Во второй главе нашего исследования мы показали, что невозможно построить единую классификацию методов обучения, соблюдая все правила деления. Возникает иллюзия, что, выделив предельное число оснований, можно построить несколько классификаций, и таким образом исчерпать данную проблему. В принципе, наверное – можно, но в этом случае классификации останутся «игрой разума», которая не будет иметь практического применения в виду неимоверной сложности процедур деления неразделимого и совмещения трудно совместимого. Но можно и нужно каким-то образом структурировать методические приемы для того, чтобы ими осознанно пользоваться при осуществлении образовательного процесса и при обучении будущих учителей.
Сообразно логике предлагаемой нами концепции, таких группировок должно быть три: одна – для приемов, относящихся к объективной стороне метода обучения и две – для приемов, принадлежащих его субъективной стороне.
Типология методических приемов на основании их принадлежности определенным элементам структуры
Поскольку метод обучения есть орудие труда учителя, а его цель – передать ученику социальный опыт в соответствии с образовательным стандартом, то основанием для структурирования методических приемов, относящихся к субъективной стороне метода обучения, могут стать задачи, которые необходимо решить педагогу для достижения этой цели:
· организовать учебный процесс;
· создать условия для эффективного усвоения информации.
В соответствии с первой задачей основанием для деления множества методических приемов являются этапы организации учебной деятельности:
· организация взаимодействия;
· актуализация имеющегося у ученика опыта в соответствии с дидактической целью урока;
· организация принятия цели обучучения;
· сообщение нового материала;
· организация усвоения нового материала и его закрепления;
· контроль усвоения;
· сообщение домашнего задания.
Но в этом случае классификацию построить нельзя, так как есть методические приемы, которые принадлежат сразу к нескольким группам. Это «приемы стимуляции и поддержания мотивации учения», «приемы активизации учебной деятельности», «приемы стимуляции и поддержания мотивации учебной деятельности», специфичные для естественнонаучного профиля «приемы организации подведения итогов систематических наблюдений в природе» и характерные для обучения в начальной школе «физкультминутки». В результате деления методических приемов по основанию «принадлежность этапу организации учебной деятельности» можно получить не классификацию, а типологию методических приемов, так только в этом случае допустимо существование объектов, относимых одновременно к нескольким типам.
Соответственно, выделяются следующие типы методических приемов, которые относятся к организации процесса обучения (приемы, обнаруженные нами в дидактической и методической литературе, сгруппированы и представлены в приложении 3, таблица 3.1):
Ø «организация взаимодействия»;
Ø «актуализация имеющегося у ученика опыта в соответствии с дидактической целью урока»;
Ø «организация принятия цели урока»;
Ø «сообщение нового материала»;
Ø «организация усвоения нового материала»;
Ø «организация закрепления изученного»;
Ø «контроль усвоения»;
Ø «сообщение домашнего задания»;
Ø «стимуляция и поддержание мотивации учения»;
Ø «активизация учебной деятельности»;
Ø «подведение итогов систематических наблюдений в природе»;
Ø «физкультминутки».
В типах выделяются роды в зависимости от конкретного содержания этапа, деление рода на виды осуществляется на основании особенностей конкретного «наполнения» содержания, чаще предметного. Например, род – актуализация знаний, виды – актуализация опорных понятий, актуализация чувственного опыта или актуализация материала, изученного на предыдущем уроке; род – обобщение и систематизация учебного материала, виды – организация заполнения под руководством учителя таблицы «Характеристика частей речи», организация создания самим учеником таблицы «Характеристика живого объекта» или организация создания схемы какого-либо химического процесса.
В таблице 3.1. сначала приведены методические приемы, преимущественно принадлежащие одному этапу (первые восемь типов), затем размещены приемы, которые могут использоваться на всех этапах.