Классификация методических приемов, составляющих объективную сторону метода обучения, основывается на особенностях движения информации в учебном процессе. В зависимости от того, по скольким каналам проходит информация при реализации методического приема (одному или нескольким), мы выделяем «мономодальные» (учебная информация проходит по одному каналу) и «полимодальные» (учебная информация проходит по двум или трем каналам одновременно) методические приемы.
Внутри этих типов приемы подразделяются на классы (приложение 3, таблица 3.3) на основании природы информационного канала (звук, зрительный образ, действие/ощущение). Так мономодальные методические приемы подразделяются на «аудиальные», «визуальные» и «кинестетические», а полимодальные – на «аудио-визуальные», «аудио-кинестетические», «визуально-кинестетические» и «аудио-визуально-кинестетические».
В классах выделяются роды в зависимости от конкретного выражения способа фиксации информации, который используется при ее движении по данному каналу/каналам (класс – аудиальные методы, род – устное изложение/восприятие материала). Роды подразделяются на виды методических приемов в зависимости от особенностей конкретного выражения способа фиксации информации, который используется при ее движении по данному каналу/каналам (род – устное изложение/ восприятие материала, виды – монолог, диалог, полилог). В подавляющем большинстве случаев определяющей при делении становится специфика преподаваемого предмета. Например, род – организация работы с динамическими пособиями, виды – работа с кассой, счетами (математика), работа с моделью молекулы (биология) и т.п. Или род – организация работы с натуральными объектами, виды – работа с образцами полезных ископаемых (география), работа с гербарием (биология) и т.п.
|
Все известные и еще не разработанные методические приемы, касающиеся способов предоставления информации, легко могут быть соотнесены с соответствующими группами данной классификации.
При правильно организованном обучении социальный опыт должен транслироваться по всем информационным каналам, эффективное обучение полимодально. Иллюстрациями могут служить результаты исследования, проведенного нами в рамках выполнения диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук[27] и результаты дипломных работ, выполненных под нашим руководством:
· эффективность усвоения знаний достоверно возрастала, если при обучении студентов в курсе естествознания при конструировании методов обучения использовались приемы, оптимизирующие подачу учебной информации;
· уровень усвоения лексики английского языка у учащихся третьих классов и уровень сформированности умения решать математические задачи у учащихся вторых классов достоверно повышались при адресной (в соответствии с ведущей модальностью восприятия ученика) подаче учебного материала;
· учет особенностей модальности восприятия учащихся вторых классов при организации творческого пересказа достоверно повышал эффективность восприятия ими художественного произведения.
По словам А. Эллиса и Дж. Фоутса[28]: «Сущность индивидуальных стилей учебной деятельности заключается в том, что каждый из нас воспринимает и перерабатывает информацию по-разному, и поэтому преподаватель должен сделать все от него зависящее, чтобы уловить, каким способом ученик лучше всего усваивает материал…Типовые школьные задания ставят учащихся в неравное положение, давая одним преимущество перед другими». В связи с этим среди методических приемов в составе метода обучения должна быть выделена группа, которую мы предлагаем назвать «приемы оптимизации способов подачи информации для повышения эффективности методов обучения» (приложение 3, таблица 3.3).
|
Например, если базовый метод аудиальный – устное изложение материала учителем, то его речь должна содержать слова, стимулирующие возникновение в сознании учащихся зрительных и кинестетических образов. Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал – «Послушайте…», кинестет – «Почувствуйте…», а педагог, желающий обратиться ко всей аудитории и активизировать все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится вам в вашей жизни». Устное сообщение информации должно сопровождаться обращением к визуальному ряду (иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.) и «подключением» кинестетических рецепторов (натуральные объекты, муляжи и т.п.).
В связи со сказанным нами выделена специализированная группа методических приемов, позволяющая расширить область воздействия исходно мономодального приема до полимодальной.