Материалистическая диалектика.




Разрабатывая философские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики мо­жет быть только материалистическая диалектика как наука о развитии в его наиболее полном в идеи, одновременно, как Логика и теория познания. Марксистская диалектика — прямая преемница идей античности (Гераклита, Платона) и великих философов Нового времени (прежде всего Фихте и Гегеля). С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскольку источником его являются внутренние противоречия предмета. «Пробным камнем» материалистической диалекти­ки Энгельс называл природу (см. его «Диалектику природы»). Природный мир — не застывшее бытие, а непрерывный про­цесс возникновения и уничтожения, бесконечное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Субстрат, «носитель» саморазвивающейся системы взаимо­связанных, взаимодействующих явлений, сторон, граней дей­ствительности, образующих единое, органическое целое. Мир, с позиций диалектики, внутренне противоречив. Он есть вре­менной процесс, а не только развертывание в пространстве.

Подчеркивая древний характер диалектических идей, Маркс и Энгельс обращали внимание на то, что современное содер­жание их может и должно разрабатываться на базе новейших достижений естествознания и философского обобщения соци­альной практики. То, что для древних философов было гени­альной догадкой, в философии и науке Нового времени обрета­ет категориальную форму. В своем высшем, категориальном проявлении диалектика есть сущностное обобщение истории — истории природы и (что еще более ценно) — истории общества. Животные, разъяснял Энгельс, тоже имеют свою историю, но они являются пассивными объектами своей истории, «участвуя» в ней без своего ведома и желания, люди же — «и авторы и актеры собственной драмы» (Маркс).

Диалектическое понимание природы значительно расширяет понимание сущности и природы материи и движения. Мате­рия — не вещество (как это представляется метафизикам), а объективная реальность в бесконечном многообразии своих форм и проявлений. Движение — не только перемещение в про­странстве, но внутреннее свойство материи к изменению и пре­образованию. Движение, как и материя, неуничтожимо: неуничтожима внутренняя потенция саморазвития — к порождению новизны, к скачкам, к переходам в противоположность. «В том обстоятельстве, — писал Энгельс, — что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя не­мыслима без движения. И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничто­жимо. Этот вывод стал неизбежным, лишь только люди по знали вселенную как систему, как взаимную связь тел. А так как философия пришла к этому задолго до того, как эта идея укрепилась в естествознании, то понятно, почему философия сделала за целых двести лет до естествознания вывод о несотворимости и неуничтожимости движения»*.-

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 392.

Но с наибольшей полнотой богатство диалектики раскры­вает себя на уровне человеческого бытия, социальной реально­сти. В марксизме разработка материалистической диалектики стала осуществляться на основании признания решающей роли общественной практики в познании и преобразовании объектив­ной действительности. Благодаря этому диалектика приобрела революционно-практический характер, стала «алгеброй револю­ции».

Философия уже не могла ограничиваться только объясне­нием объективного мира, а стала «активной участницей» его реального изменения, «руководством к действию». Для диалек­тической философии, — подчеркивал Ф. Энгельс, — нет ниче­го раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возник­новения и уничтожения, бесконечного восхождения от низше­го.к высшему.

Принципы материалистической диалектики выступают в качестве регулирующего и направляющего фактора практичес­кой деятельности. Они тем самым не только отражают на са­мом общем уровне объективный мир, но и «творят» его в рам­ках этого уровня и его возможностей.

Возникновение материалистической диалектики как наибо­лее полного учения о развитии было, таким образом, скачком в развитии знания. Постановка чувственно-материальной дея­тельности людей в центр философии и воплощение этой клю­чевой идеи в материалистическом понимании истории позво­лили достичь естественного единства материализма и диалек­тики. Четко «высветилось» то обстоятельство, что органичес­кое соединение диалектики и материализма возможно только на основе принципа практики как чувственно-предметной дея­тельности. Оказалось, что диалектика в своем высшем совер­шенствовании и развитии неотрывна от материализма («цель­ного», полного, охватывающего и социальные процессы), а ма­териализм достигает своего самого зрелого уровня в диалекти-ке которая тем самым полностью совпадает с учением о раз­витии бытия и познания, а также с Логикой, универсальным методом.

Только разработка исторического материализма и на этой основе последовательное проведение принципа отражения по­зволили обнаружить, что законы диалектики общи бытию (при­роде и обществу) и мышлению. Впервые это глубоко осознал и реализовал в «Капитале. К. Маркс, где применена к одной на­уке логика, диалектика и теория познания материализма и где материалистическое понимание истории превратилось из гипо­тезы в теорию, ставшую «ядром», сущностью диалектико-материалистического метода как целостной системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: