Основные этапы в развитии позитивизма




Классический позитивизм

Представителями первой, классической формы позитивиз­ма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России (П. Лавров, Н, Михайловский).

Поскольку О. Конт — создатель, основоположник такого мощного философского направления, уделим ему несколько больше внимания, чем другим, ибо основные принципы пози­тивизма сформулировал именно он.

Конт Огюст (1798—1857) ~ французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Был секретарем Сен-Симона, затем преподавателем Политехнической школы в Париже. Основная работа «Курс позитивной философии: В 6т.» (1830—1842), которая принесла ему наибольшую извест­ность.

О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Последнюю он мыслил как синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественнонаучного и соци­ального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Основная ее харак­теристическая черта состоит в признании всех явлений подчи­ненными неизменным естественным законам. Поиски же пер­вых или последних причин французский философ считает «аб­солютно недоступным и бессмысленным» занятием.

Применяя принцип историзма (а это несомненный плюс), т. е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человече­ство пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) ин­теллектуальной (теоретической) эволюции человечества.

В первом, теологическом (или фиктивном) состоянии чело­веческий дух объясняет природу вещей воздействием многочис­ленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизичес­ком (или абстрактном) состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями («оли­цетворенными абстракциями»), с помощью которых и объясня­ются все наблюдаемые явления. В третьем, научном (или поло­жительном) состоянии человек стремится к тому, чтобы, правиль­но комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений. При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения аб­солютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт на­зывает главным, основным законом развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу поло­жительной философии. Эта природа (т. е. основная характе­ристическая черта последней) состоит, по его мнению, в при­знании всех явлений подчиненными неизменным естествен­ным законам, открытие и низведение числа которых до ми­нимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон тяготе­ния («чудная теория» Ньютона), с помощью которого объяс­няются все общие явления Вселенной.

Указывая на «разъедающее влияние» специализации науч­ного труда, Конт выводит отсюда необходимость «новой науки» (т. е. положительной философии), которая и призвана к тому, чтобы «предупредить разрозненность человеческих понятий».

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной филосо­фии дает ей возможность играть руководящую роль во всеоб­щем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности по­ложительных идей по всем главным сферам действительнос­ти. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наибо­лее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной филосо­фии, по Конту, состоит в том, что ее можно считать единствен­ной прочной основой общественного преобразования.

Большой заслугой Джона Стюарта Милля (1806—1873) — философа, экономиста и общественного деятеля, стала разра­ботанная им в «Системе логики» (1843) совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Отводя в логи­ке важную роль индукции, он, однако, абсолютизировал этот прием исследования и отрицал дедукцию как метод получения новых знаний. В указанной работе английский философ утвер­ждает, что единственным источником является опыт, предме­том которого являются наши ощущения. Материя — лишь по­стоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.

В «Системе логики» содержится интуитивистская трактов­ка логики как всеобщей методологии наук. В ней Милль изла­гает учение об именах и предложениях, дедуктивных (силло­гистических) умозаключениях и индукции.

Последняя — единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом мате­матики. Она, с точки зрения Милля, должна устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.

Спенсер Герберт (1820—1903) широкую известность по­лучил благодаря разработанному им в «Системе синтетической философии» (1862—1896) учению о всеобщей эволюции, опи­равшемуся особенно на эволюционные идеи Ч. Лайеля и Ч. Дарвина.

Философию он понимал как максимально обобщенное зна­ние законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Философия, по мнению Спенсера, — это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсаль­ной общности, т. е. высшей ступени познания закона, охваты­вающего весь мир.

Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволю­ционизм), которое идет путем накопления вещества при одно­временном рассеивании движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной односторонности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гете­рогенности), т. е- от абстрактного к конкретному и при столк­новении противоположных сторон (сил),

Идею эволюции через противоречия (созидание — разруше­ние и др.) Спенсер перенес с живых существ на все предметы и явления и разработка данной идеи — несомненная его заслуга. Однако, данную диалектическую идею (хотя и с элементами сти­хийного материализма) он понимал в целом механистически как перераспределение в мире вещества и движения, и этим самым стирал грань между различными областями материального мира.

Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нрав­ственных и социальных. Отказываясь искать причины эволю­ции, английский философ понимал эволюционизм как простое описание фактов. Его концепция эволюции не могла объяснить качественные изменения в развитии.

Однако, объективности ради, нельзя не сказать о том, что его философия резюмировала принципы и фактический мате­риал естествознания (и всей науки) своего времени. И хотя в целом она давала им механистически-метафизические объяс­нения, вместе с тем философия Спенсера внесла идею историз­ма в этнографию, историю религий, психологию — что следу­ет признать его важным достижением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: