Эмпириокритицизм (махизм)




Эмпириокритицизм («критика опыта») — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского фи­лософа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от про­никновения в него философских категорий (особенно причин­ности, субстанции, необходимости и др.).

Мах Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ, профессор физики, математики и философии в университетах Граца, Вены и Праги (где одно время был ректором). Маху принадлежит ряд важных физических исследований.

Основные сочинения: «Анализ ощущений и отношение фи­зического к психическому». М., 1908; «Познание и заблуждение». М., 1909; «Популярные научные очерки». СПб., 1909; «Механи­ка. Историко-критический очерк ее развития». СПб., 1909.

В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», сово­купность ощущений образует тела. При этом он полагает «эле­менты» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науки в це­лом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению не­посредственными наблюдениями. Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.

Итак, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощуще­ний». Задача науки — их описание (с математической обработ­кой), т. е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиоз­ные представления) в целях «экономии мышления» следует уда­лить. Это надо сделать для того, чтобы наука наилучшим обра­зом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей.

Эти идеи возникли у Маха как у физика вовсе не случайно, а в качестве реакции на кризис ньютоновской механики и клас­сической физики, разразившийся в конце XIX — начале XX вв. Желанием Маха (и это нельзя не одобрить) было стремление разрешить названный кризис с помощью нового толкования ключевых понятий «старой» физики и механики. Представле­ниям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих ка­тегорий, чем — что особенно важно подчеркнуть — оказал боль­шое влияние на А. Эйнштейна.

Критический анализ Махом оснований классической механи­ки (включающий известный «принцип Маха») позволил Эйнштейну назвать Маха предшественником теории относительности. В частности, Эйнштейн отмечает, что Мах стремился ввести понятия, «отличные от механических», и близко подошел к по­зиции, согласно которой конечная цель физики может быть до­стигнута из опыта чисто индуктивным путем, на основе тесного контакта используемых понятий и опыта. Великий физик нео­днократно заявлял, что концепция Маха помогла ему критичес­ки осмыслить исходные отношения классической физики.

Если в механике Ньютона ряд физических явлений объясня­ется через отнесение их к абсолютному пространству, то Мах выдвигает другой принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот «принцип Маха» (как его назвал Эйнштейн) был использован не только для критики клас­сической физики, но и для построения новой физики крупными учеными XX в., хотя уже в работах самого Эйнштейна была об­наружена ограниченность, неуниверсальность этого принципа.

Однако известно и другое: позитивистские взгляды Маха создатель теории относительности называл «философскими предубеждениями», помешавшими ему найти правильное ис­толкование фактам, приводящим к признанию атомов и моле­кул, и признать, что содержание физических понятий не мо­жет быть определено вне теории, до теории.

Несмотря на свои «философские предубеждения», Мах (и это положительный момент) подверг специальному анализу поня­тие «заблуждение» и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мыш­ления, физического и психического (и место ощущений в их со­отношении). Научную известность Маху принесли также его труды по механике, газовой динамике, физиологии и оптике.

Таким образом, представители первых двух форм позити­визма доказывали, что классические философские проблемы, связанные с познанием сущности вещей, с неизбежностью ве­дут к агностицизму, либо к разным философским спекуляци­ям. Вопросы абстрактных сущностей — это вопросы метафи­зики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными пред­метами. И изучать эти конкретные предметы можно лишь кон­кретными методами. Выход за пределы этой конкретной реаль­ности с неизбежностью приводит к тому, что сущее подменя­ется должным. А там, где рассмотрение предмета осуществля­ется под углом зрения должного, нет места науке. Там господ­ствует идеология.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: