютерных классов и домашних компьютеров, а также разнообразных контролирующих программ, позволяющих уменьшить нагрузку.
  • Расширение преподавания математики на старших курсах и внедрение новых форм обязательных заданий (например, курсовых работ), что выгодно с точки зрения перераспределения нагрузки.
  • Участие в продолжающемся образовании (переподготовке и повышении квалификации инженеров, менеджеров), за которое будут платить (и уже платят) предприятия (например, Газпром, РАО ЕС и др.).

Заключение

Резюмируя наши предложения по преодолению негативных тенденций в математическом образовании, выделим основные направления их практической реализации:

  1. Привести в соответствие программы изучения математики в школе и в вузе. Модернизировать курс математики, освободив его от рутины и перенеся акцент с вопроса “как” (решить, вычислить и т.п.) на вопросы “что” и “зачем”. Использовать высвобождающееся время для обсуждения и исследования полученных результатов, а также для включения в программу новых разделов современной математики. Расширить преподавание математики на старших курсах, в магистратуре и в продолжающемся образовании (переподготовке и повышении квалификации инженеров, менеджеров).
  2. Создать единую образовательно-научную информационную среду, позволяющую эффективно использовать компьютеры для проведения аудиторных занятий, контрольных мероприятий и, особенно, для самостоятельной работы студентов при очной и дистанционной формах обучения.
  3. Разработать и внедрить учебную литературу нового типа как на традиционных бумажных, так и на электронных носителях (учебные комплексы, электронные учебники и учебные пособия, рабочие тетради для студентов), а также контролирующие и тренирующие компьютерные пакеты.
  4. Оборудовать компьютерные классы надлежащим программным и методическим сопровождением для проведения аудиторных занятий, контрольных мероприятий и самостоятельной работы студентов.
  5. Разработать специальные программные средства, конвертеры и проч., позволяющие преподавателям более эффективно заниматься научной работой, создавать учебные пособия (печатные и электронные) и готовить статьи и книги к публикации на высоком типографском уровне.

Если предложенные нами меры будут реализованы, то математическое образование приобретет новый облик, основные черты которого состоят в следующем:

  1. Изучение математики освобождено от рутины, повторов, технических подробностей, его форма и содержание соответствуют современным достижениям науки и технологии.
  2. Создана универсальная информационная среда в аудиториях института и на домашних компьютерах студентов и преподавателей.
  3. Студенты полностью обеспечены современной учебной литературой, имеют рабочие тетради для лекций, практических занятий и домашних заданий, в том числе, и электронные. Изменились функции преподавателя: он теперь выступает в роли руководителя и консультанта, а студенты, в основном работают самостоятельно.
  4. Компьютерные классы с надлежащим программным обеспечением позволяют преподавателям проводить некоторые практические занятия и контрольные мероприятия, а студентам - выполнять все домашние задания, причем программное обеспечение позволяет преподавателю выбирать темы, содержание и уровень сложности контрольных работ и индивидуальных заданий, а проверку осуществляют компьютеры.
  5. Преподаватели получают различные дополнительные доходы (гонорары, гранты, плату за консультации и проч.), избавлены от спешки, рутины, имеют возможность повышать свою квалификацию в удобной для них форме, в том числе и дистанционной, заниматься научной работой, создавать учебные пособия (печатные и электронные), подготавливать на домашнем компьютере статьи и книги.

Быть может, это пока мечты, но такие, которые вполне могут и должны стать реальностью при условии, что профессиональное сообщество и общество в целом сумеют найти достойный Ответ на Вызов.

Мы приглашаем всех принять участие в обсуждении затронутых вопросов на сайте www.AcademiaXXI.ru.

Литература

[1] А.Дж. Тойнби. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
[2] О.В. Зимина, А.И. Кириллов, Т.А. Сальникова. Высшая математика (Решебник). М.: Наука, 2000.
[3] О.В. Зимина. Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Учебный комплекс. М.: Изд-во МЭИ, 2000.
[4] Л.Д. Кудрявцев. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1985.
[5] А.С. Демушкин, А.И. Кириллов и др. Компьютерные обучающие программы. Информатика и образование, N3,1995.
[6] М.А. Бурковская. О методике эффективного применения компьютера в учебной и аудиторной работе (на примере работы с пакетом РЕШЕБНИК ВМ). Тезисы VIII Международной конференции “Математика. Компьютер. Образование”, Пущино, 2001.
[7] О.В. Зимина. Методические аспекты компьютерной поддержки математического образования. Тезисы IV Международной конференции “Физико-технические проблемы электротехнических материалов и компонентов”, 24-27 сентября 2001.
[8] М.А. Бурковская. Методика разработки компьютерного контролирующего пакета по высшей математике. Тезисы IV Международной конференции “Физико-технические проблемы электротехнических материалов и компонентов”, 24-27 сентября 2001.
[9] A.I. Kirillov. Analysis and synthesis in mathematics and in teaching the mathematics to engineers. Тезисы докладов Международной конференции “Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования”, Москва, 1998.
[10] М.А. Бурковская, А.И. Кириллов. О математических действиях, которые можно передать ЭВМ при обучении математике. Труды VII Международной конференции “Математика. Компьютер. Образование”, Дубна, 2000.
[11] М.А. Бурковская. О понятии компьютерного решения учебной математической задачи на примере использования пакета РЕШЕБНИК ВМ. Труды V Международной конференции “Информатика. Образование. Экология и здоровье человека”, Астрахань, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: