Основные особенности диалектической натурфилософии.




1. Пронизанность идеей развития: Шеллинг предпринимает построение диалектической картины развития природных процессов и форм. Природа при этом толкуется как проявление бессознательной жизни разума, который проходит целый ряд этапов — от низших (неорганическая природа) до высших (органическая), и находит свое завершение в появлении чело­века и его сознания. Основная особенность природы — быть веч­но становящейся.

2. Понимание противоречия (полярности) как источника активности и развития всего сущего. Всеобщий закон конечных явлений материи, по Шеллингу, это закон полярности или двойственности, и тождественности. Развитие через поляриза­цию есть основной принцип развития природы. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил — положительного и отрицательного заря­дов электричества, таких же полюсов магнита и т. п. В каждом явлении природы Шеллинг видит продукт борьбы разнонаправленных сил: эта борьба составляет структуру всего живого и всей природы в целом.

Немецкий мыслитель впервые в истории новой философии попытался установить и проследить стадии развития противо­речий в природе. На первой стадии (магнетизм) противополож­ности находятся внутри одного и того же тела и нерасчленены. На второй стадии (электричество) противоположности разделя­ются и распределяются на различных телах, противостоящих друг другу. На третьей стадии (химизм) происходит объедине­ние магнетизма и электричества, их взаимодействие. Тем са­мым, магнетизм, электричество и химизм образуют три степе­ни восходящего ряда потенций динамического процесса. Идея единства взаимосвязи этих сил ключевая у Шеллинга

Таким образом, крупнейший шаг вперед, который был сде­лан им в понимании развития природы, состоял в выявлении того, что данное развитие происходит в результате борьбы про­тивоположностей и представляет собой внутренне противоре­чивый процесс. Натурфилософия Шеллинга имплицитно содер­жала в себе и диалектическое и материалистическое содержа­ние.

В этой связи приведем любопытные поучительные приме­ры. В 1820 г. датский физик Эрстед открыл магнитное действие электрического тока, т. е. выявил связь между электричеством и магнетизмом. Но еще раньше Шеллинг уже в своей ранней работе «Идеи к философии природы» находит много общего между этими двумя субстанциями.

Со времени Ньютона и Гюйгенса боролись две теории света — корпускулярная и волновая. В работе «О мировой душе» Шеллинг писал, что когда я утверждаю материальность света, я не исключаю этим противоположность мнения, а именно что свет представляет собой феномен движущейся Среды — разве не лучше было бы поэтому рассматривать эти мнения не как противоположные, как это делалось до сих пор, а как взаимо­дополняющие, и таким образом «соединить преимущества обоих в одной гипотезе. Пройдет больше 100 лет и в 1924 г. француз­ский физик Луи де Бройль создаст синтетическую теорию све­та, объединившую идеи корпускулы и волны.

Итак, противоречие, единство противоположностей — не только важнейшая характеристика самой природы на всех ее уровнях, но и важнейший принцип ее познания. В природе, — подчеркивает Шеллинг, — нельзя, следовательно, мыслить ни единство без раздвоенности, ни раздвоенности без единства. Одно постоянно вытекает из другого. Для него «раздвоение еди­ного» — универсальный принцип для объяснения всех явлений:

«закон полярности» является как «общим мировым законом», так и «первым принципом философского учения о природе». Мой метод, — пишет Шеллинг, — «мыслить и сочетать воеди­но противоречия». При этом философ обращает внимание на такую важную черту «сочетания воедино» противоположностей, каковой (чертой) является их опосредование. Он настаивает на том, что настоящее знание предполагает совпадение противо­положностей, и притом совпадение обязательно опосредо­ванное.

3. Подчеркивание единства и целостности природы, всеоб­щей связи ее явлений: «вся материя внутренне едина и по су­ществу представляет собой тождество». В другом месте Шел­линг пишет, что в природе нет ничего «отдельно от другого, вне другого, все абсолютно едино и одно в другом». Мир потому един, целостен, что все его процессы проистекают из одного источника — из противоречия, а вся природа есть «всевеликий организм».

4. Утверждение идеальной сущности природы как всеобщего организма- Последний — это у Шеллинга идеальная форма, которая в своем стремлении к материальному воплощению производит все новые и новые виды природного бытия, шаг за шагом продвигаясь в этом своем творчества от простейших механических образований до мыслящих живых существа. Та­кое идеалистическое объяснение давал Шеллинг восходящей иерархии эмпирических форм, наблюдаемых в мире.

5. Стремление понять природу из нее самой, а не из «ин­теллектуальных схем» (как у Фихте). Он утверждал, что при­рода является «законодательницей для себя самой», «довольству­ется сама собой», «обладает безусловной реальностью». После­дняя, по его мнению, проистекает из самой природы — она есть ее собственный продукт — из себя самого «организованное и само себя организующее целое». Шеллинг фиксирует четыре важнейших атрибута природы: материальность, органическая целостность, развитие и полярность. Как видим, налицо четко выраженное стремление немецкого философа к материалисти­ческому и вместе с тем диалектическому воззрению на приро­ду. Шеллинг определенно пытается принимать природу как она есть, без субъективных привнесений, и искать объяснения все­му, что совершается в ней, из принципов, «которые заключены в ней самой». Но эта материалистическая тенденция раннего Шеллинга была кратковременной и неустоявшейся.

6. Подрыв оснований субъективного идеализма. Нарисован­ная Шеллингом картина развития природы, в которой мысля­щий человек появлялся лишь на высшей ступени, вела к отри­цанию того, чтобы в Я фихтевского наукоучения видеть под­линное начало бытия и познания. По отношению к этому Я шеллинговская природа предстала как первичная реальность.

Трансцендентальный идеализм.

Гносеологическая и методологическая ценность «Системы трансцендентального идеализма» состоит в том, что эта работа впервые ввела в систематическом виде в теорию познания прин­цип историзма. В предисловии к этой работе Шеллинг указы­вает, что его задача состоит в том, чтобы представить филосо­фию как знание о знании в качестве того, чем она действитель­но является — «устремленной вперед историй самосознания».

Исходя из такого понимания философии, он обосновывает необходимость исторического подхода и формулирует его сущ­ность. В целях более полного и точного изображения истори­ческого развития философии главнейшей обязанностью автора было не только тщательное различение отдельных эпох, а за­тем выделение в них тех или иных моментов, но и установление также той их последовательности, при котрой не опущенони одно необходимое промежуточное звено. Именно так только может быть достигнута внутренняя "связанность целого".

Лишь такую «связанность», говорит Шеллинг, не подточит ни какой бег времени, оставляя в неприкосновенности этот "остов", на котором смело может воздвигаться все последующее

Структура системы трансцендентального идеализма

включает в себя следующие главные элементы:

1. Теоретическая философия - начинается с методологи-ческого положения о том, что для самосознания необходима борьба между противоположными направлениями (объект и субъект, идеальная и реальная деятельность и т.). Шеллинг подчеркивает, что только в этой борьбе состоится самосознание и только из противоположностей, образующие самосознание, может быть выведен весь механизм Я. При этом немецкий мыслитель различает два акта: 1) когда Я впервые только возникает и 2) когда Я уже налицо, ибо первый акт находится за пределами Я, второй - внутри самого Я. В этой свя3и очень важно установить, в частности, тот момент, с которого начинается сознание, и не примешивать к последнему всё, что находится по ту сторону этой грани, за пределами сознания как Познание должно всегда уметь верно и, по возможности, более точно провести грань между предметом и его предпосыл ками, не смешивая «ту. и.эту. стороны этой грани и не отодвигая или, наоборот, не передвигая "самое возникновение" предмета в ту или иную сторону. Подлинным началом явления, по Шеллингу, является тот момент, когда оно возникает как целое, как система своих предпосылок, а не как «отдельный фрагмент» вне целого и без связи с ним. Реализуя в своей работе принципы историзма и борьбы противоположностей. немецкий философ в истории самосознания выделяет три основных эпохи (этапа): от первоначального ощущения вплоть до продуктивного созерцания; от продуктивного созерцания вплоть до рефлексии; от рефлексии вплоть по абсолютного акта воли: важная мысль этого этапа -попытка (хотя и абстрактная) связать процесс становления сознания самосознания и общества с практической деятельностью людей 2. Практическая философия своим центральным понятием имеет понятие «история», "взаимодействие людей" происходящее в объективном мире (!) как связующей среде и являющееся условием свободы людей как разумных существ. Иначе го­воря — это постановка важнейшего вопроса об объективной закономерности во всемирной истории.

В этой связи интересны мысли немецкого философа о том, что история — это «не абсолютно закономерный ряд», но и не то, что «совершенно не подчиняется никаким законам»; выде­ление трех видов истории — естественная (история природы), мировая история, история познания, развития идей; подчерки­вание особенности истории как целостного поступательного процесса (хотя тесно связанного с мистикой и телеологией); рас­суждения об историческом прогрессе и его критериях; попытка обосновать диалектическую связь свободы и необходимости;

догадка о том, что история носит «вариативный», но преемствен­ный характер; анализ вопроса об отчуждении в истории и др.

3. Философия природных целей. Здесь Шеллинг формули­рует следующую антиномию: «природа, будучи созданием сле­пых сил, вес же сплошь и сполна проникнута целесообразнос­тью». Решение этой антиномии он видит на пути признания первоначального тождества субъекта и объекта: целесообраз­ность природы как в целом, так и в отдельных ее произведени­ях может быть достигнута только на основе созерцания, в ко­тором первоначально и неразличимо объединяются понятие о понятии и сам объект, — тогда результат должен представить­ся в качестве целесообразного.

4. Философия искусства — завершающий раздел системы трансцендентального идеализма. Основные положения этого раздела таковы:

а) Искусство — высшая форма познания вообще, ибо толь­ко оно позволяет целостному человеку добраться до познания высшего. Искусство не может быть подчинено ни практичес­кой пользе, ни морали, ни «науке» (философии), потому что оно выше их.

б) Верховенство искусства зиждется на том, что в его про­изведениях отражается тождество сознательной и бессознатель­ной деятельности. Именно и только искусство способно разре­шить это «глубочайшее противоречие, в нас заключенное». Искусство — это та сфера, где преодолевается противоречивость теоретического и практического, достигается полная гармония сознательной и бессознательной природы и свободы, достига­ется идеал.

в) Способность искусства выражать тождество сознательного и бессознательного Шеллинг объяснял тем, что художник создает свои произведения не столько на основе разумного за­мысла, сколько на основе бессознательного вдохновения.

г) Искусство в процессе своего развития образует спираль: из него (точнее из поэзии) на заре культуры родились философия и другие науки.. :

д) Искусство — «высочайшее единение свободы и необходимости». Это то, в чем, совершив полный круг, находит себе завершение сознательно творческая природа человека. Искусство позволяет целостному человеку добраться до познания, высшего: на этом основывается и его своеобразие и все «свой­ственное ему очарование».

Г.-В.-Ф. Гегель

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики. Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. Некоторое время был домашним учителем, затем в 1808-1816 дирек­тором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. в Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время и рек­тором) до конца жизни..

Основные работы: «Наука логики: В 3 т.. (1812-1816) – это так называемая «Большая логика» наряду с «малой логикой" первой частью «Энциклопедии философских наук» (1817); "Фе­номенология духа» (1807); «Лекции по истории философии" (1833-1836); «Лекции по эстетике» (1835-1838); «Философия истории» (1821).

Общая характеристика философии Гегеля

Как мы уже говорили выше, целый ряд важных диалектических идей был сформулирован в философских учениях Фихте (например, антитетический метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание процессов природы). Вершиной классической немецкой диалектики стала философия Гегеля.Он разработал диалектику в систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением элементов ме­тафизичности. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процес­са, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразова­нии и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассматривае­мых в его философии сфер действительности — от чисто логи­ческих категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель старался найти и указать проходящую через них «нить развития», хотя схематизма и искусственных пост­роений при этом избежать не удалось.

Его фундаментальный вклад в развитие философии состо­ял в том, что он впервые в истории философской мысли дал глубокую систематическую разработку диалектического мето­да мышления и стремился реализовать его принципы при ана­лизе всех сфер действительности.

Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеа­листической базе, поскольку за основу всех явлений он прини­мал некое духовное начало, которое обозначал разными терми­нами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта аб­солютная идея отчуждает себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращает­ся к себе. Вот почему основное противоречие гегелевской фи­лософии — это противоречие между консервативной идеалис­тической системой и революционным диалектическим методом.

Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важней­ших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики. Логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалек­тической логики. Философ выявил во всей полноте (насколь­ко это было можно с позиций идеализма) роль и значение ди­алектического метода в познании и других формах социаль­ной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

Если Кант в форме трансцендентальной логики представил лишь «неясный абрис» диалектической логики, то Гегель впол­не ясно, определенно изложил содержание последней как це­лостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принизил роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а тем более не «третировал» ее. Гегель «тре­тировал» не формальную логику (без нее вообще невозможно никакое познание), а тех ее неумеренных сторонников- которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели видеть) логики разума, не понимали необходимости перехода к диалектическому мышлению.

Вместе с тем философ отмечал ограниченность (но не по­рок!) формальной логики, обусловленную тем, что она рассмат­ривает формы мышления в их неизменности и различии, вне их взаимосвязи и субординации. Признавая важное значение формальной логики, Гегель призывал «идти дальше» — к ло­гике диалектической, которая изучает формы мышления как формы истинного знания в их взаимной связи и развитии, в их субординации.

Диалектика — основа, истинный центр всей философской проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвер­гнута мистификации, это не помешало ему первому дать все­объемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов деятельности. Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым является не «голый результат», а ре­зультат вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от со- держания к содержанию В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.

Разрабатывая субординированную систему категорий диа­лектики и выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения от абстрактного к конкретному, Гегель действи­тельно доказал, что логически формы и законы — не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал. Характерная черта гегелевского диалектического метода его «революционный заряд», который находился в непримири­мом противоречии с его консервативной идеалистической си­стемой. В частности, Герцен называл философию Гегеля «ал­геброй революции». Анализируя его положение о взаимосвязи разумного и действительного, Ф. Энгельс подчеркивает, что именно по всем правилам метода мышления Гегеля появился вывод: «достойно гибели все то, что существует». «Опутанный» внутренними нуждами своей догматической системы, он не сделал такого вывода со всей определенностью, но к этому не­избежно привел его «в высшей степени революционный метод мышления».

Именно в этом и состояло истинное значение и революци­онный характер его философии, что она раз и навсегда разде­лалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Обоснование Гегелем положения о процессуальном характере истины име­ло огромное значение не только для философского и всякого иного познания, но и для области практического действия. Это положение ярко высветило то обстоятельство, что, оказывает­ся, не только в познании, но и в реальной истории человече­ства нет и не может быть окончательного завершения, совер­шенного, абсолютного состояния, а всегда есть бесконечный процесс развития.

И хотя революционная сторона гегелевской философии — диалектический метод — была в конечном итоге «задушена» ее догматической непомерно разросшейся консервативной сторо­ной, именно первая сторона оказалась тем величайшим фило­софским завоеванием, которое в своем материалистическом пе­реосмыслении оказала кардинальное воздействие на развитие познания и практики.

Именно этот метод способствовал появлению в политике самой крайней оппозиции, представители которой видели на всем «печать неизбежного падения». Исходя из того, что «нет ничего раз навсегда установленного, святого», они свергали отжившие общественные порядки. А это свидетельствовало о том, что диалектическая философия, перед которой «ничто не может устоять», не только играла важную роль в теоретичес­кой жизни, но и имела огромное практическое значение. Тем самым она оказывала революционизирующее воздействие не только на сферу философского познания, но и на область практической политики, хотя сам Гегель был весьма далек от этого, склоняясь к очень мирным политическим выводам.

Диалектика как Логика, теория познания и всеобщий ме­тод не должна, по Гегелю, содержать пустые, мертвые формы мысли и принципы, в нее должна войти вся жизнь человека (и индивидуальная и родовая). Философ стремился рассмотреть логику в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного существа, который из­меняет внешнюю действительность и делает ее объективно-истинной. А это значит, что исследование всеобщих закономер­ностей «жизни человека», т. е. его практической деятельности во всех ее формах на основе исторического материализма («од­ного из гениальных зерен, в зародыше имеющихся у Гегеля»), является ключом к разгадке тайны логических категорий, за­конов и принципов, механизма их обратного воздействия на практику. Если «жизнь» не включена в Логику, последняя пус­та, бессодержательна и, кроме того, «бесконтрольна», так как открываются широкие возможности для произвола, субъекти­визма и т. п.

В гегелевской диалектике, даже с точки зрения «чистого мышления», есть что-то большее, чем просто софистика и схо­ластические изощрения. Идеи Гегеля о соотношении разума и практики, теоретической и практической деятельности, его по­нимание диалектики материального и идеального, указывали на необходимость глубокого материалистического исследования этих вопросов. И не только процесса освоения мыслью действи­тельности, по и процесса ее материализации, воплощения в объективную реальность.

Гегель впервые включил практику (хотя и понимаемую как «абстрактно-духовный труд») в рассмотрение диалектико-методологических проблем, сделал се ключевой категорией своей Логики. Последняя, резюмированная в диалектическом мето­де, есть то средство, которое находится на вооружении субъек­та, стоит на его стороне не только как существа мыслящего, по­знающего, но и действующего, преобразующего действитель­ность. А это значит, что диалектика «принадлежит» не только «теоретической», но и «практической идее», служит (и должна служить) не только средством развития теории, но и орудием «добра», «воли», «жизни» — практически-преобразовательной

деятельности.

«Феноменология духа» — «тайна и исток» гегелевской философии

В этой работе (1807) уже достаточно четко сформулировано исходное положение философии Гегеля — тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и вместе с тем как процесс порождения всей действительности.

В «Феноменологии духа» рассматривается эволюция чело­веческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии). Тем самым феноменология предстает как «лестница знания», возводящая индивида от непосредственно­го обыденного сознания до философского мышления и абсо­лютного знания.

При этом переход сознания от одной ступени к другой обус­ловлен противоречием между предметом и знанием о нем, между сущностью и явлением. Следовательно, движение идеи в «Феноменологии духа» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне.

Наиболее важные рациональные идеи «Феноменологии духа» состоят в следующем:

1. Разработка и реализация принципа историзма. Необхо­димость историзма как закона (принципа) познания вытекает у Гегеля прежде всего из необходимости доказательства исход­ного пункта его философской системы — идеи о тождестве бытия и мышления. Показывая в «Феноменологии духа» про­цесс развития абсолютной идеи «от естественного сознания до чистого понятия», где и достигается полное тождество бытия и знания, Гегель в связи с этим формулирует важнейшее мето­дологическое положение о том, что любой результат этого раз­вития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привел к этому результату. «Действитель­ным целым», по Гегелю, является не «голый результат», а «ре­зультат вместе со своим становлением», т. е. со всей предше­ствующей историей предмета.

2. Подчеркивание важной роли трудовой деятельности в жизни людей,в том числе в формировании их сознания. Ге­гель «ухватывает сущность труда», понимает человека как ре­зультат его собственного труда. Но это у него «абстрактно-ду­ховный труд». В процессе трудовой деятельности человек, по Гегелю, формирует, «образует» не только вещи, но и себя са­мого

3 Понимание истории как совместной деятельности инди­видов, а природы их сознания — как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельнос­ти.

4. Представление философии как целостной развивающей­ся системы знания. Он считал, что философия может плодо­творно развиваться только в рационально-понятийной форме. Однако впоследствии Гегель сильно преувеличил значение сво­ей философии как «науки наук», в духе своего панлогизма (т.е. логической деятельности мирового разума).

5. Формулирование идеи триадичности (тезис — антите­зис — синтез), выявление формы развития — спирали.

6. Анализ основных форм общественного сознания: фило­софии, религии, искусства, морали (нравственности), правосоз­нания в их взаимосвязи и субординации.

7. Понимание истины как процесса. По образному выраже­нию Гегеля, «истина не есть отчеканенная монета, которая мо­жет быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в кар­ман». Причем истина у него (как «великое слово») тесно связа­на с заблуждением как своей противоположностью.

8. Постановка вопроса о социальных антагонизмах — «диа­лектика господина и раба». Проблеме социальной борьбы yгнeтённых и угнетаемых, включая предельно острую форму этой борьбы, Гегель уделил значительное внимание, очень сочув­ственно относился к Великой французской революции.

Философская система Гегеля и ее структура

В развитом виде содержание философской системы Геге­ля, сжато изложенное в «Энциклопедии философских наук» (1817), состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — аб­солютная идея, мировой разум, мировой дух и т. п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мыш­лении, а точнее — в самопознании.

В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга ло­гических категорий;

2) развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форме приро­ды — «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;

3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, все­мирной истории, т. е. в «духе» — «Философия духа». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

1. Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непос­редственное знание. Во-вторых, дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его опреде­лениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Логики и теории познания, дается разделение Ло­гики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).

Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т. е. с созданной Аристотелем формаль­ной логикой. В этой связи, говоря о «логическом» (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента) «всякого логически реального»: а) абстрактная, или рассудочная (рассудок); б) диа­лектическая, или отрицательно-разумная; в) положительно-ра­зумная, диалектика как Логика и теория познания.

Характеризуя эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной опре­деленности и такую ограниченную абстракцию считает облада­ющей самостоятельным существованием. А если эта «непод­вижная определенность» абсолютизируется, то получается дог­матизм.

Иначе говоря, рассудок — важный необходимый момент мышления, он как «неподвижное мышление», отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мыш­ление в целом.

Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка явля­ется формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции.

Диалектический момент есть снятие конечными определе­ниями самих себя и их «переход в свою противоположность». Исторически этот момент выступает в двух формах — скепти­цизм и софистика. В этом смысле диалектика — принцип вся­кого движения и жизни.

Положительно-разумное мышление постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах.

Итак, Логика Гегеля — это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.

Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой об­щей и абстрактной категории — категории бытия, противопо­ложностью которой является категория «ничто», а их синте­зом — категория «становление». Вся гегелевская логика развер­тывается между этими двумя полюсами — «бытие» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развер­тывания данных полюсов.

Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним ка­тегории «развитие»; как выражение процесса создания предпо­сылок предмета, возникающего на их основе; как характерис­тика начального этапа уже возникшего предмета.

Важнейшие категории этого учения — качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимо пере­хода количественных (постепенных, непрерывных) и качествен­ных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.

Учение о сущности. Главной проблемой этого учения яв­ляется проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и разли­чие, основание, содержание и форма, необходимость и случай­ность, причина и действие, взаимодействие и др.

Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе таково: «Проти­воречие — корень всякого движения и жизненности: лишь по­скольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движет­ся, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, ве­ликая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего су­щего — в том числе мышления, познания.

Вот почему, иронизировал Гегель, «смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Мышление должно выражать реальные противоречия предмета. Более того, как он считал, присутствие в мышлении противоречия — критерий его исти­ны, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.

При этом речь, разумеется, не идет о так называемых фор­мально-логических противоречиях (путаница, непоследователь­ность мышления), которые, конечно же, должны устраняться из мышления (в реальности их нет). Противоречие, будучи ис­точником саморазвития, само развивается, есть процесс. Основ­ные этапы его развертывания: тождество, различие, основание, где противоречие разрешается. Разрешение одного противоре­чия есть одновременно возникновение другого противоречия.

Учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не про­сто одна из форм мышления и результат абстрагирующей дея­тельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порож­дающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалек­тика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особен­ного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактно­го и конкретного как «единства многообразного»).

Рассматривая категорию «объект», немецкий философ раз­личает такие его качественно различные уровни, как механизм, химизм, телеологизм. Это означало определенный подрыв механицизма и метафизического способа мышления, господ­ствовавших в то время. Интересны идеи Гегеля о взаимосвязи жизни и познания, познания и воления (практической деятель­ности) и ряд других.

2. Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философско­го рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы просле­дить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, стано­вится духом. Прежде всего отметим, что немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание, разделяя все его достоинства и ограниченности — особенно господство в нем механистически-метафизического способа мышления, пытал­ся (хотя и не всегда удачно) эти ограниченности по-своему пре­одолеть.

В частности, он стремился осмыслить природу в ее целост­ности и развитии и соединить диалектику с естественными на­уками. При всех рациональных идеях «Философия природы» — наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое осмысление достижении на­уки в целом.

«Философия природы» распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных к началу XIX века.

Уже внешнее структурное членение указанной работы со­держит по крайней мере две важных позитивных идеи: направ­ленность против механицизма (т. е. стремления только с по­мощью законов механики объяснить все явления природы, включая человека и общество); подчеркивание (вслед за Шел­лингом) иерархичности — расположение областей (сфер) при­роды по восходящим ступеням от низшего к высшему, т. е. «до­гадка» о формах движения материи и о классификации есте­ственных наук по этому основанию.

В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий — притяжение, отталкивание,

масса, тяготение, падение, толчок и др.

Самая фундаментальная положительная идея данного раз­дела, предвосхитившая в определенной степени теорию отно­сительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в дви-жений пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и дви­жения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без дви­жения. При этом материя внутренне противоречива.

В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воз­дух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах. Так, физика всеобщей индивидуальности переходит в физику особенной индивидуальности, которая, в свою очередь (что примечательно) перерастает в химический процесс. При анализе последнего Гегель использует такие понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня, нейтрализация, разделение и др.

«Органическая физика» содержит три последовательно вос­ходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: