Разграничение компетенции между нотариальными органами




 

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Все предусмотренные законом нотариальные действия, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества, могут осуществляться нотариусами, занимающимися частной практикой. Однако при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается только государственной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.

Нотариальные действия совершаются не только нотариусами, но и должностными лицами органов исполнительной власти, а для российских граждан за границей - консульскими учреждениями.

Должностные лица органов исполнительной власти вправе совершать следующие нотариальные действия:

удостоверять завещания;

удостоверять доверенности;

принимать меры к охране наследственного имущества;

свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, а также подлинность подписи на документах.

Однако приведенный перечень не носит исчерпывающего характера. Законодательными актами РФ на указанные должностные лица может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Обязательным условием реализации должностным лицом органа исполнительной власти своего права на совершение нотариальных действий является отсутствие в данном населенном пункте нотариуса.

Компетенция должностных лиц консульских учреждений РФ по совершению нотариальных действий имеет некоторые отличия от компетенции нотариусов и должностных лиц органов исполнительной власти. В компетенцию консульских учреждений не входит удостоверение договоров об отчуждении и залоге имущества, находящихся в Российской Федерации; они не передают заявлений граждан и организаций, не удостоверяют неуплату чеков и не совершают протестов векселей.

Выше речь шла о круге предметов ведения нотариальных органов, т.е. предметной компетенции. Различаются следующие виды предметной компетенции: нотариусов, должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений. Наиболее широкой предметной компетенцией обладают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах. Законодательство о нотариате не предусматривает их специальной предметной компетенции. Все нотариальные конторы и работающие в них нотариусы обладают одинаковой компетенцией.

Территориальная компетенция нотариусов связана с разграничением компетенции между нотариусами по месту (территории) их деятельности. По общему правилу каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением ряда случаев, установленных в законодательстве. Например, удостоверение договоров об отчуждении недвижимого имущества производится не любым нотариусом, а только нотариусом по месту нахождения указанного имущества.


Заключение

 

Вопрос о правовой природе нотариата, его месте в системе правоохранительных органов вряд ли можно отнести к числу достаточно исследованных. Вместе с тем, от его разрешения во многом зависит эффективность нотариальной охраны, осуществления нотариатом конституционной функции оказания заинтересованным субъектам правовой помощи, дальнейшее развитие законодательства о нотариате.

Компетенция нотариата состоит в таких возможностях, которые обеспечивают удостоверение и засвидетельствование в формализованном (правовом) порядке субъективных прав и юридических (доказательственных) фактов. Законодательное отражение общего правила подведомственности юридических дел органам нотариата позволило бы решить ряд проблем как теоретического, так и практического порядка.

Во-первых, общее правило подведомственности дел нотариату, отражая его правовую природу, способствовало бы выявлению его потенциальных возможностей. С учетом общего правила и только на его основе возможно законодательное расширение компетенции нотариальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 35 Основ. Так, например, в связи с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью и в целях усиления государственного контроля над законностью в сфере недвижимости законодатель мог бы предусмотреть особую правовую форму участия нотариуса в процессе оформления прав на недвижимость. Такой формой могла бы быть проверка и передача правоустанавливающих документов на регистрацию в учреждения юстиции. Данное нотариальное действие по существу имело бы не удостоверительный (комплексный, публично-материальный), а публично-правовой характер, присущий нотариальным действиям как таковым.

Во-вторых, общее правило подведомственности дел нотариату должно быть сформулировано для разграничения компетенции нотариальных и иных правоохранительных органов. Внешнее сходство ряда нотариальных действий с действиями (решениями) иных органов зачастую приводит к законодательному умалению их значения. В частности, на недопустимость сведения нотариального удостоверения сделок к проставлению удостоверительной надписи на документе указывается многими авторами, анализирующими соотношение нотариального удостоверения и государственной регистрации сделок с недвижимостью.

В-третьих, именно общее правило подведомственности дел нотариату должно служить ограничению сферы бесспорной гражданской юрисдикции и более целесообразному распределению дел между судами и нотариатом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: